Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).
Предшественник рапповской классовой ортодоксии - Пролеткульт (Пролетарские культурно-просветительные организации), массовая литературно-художественная и просветительская организация, возникшая в 1917 г., которая насчитывала в своих рядах около 400 тыс. членов и издавала 20 журналов. Безусловный гуманистический пафос этой организации, отвечавший потребностям самых широких народных масс приобщиться к культуре и творчеству, противоречил теоретическим взглядам его основателей и руководителей. В основу деятельности Пролеткульта была положена так называемая организационная теория А. А. Богданова, суть которой сводилась к тому, что любое искусство отражает опыт и миросозерцание лишь одного класса и непригодно для другого. Вся предшествующая литература, шедевры русской классики XIX в. созданы не пролетариатом, а значит, не нужны ему. Из этого делался вывод о немедленном создании новой пролетарской культуры, и тем самым отрицаясь общечеловеческие ценности, важнейшим проводником которых является искусство.
Российская ассоциация пролетарских писателей оформилась в январе 1925 г. на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей. Однако история этой организации началась несколько раньше: в 1920 г. Создается ВАНН (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей), в 1923 - МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей). В 1928 г. преобразования продолжаются: ВАПП превращается в ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей). Но поскольку изменение названий многочисленных рапповских подразделений не отразилось на позиции организации, в истории литературы принято одно наименование - РАПП. Моментом четкого оформления ее эстетических принципов можно считать декабрь 1922 г. Наиболее активными в РАППе были литературные критики С. Родов, Г. Лелевич, Л. Л. Авербах, из известных писателей в ассоциацию входили А. А. Фадеев, Д. А. Фурманов, Ю. Н. Либединский, А. Весёлый и некоторые другие.
В своих декларациях рапиовцы размышляли исключительно о пролетарской литературе:
" Пролетарской является такая литература, которая организует психику и сознание рабочего класса и широких трудовых масс в сторону конечных задач пролетариата как переустроителя мира и создателя коммунистического общества".
Очевидно, в самой этой фразе, ставшей краеугольным камнем эстетической платформы РАПП, заложена порочная посылка. Кочуя как заклинание из документа в документ, она утверждала идею разделения литературы, да и искусства в целом по жестким классовым границам, что лишало литературу самой ее сути - общечеловеческого содержания. Вся непролетарская литература (т.е. любая, кроме выпестованной в РАПП), по мнению теоретиков этого направления, не нужна новому обществу:
"Явно буржуазная литература, начиная от эмигрантских погромных писателей типа Гиппиус и Буниных, и кончая внутрироссийскими мистиками и индивидуалистами, тина Ахматовых и Ходасевичей, организует психику читателя в сторону поповско-феодально-буржуазной реставрации. Эта литература является отрядом классовых противников пролетариата и деятельность ее в России (Советской), с точки зрения пролетарской революции, ничем оправдана быть не может".
Все писатели, не входившие в РАПП, но принимавшие революцию (М. Горький, А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, М. М. Пришвин, К. А. Федин и др.). объявлялись попутчиками. Им тоже доставалось от рапповских теоретиков: "Мелкобуржуазные группы писателей, - утверждал Г. Лелевич, - отражают революцию в кривом зеркале и не способны организовать психику и сознание читателя в сторону конечных задач пролетариата". Однако с ними возможно было сотрудничество, при этом наставники из РАПП брались "постоянно вскрывать их путанные мелкобуржуазные черты". Писатель Николай Огнев (М. Г. Розанов), попавший в попутчики, в 1929 г. писал: "Для текущего момента можно установить примерно такой смысл слова "попутчик": "Сегодня ты еще не враг, но завтра можешь быть врагом; ты на подозрении"". Оскорбительность подобного деления художников на "истинно пролетарских" и "попутчиков" многими ощущалась драматически. Такое отношение к "попутчикам" пройдет через всю историю организации.
В своих декларациях рапповцы выдвинули немало лозунгов (например, лозунги "материалистического творческого метода" или "учебы у классиков"). Однако на практике их деятельность сводилась к попыткам обеспечить себе организационное лидерство в советской культуре, а потому основой их литературной тактики была беспощадная критическая борьба с оппонентами и стремление к администрированию в области творчества. О реальном творчестве речь почти не шла. Настоящая литература создавалась вне РАПП: вопреки рапповским наскокам работали М. Горький, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов, В. А. Каверин, Б. А. Пильняк, В. П. Катаев, М. М. Пришвин и многие другие.
Группа "Перевал". Эта литературная группировка, оформившаяся в 1924 г., сумела в 1920-е гг. составить реальную оппозицию рапповцам. Основоположником группы был литературный критик А. К. Воропский, который как никто другой нашел возможность выявить центральные пункты литературных разногласий. В самых общих чертах их можно свести к трем коренным вопросам эпохи, от ответов па которые зависела общественная и творческая позиция писателей.