Российская Федерация и страны СНГ
Реформы российского высшего образования в направлении поликультурализма назрели давно. Значительная часть корпуса учителей не готова к эффективной педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде. Многие преподаватели закрывают глаза на педагогические проблемы и трудности, возникающие в многонациональных классах. Хотя у большинства студентов проявляется позитивная мотивация к межэтническому взаимодействию, эмоциональная готовность к сотрудничеству с людьми других национальностей, будущим педагогам часто присущи взгляды, резко противоречащие идеалам поликультурного образования.
Трудности возникают из-за отсутствия научно-педагогических разработок, фрагментарности учебно-воспитательной работы по поликультурному образованию, слабой профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. Как показывают выборочные мониторинги, лишь 20% из числа опрошенных учителей оказались в состоянии представить этническую характеристику классов. 36% прибегают на занятиях к примерам, характеризующим национальные и этнокультурные особенности региона. 27% не смогли дать внятного определения понятия "мультикультурность". 45% не сумели назвать специфические технологии поликультурной поддержки учащихся. Около 50% не владеют методиками межкультурного воспитания.
В России необходимость поликультурного образования признана на федеральном уровне. Тематика поликультурализма и полиэтничности прямо или косвенно заложена в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), введенных в начале 1990-х гг. Программой модернизации педагогического образования (2003) в числе первоочередных мер названы разработка и апробация учебного курса "Педагогическая деятельность в полиэтнической и поликультурной среде". Поликультурной подготовкой преподавателей занимаются учреждения высшего и среднего педагогического образования, а также в системе повышения квалификации учителей.
Вопросы поликультурного образования включены в учебные программы, которые самостоятельно предлагают отдельные вузы. Эти вопросы присутствуют, например, в курсах по сравнительной педагогике, спецкурсах этнокультурной направленности в Московском педагогическом государственном университете, Арктическом государственном университете, Пятигорском государственном лингвистическом университете, Сахалинском государственном университете. К числу учреждений высшего образования и системы повышения квалификации учителей, где занимаются поликультурной подготовкой учащихся, относятся кафедра этиологии МГУ, Центр межнационального образования МИПКРО, факультет психологии МИЭПП, кафедра этнологии Башкирского государственного университета, Международный центр при ИПКРО Республики Саха (Якутия), Хабаровский краевой ИППК ПК, Курсы повышения квалификации педагогов ДОУ в Ижевске, кафедра поликультурного образования в Самарском областном ИПКПРО и др.
Так, кафедра этнологии МГУ ежегодно готовит 20–25 выпускников, получивших знания по межнациональному образованию. Центр межнационального образования МИПКРО с конца 1990-х гг. организует курсы для работников московских школ с этнокультурным компонентом, где проводятся инструктивные занятия по взаимодействию этнических культур и где используется русский язык как иностранный. На факультете МИЭПП готовят специалистов, руководствуясь, в частности, задачами реализации учебных программ по проблематике толерантности. Международный центр при ИПКРО в Якутии планирует путем стажировок и курсов для учителей давать знания по вопросам поликультур- ной идентификации личности, знакомить с понятиями и представлениями о поликультурной среде, спецификой поликультурного воспитания и обучения в ведущих странах и регионах. На курсах повышения квалификации педагогов ДОУ в Ижевске проводились занятия по программе "Организация жизнедеятельности детей в поликультурном (многоязычном) удмуртском детском саду". На занятиях рассматривались методические вопросы обучения дошкольников второму языку как иностранному, давались рекомендации, как избежать педагогических издержек двуязычия. Хабаровский краевой ИППК ПК организовал научно-практическую конференцию, где обсуждалась проблема поликультурного образования в пограничных районах Российской Федерации.
В последнее десятилетие появились педагогические заведения среднего образования, где целенаправленно занимаются подготовкой студентов для деятельности в многоэтнической и многокультурной среде: педагогический колледж поликультурного образования в Сочи, Таймырский поли культурный колледж в Дудинке. Так, в Сочинском колледже имеется двухлетний курс подготовки социальных педагогов для работы с детьми иммигрантов.
Идеи поликультурного воспитания и обучения постепенно приобретают популярность в системе высшего образования. Но часто эти идеи понимаются в урезанном виде. Для примера сошлемся на План полиэтнической и поликультурной педагогической работы в Чувашском государственном университете. В Плане записаны по преимуществу встречи и контакты с представителями культуры и науки зарубежья – Италии, Германии, США. Тем самым игнорируется едва ли не главный принцип поликультурного воспитания – опора сначала на межкультурный диалог в отечественном социуме.
Вместе с тем обзор российских программ высшего образования позволяет утверждать, что уже сегодня имеется научно-методическая основа для реализации поликультурного образования студентов и учителей. Поликультурное образование становится постепенно заметной целью высших учебных заведений России. Речь идет о подготовке дипломированных специалистов, способных к успешной деятельности, в том числе и в учебных заведениях, в условиях культурного многообразия, обладающих навыками гуманного межнационального и межкультурного общения.
ФГОС ВПО педагогического цикла планируют приобретение знаний, которые готовят к восприятию идей мультикультурности. Так, курс "Педагогика" позволяет уяснить, что основой воспитания и обучения является многообразная общенациональная культура. В курсе представлен небольшой, рассчитанный на 2–4 академических часа раздел "Педагогика межнационального общения", предусматривающий воспитание культуры межнационального общения, веротерпимости, толерантности и пр. Курс "История образования и педагогической мысли" дает возможность проследить неразрывную связь педагогических идей и школьно-образовательных институтов в мире и в собственной стране, воспитывает уважительное отношение к отечественному педагогическому наследию, которое сформировано усилиями культур и народов России.
ФГОС ВПО по специальности "Педагогика и психология" предусмотрено овладение такими понятиями, как культурная самоидентичность, этническая и национальная культура, представления о совершенном человеке в различных культурах, принцип культуросообразности в воспитании, национальное своеобразие воспитания и др.
С задачами поликультурного образования перекликаются стандарты "университетских" специальностей. Многие из них содержат существенный потенциал для поликультурного воспитания. При преподавании философии, культурологии, истории, социологии и политологии предлагается создавать мировоззренческую основу осмысления мультикультурализма через понятия "культура", "многообразие культур", "диалог культур", "культуры Востока и Запада" и др. Изучение дисциплины "Иностранный язык" позволяет формировать межкультурную компетенцию и навыки межкультурной коммуникации. Преподавание курсов "История философии" и "Философия права" дает множество поводов для воспитания этнического и гражданского самосознания, личностного осмысления как субъекта этнокультурной группы и многонационального гражданского общества, уважения различных гносеологических воззрений и т.д. Курсы истории открывают картину общей судьбы народов России. Дисциплины "Социология", "Политология", "Основы социального прогнозирования" содержат материалы о субъектах многонационального социума, позволяют выработать активную позицию по проблемам взаимоотношений этих субъектов. "Культурология" как учебный предмет формирует научные представления о взаимодействии макро- и субкультур в общегосударственном пространстве. Курс "Общая психология" позволяет изучать расовые, социокультурные и прочие качественные характеристики индивидуальных субъектов поликультурного воспитания, вариативность психологических механизмов межэтнического взаимодействия, приобретать навыки толерантного повеления для такого взаимодействия и т.д• В курсах отечественной истории, культурологии, социологии и др. студенты усваивают понятия "культура", "межкультурные коммуникации", "этнические и национальные культуры", "культурная картина мира", "интернационализм", "национализм" и пр.
Наличие указанных образовательных стандартов общего академического и психолого-педагогического циклов в высшей школе не позволяет, однако, полностью решать задачи поликультурного образования. Но их использование может оказаться важным фактором и предпосылкой масштабного осуществления такого образования в вузах России.
Определенные усилия по внедрению поликультурного образования на уровне высшей школы предпринимаются в ряде стран СНГ. Так, практическая деятельность в духе поликультурного образования осуществляется в Казахском университете международных отношений и мировых языков им. Абылай хана. В этом университете в качестве специального курса внедрен межкультурный компонент образования, который согласно ФГОС ВПО по профильным специальностям является обязательным. Задачей межкультурного компонента образования является выработка у будущих специалистов восприимчивости к культурным различиям, уважения к уникальности культуры любого народа, такта при общении с представителями других культур. В университете ведется обучение 18 иностранным языкам: через них студенты знакомятся с культурами разных народов. Изучение этих культур предусматривает формирование понимания поведения и мышления их носителей.
В Казахстане разрабатывается учебно-методическое обеспечение поликультурного образования в высшей школе. Так, имеет хождение пособие "Образование в поликультурной среде". Пособие предлагает материалы к факультативным курсам "Культура народов Казахстана", "Духовное наследие народов Казахстана", а также этнопсихологии, музыкальному и декоративно-прикладному искусству народов, населяющих республику[1].