Россия в трансрегиональных и региональных композициях
Со структурной точки зрения Россия в последние два десятилетия демонстрирует две стратегии участия в региональных формах международной жизни. Первая стратегия связана с процессами консолидации международных регионов (макрорегионализация). Вторая – с формированием моделей, институтов и структур, существующих в рамках СНГ.
Макрорегионализация – ведущий процесс международных отношений глобального периода. Наиболее интенсивно он осуществляется по линиям Северного, Черноморского и Каспийского измерений, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Трансрегиональный формат
В современной международной практике все более динамично развивается сотрудничество по схеме "регион – регион", где основной тенденцией выступает установление трансграничных связей с опорой на исторические традиции. В доказательство этого утверждения приведем наблюдение автора New York Times, зафиксировавшего процесс "создания новых трансграничных общин" на стыке двух курдских районов Ирака и Сирии. При этом в статье специально отмечается, что этот процесс развивается, несмотря на существующие разногласия между влиятельными политическими партиями[1].
Профессор Гетеборгского университета Бьорн Хеттне (Швеция) в одной из своих работ описывает трансрегионализм как собрание институтов и организаций, выполняющих связующие функции между регионами[2].
Этот механизм присутствует в проекте "Северное измерение"[3], в который включены северо-западные территории России. Его географическая зона охватывает Исландию, Норвегию, прибрежные территории Баренцева и Карского морей и южное побережье Балтийского моря. Географический критерий определения территориального формата Северного региона и исторический опыт соседства – основные организационные принципы его конструкции.
Инициатором трансрегионального проекта выступила Финляндия (1997 г.). В июне 1999 г. эта концепция получила статус официальной стратегии Евросоюза.
Со стороны России ее непосредственными участниками являются Карелия, Мурманская, Архангельская, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Вологодская, Калининградская области и город Санкт-Петербург. Таким образом, Северное измерение является частью многостороннего вектора внешней политики России.
Северное измерение нацелено на совместную работу всех его участников по обеспечению безопасности и стабильного развития региона, реализация которой во многом связана с профилактикой недопущения новых разделительных линий в Европе в связи с расширением ЕС. Проекты Северного измерения адаптированы к специфике Северной Европы: холодный климат, большие различия в уровне жизни, экологические проблемы, недостаточная транспортная и приграничная структуры. Наряду с традиционными направлениями экономического сотрудничества (бизнес и инфраструктура) в Северном измерении получило развитие диалоговое партнерство с региональными неправительственными организациями, эффекты которого положительно сказываются на развитии сфер образования, культуры, здравоохранения, научно-исследовательских контактов.
Один из последних документов – Партнерство Северного измерения в сфере культуры – впервые создает основу и условия для роста инновационной экономики, что является новой формой сотрудничества в этом макрорегионе, способствующей развитию малого и среднего бизнеса. В проектах Северного измерения участвуют нс только правительственные органы, но и региональные, субрегиональные, местные органы, бизнес- и театральные сообщества, университеты, научно-исследовательские коллективы, профсоюзные объединения, музеи и т.д.
Заметное влияние в международной среде приобретает Арктический совет – действующий с 1996 г. межправительственный форум циркумполярных[4] государств. Это центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона, образованная Россией, Канадой, Соединенными Штатами Америки, Данией, Финляндия, Норвегией, Исландией, Швецией. После вступления в Арктический совет Китая, Индии, Сингапура, Италии, Японии и Южной Кореи число его наблюдателей увеличилось практически вдвое. О своем намерении наблюдать за деятельностью Арктического совета объявили Турция и Монголия.
В принятие решений и формирование политики Совета вовлечены структуры гражданского общества населения Арктики (от греч. αρκτικός – находящийся под созвездием Большой Медведицы). Статус постоянного участника Арктического совета имеют шесть организаций коренных народов региона:
• Союз саамов – представительный орган сотрудничества саамского населения Норвегии, Швеции, Финляндии и Российской Федерации общей численностью 68 тыс. человек;
• Алеутская международная ассоциация (алеуты – коренное население Алеутских островов, проживающее на обоих берегах Берингова моря – на Аляске в США и на Камчатке в России);
• Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (200 тыс. человек);
• Арктический совет атабасков, представляющий интересы 35 тыс. атабасков, которые проживают в основном в субарктических хвойных лесах в глубинных районах Аляски и Северо-Запада Канады;
• Международный совет гвичинов – народа, проживающего в районах, сопредельных с государственной границей между Канадой и Аляской США (около 1000 носителей языка);
• Инуитская циркумполярная конференция – международная неправительственная организация, представляющая интересы 150 тыс. инуитов, проживающих в арктических районах Канады, США, Гренландии, а также на Чукотке России.
Набор участников и повестка дел Арктического совета позволяют видеть в нем объединение трансрегионального взаимодействия, способствующего институциональному оформлению партнерства между образованиями, представляющими мировые регионы. В последнее время в рамках Арктического совета начали приниматься юридически обязывающие документы – признак возможного оформления форума в межгосударственную региональную организацию.
Активной становится деятельность российских деловых и общественных кругов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где все большее значение приобретает форум АТЭС. Вступление России в АТЭС в 1998 г. благотворно сказалось на ее внешнеэкономической деятельности – расширилась география российских торговых путей за счет освоения рынков Сингапура, Гонконга, Таиланда, Тайваня, Малайзии. Своеобразным регулятором трансрегиональных взаимодействий стал Деловой клуб АТЭС – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков. Заметный вклад в расширение российского участия в форуме вносят член Ассоциации тихоокеанских университетов Дальневосточный федеральный университет и Российский фонд фундаментальных исследований, которые включились в региональные интеграционные процессы в образовательной сфере, сетевое взаимодействие университетов АТР и совместное финансирование научных работ по направлениям, важным для всех экономик[5] региона.
Заинтересованность в российском участии проявляет АСЕАН – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация. С 1996 г. Россия является диалоговым партнером АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия АСЕАН + Россия. Возросший престиж Ассоциации обеспечил ей центральную роль в формировании деятельностной повестки новых трансрегиональных форматов, таких как АТЭС, Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ, 1994 г.) и Азиатско-Европейский саммит (АСЕМ, 1996 г.).
Учитывая глубокий кризис глобального управления в условиях нарастания противоречий по различным векторам мировой политики, экономики и безопасности, важным направлением международной активности России в 2013 г. является председательство в G-20 и проведение саммита "двадцатки" в сентябре в Санкт-Петербурге. В 2014 г. Россия председательствует в "большой восьмерке". Речь идет не столько о представительском аспекте, сколько о возможности проявить инициативу по формированию повестки совместных действий, стратегии формирования нового мироустройства, в котором Россия играет все более значительную роль[6].