Лекция 27. РОССИЯ И ЗАПАДНЫЕ СТРАНЫ
Одним из определяющих факторов современной системы международной безопасности является комплекс отношений по линии Россия — Запад. Все более растущее значение на протяжении всего постсоветского периода приобретало азиатское направление внешней политики России прежде всего с такими ключевыми акторами международных отношений, как Китай, Япония, Индия и новые индустриальные страны, вносящие существенный вклад в формирование современного миропорядка.
Общая характеристика взаимоотношений России и западных стран
Как уже отмечалось, в условиях распада биполярного и формирования полицентрического миропорядка не только у России, но и у ведущих государств современного мира возникла необходимость переоценки своего места и роли в современных геополитических реальностях. Применительно к России перед ними встал императивный вопрос, который наиболее четко сформулировал 3. Бжезинский: "Если Россия больше не является противником, то кто же она — уже союзник, или клиент, или просто враг, потерпевший поражение".
Западная составляющая современного миропорядка и его геополитической конфигурации имеет два теснейшим образом взаимосвязанных, но все же самостоятельных компонента — Северную Америку (главным образом США) и Европу, представленную прежде всего странами ЕС. Естественно, политическая стратегия России в отношении этих двух компонентов характеризуется определенными различиями.
Большинство руководителей стран Запада и специалистов по внешней политике убеждены в том, что распад СССР и окончание холодной войны отвечают коренным жизненным интересам этих стран. Соответственно, по их мнению, любая политика России или какого-либо иного государства, направленная на экономическую, политическую и военную консолидацию постсоветского пространства, этим интересам противоречит. Действительно, распад СССР открыл перед Западом беспрецедентные с геополитической точки зрения возможности для проникновения в важные для него, но ранее практически закрытые регионы постсоветской Центральной Азии и Закавказья.
Разумеется, Запад в целом и США в особенности приложат все усилия к тому, чтобы сделать изменения, происшедшие в России и СНГ, необратимыми. Обратное противоречило бы всем канонам взаимоотношений между государствами. Более того, государственный секретарь США при президенте Б. Клинтоне М. Олбрайт утверждала, что "задача США состоит в том, чтобы управлять последствиями распада советской империи".
Однако при всей остроте критики политики России, которая в последние годы развернулась в западных средствах массовой информации, все же было бы ошибкой считать, что Запад в целом стремится к развалу, дезинтеграции России, утрате Москвой контроля за нынешней российской территорией. Это не стыкуется с реальностями ядерно-космического века, века транснационализации и глобализации. Дело в том, что такие категории, как военная сила, баланс сил и интересов, игра с нулевой суммой и т.д., как уже отмечалось, не могут насовсем исчезнуть с повестки дня великих держав.
С определенными оговорками можно сказать, что, будучи не заинтересованы в появлении на мировых рынках нового сильного конкурента, западные страны разделяют с Россией ряд совпадающих интересов. Среди них можно назвать следующие: укрепление международной безопасности, усиление контроля над вооружениями, предотвращение распространения всех видов оружия массового уничтожения, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом, защита прав и свобод человека, охрана окружающей среды и др.
Немаловажное значение для развития отношений между Россией и Западом имеет интеграция российской экономики в мировую экономику. Важным шагом в этом направлении является участие России в многосторонних гражданских проектах, таких как Многонациональная космическая станция, морской космодром в Тихом океане и др.
Запад не может не сознавать, что Россия самим своим существованием обеспечивает некий батане сил и тем самым играет позитивную геополитическую роль на мировой арене. Подрыв этой роли привел бы к дальнейшему усилению дезинтеграционных тенденций и нестабильности на всем Евразийском континенте, что, в свою очередь, может отрицательно отразиться на глобальных интересах США и всего Запада. Сами масштабы России, ее географическое местоположение, сохранение за ней места в ядерном клубе, а также места постоянного члена в Совете Безопасности ООН обеспечивают ей значительную власть и влияние во всемирном масштабе.
Верность этого тезиса подтвердилась тем фактом, что после террористической атаки 11 сентября 2001 г. Россия первой из всех стран на государственном уровне выразила поддержку и соболезнование российского народа народу США. Тем самым она продемонстрировала свою заинтересованность в добрых отношениях с Западом в целом и США в частности. Россия предоставила афганскому Северному альянсу оружие для борьбы с талибами и дала согласие на присутствие американских контингентов в ряде стран СНГ. Примерно так же были в России восприняты взрывы в мадридских поездах 11 марта 2004 г. Со своей стороны, трагедия Беслана в сентябре 2004 г. значительной частью политического и интеллектуального истеблишмента, а также общественностью Запада была воспринята как своя собственная.
При оценке положения России на международной арене значительная часть западных исследователей исходила из признания того факта, что хотя русские и переживают большие трудности, они, можно сказать, не вышли из игры и что эти трудности не могут продлиться вечно. Как говорится, политики и правительства приходят и уходят, а ядерные бомбы и ракеты, а также их носители остаются. Этим неоспоримым фактом во многом определяется политика Запада, да и остального мира в отношении России.
Поэтому вполне объяснимо стремление как Запада, так и России сохранять и в возможной степени расширять взаимоотношения и сотрудничество в политической, торгово-экономической, культурной, экологической и других областях. При всех возникающих время от времени разногласиях и противоречиях по тем или иным вопросам обе стороны пытаются концентрировать внимание на том, что их объединяет.
Можно сказать, что на Западе оценка места и роли России в мире неоднозначна. Есть те, которые спят и видят развал или, в крайнем случае, ослабление России. По все же большая часть западной общественности, политической, экономической и культурной элиты, социально-политических сил, партий, политических и государственных деятелей предпочитают иметь дело со стабильной и сильной Россией.