Россия в современном мире
Место в России в современном мире определяется действием множества факторов, при этом необходимо учитывать как обстоятельства чисто внутреннего плана, так и условия, влияющие на развитие российского общества извне. Учет и первых, и вторых оказывается важен для уяснения того, где и в какой точке социальных изменений мы находимся; каким образом общемировые тенденции проявляют себя применительно к отечественной специфике.
Выделение внешних факторов, влияющих на развитие нашего общества, существенно, поскольку за последние десятилетия Россия гораздо более, нежели прежде, оказалась интегрирована в систему межгосударственных и международных отношений. С точки зрения развития межгосударственных связей немаловажно то, что с 2001 г. наша страна является полноправным участником "Большой восьмерки" (G8), объединяющей глав государств и правительств наиболее развитых и политически влиятельных стран мира. 22 августа 2012 г. состоялось принятие России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия также является полноправным членом Совета Европы (1996). Признанием вклада России в развитие международных связей стало проведение 2–8 сентября 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке.
Важным шагом на пути развития торгово-экономической интеграции Белоруссии, России и Казахстана стало образование в июле 2010 г. организации "Таможенный союз в рамка Евразийского экономического сообщества". По инициативе и при участии нашей страны были созданы Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и объединение БРИК (Бразилия – Россия – Индия – Китай), саммиты которых прошли в июне 2009 г. в Екатеринбурге.
К постоянным факторам, определяющим роль России как члена мирового сообщества, следует отнести:
1) второй по величине после Соединенных Штатов ядерный потенциал, а также наличие средств доставки ядерного оружия;
2) самую большую по площади и протяженности территорию, которая сказывается на положении нашего государства как евроазиатской державы;
3) большие запасы природного сырья, в силу чего Россия продолжает оставаться одним из крупнейших поставщиков сырой нефти и газа.
Наличие указанных постоянных параметров позволяет интерпретировать российскую ситуацию в терминах концепции глобализации И. Валлерстайна. По его мнению, по мере усиления процессов глобализации происходит формирование экономически и политически господствующих регионов, с одной стороны, и экономически зависимой от центра периферии – с другой. Сообщества, относящиеся к центру системы, характеризует высокий уровень развития технологий, а также соответствующий уровень развития социальной сферы и политической демократии. Страны периферии, напротив, специализируются преимущественно на поставках сырья и объективно находятся в зависимости от цен, определяемых центром. Очевидно, что Россия не может быть в полной мере отнесена ни к одной из указанных групп, однако к ней вполне применим термин Валлерстайна "полупериферия". Как представляется, он наиболее точно отражает сохраняющуюся переходность состояния современного российского общества, сочетающего в себе:
а) черты высокотехнологического развития в отдельных сферах производства (космонавтика, ядерная энергетика, производство вооружений);
б) высокую степень изношенности производственных фондов, в основном созданных еще в советское время, и отсутствие развитой транспортной инфраструктуры;
в) высокую степень зависимости экономики от мировых цен на экспортируемые нашей страной энергоносители.
Все это позволяет отнести наше общество к странам полупериферии (например, Бразилия, Индия), сочетающим в своем развитии черты как первой, так и второй группы. Показательно, что в документах Киотского протокола (1998) Россия отнесена к странам с развивающейся экономикой.
Определяющую роль для двух последних десятилетий в развитии российского общества сыграли экономические реформы правительства E. Т. Гайдара (1992) и принятие 12 декабря 1993 г. нового Основного Закона – Конституции Российской Федерации. Реформы Гайдара открыли путь для развития рыночных отношений в нашей стране, вхождения ее экономики в международную систему разделения труда. В Основном Законе нашли конституционное закрепление демократические завоевания, федеративные основы государственного устройства, основные права и свободы российских граждан. Следует отметить, что два вышеуказанных фактора создавали именно предпосылки, которые при благоприятных условиях способствовали бы развитию свободной высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики, последовательному разделению ветвей государственной власти, формированию гражданского общества и развитию социальной активности россиян. Другой вопрос, почему это не произошло. Можно констатировать, что наряду с прочими условиями на процессы развития российского общества негативным образом повлияли первая (1994–1996) и вторая (1999–2000) контртеррористические операции на территории Чеченской Республики, финансовый дефолт (август 1998 г.), военный конфликт на территории Грузии (август 2008 г.). Экономический кризис 2008–2010 гг. показал высокую степень вовлеченности экономики России в мировую систему хозяйственных связей.
Спад спроса на сырьевые ресурсы, составляющие значительную долю экспорта нашей страны, остро поставил традиционные вопросы о путях интеграции российской экономики в систему международного разделения труда. Не менее важной выглядит и проблема определения приоритетов внутреннего развития. Этому было посвящено послание Президента РФ В. В. Путина, с которым он 12 декабря 2012 г. выступил перед Федеральным собранием РФ.
В своем выступлении Президент РФ поставил три взаимосвязанные задачи, от решения которых в значительной степени зависит будущее российского общества и государства.
Первая задача, сформулированная в послании, касается места современной России в международном сообществе. Речь идет о комплексе факторов, которые будут влиять на мировое развитие в долгосрочной перспективе:
– глобальное развитие становится все более неравномерным, проявляясь прежде всего в разнице темпов экономического роста и качестве жизни, которое само по себе оказывается важным условием продвижения вперед;
– складываются условия для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера как на локальном, так и глобальном уровне;
– ужесточается конкуренция за ресурсы, включая не только природный, но и человеческий компонент, за знания и интеллект;
– в условиях постоянного роста потребления, расширения жизненных и культурных возможностей остро ощущается необходимость выхода на новый уровень технологического развития.
От того, насколько успешно удастся решить проблемы, накопившиеся в предшествующий период в сфере экономики и развития, зависит будущее страны, ее способность сохранить влияние на мировой арене, защитить собственный суверенитет, сберечь свою национальную идентичность. Задача сложная, учитывая те результаты, с которыми государство и общество вступило во второе десятилетие XXI века.
По итогам 2012 г. доля России в мировом ВВП составила 4,1%.
В Рейтинге глобального благосостояния (Legatum Institutes Prosperity Index), учитывающего конкурентоспособность экономики, развитие здравоохранения и состояние окружающей среды, семейные и религиозные ценности (всего 44 показателя), наша страна занимает 66-ю позицию. По мнению экспертов, ключевыми проблемами для развития бизнеса в России продолжают оставаться коррупция и неэффективность госаппарата, а также высокие налоговые ставки. По результатам Индекса экономической свободы, ежегодного рассчитываемого американским исследовательским центром "Фонд Наследие" (Heritage Foundation) и экспертами журнала Wall Street Journal, Россия среди 179 стран, которые оценивались по параметрам, включающим свободу от давления правительства, финансовую свободу, права собственности и свободу от коррупции, заняла в 2013 г. 139-е место. При этом она даже поднялась в рейтинге, продолжая, впрочем, оставаться среди стран с экономикой "главным образом несвободной".
Вторая задача, сформулированная в послании Президента РФ, лежит в сфере социальной политики, поскольку именно она определяет всю систему жизнеустройства общества, затрагивает коренные интересы людей. Здесь на повестке дня стоят проблемы, частью унаследованные из прошлого, а также принципиально новые, отвечающие на запросы времени.
Во-первых, речь идет о необходимости выработки последовательной политики государства, направленной на увеличение рождаемости и снижение смертности, рост продолжительности жизни россиян. В 90-е гг. прошлого века в условиях социальных катаклизмов продолжительность жизни в нашей стране заметно упала, и лишь начиная с 2003 г. ситуация начала меняться к лучшему. На начало 2012 г. она превысила уровень 70 лет, при этом продолжительность жизни мужчин и женщин составила 64,3 и 76,1 лет соответственно. В 2012 г. также впервые был зафиксирован естественный прирост населения, тогда как в целом за период 1991–2011 гг. численность населения России сократилась с 148,3 до 142 млн человек. В то же время все еще продолжает оставаться высоким уровень смертности среди мужчин среднего возраста. Россию от других стран отличает структура смертности, включая ранний уход из жизни в связи с болезнями системы кровообращения, а также внешних причин – ДТП, травмы, отравления, убийства и самоубийства.
Во-вторых, требуется выработка системы мер, направленных на оказание помощи семье, улучшение условий для рождения и воспитания детей, создание благоприятной ситуации для появления в семье второго и третьего ребенка, дальнейшее развитие и улучшение системы дошкольных учреждений. Необходимы меры, позволяющие женщине не опасаться, что рождение второго и последующих детей закроет ей путь к карьере и хорошей работе.
В-третьих, необходимо кардинальное улучшение системы здравоохранения, осуществление мер по внедрению стандартов здорового образа жизни, новых форм спортивной работы среди детей. Необходимо, чтобы занятия физической культурой и спортом стали делом престижа в первую очередь для молодых людей, студентов, могли бы служить в качестве дополнительного социального лифта.
В-четвертых, интенсификация мер, направленных на решение жилищной проблемы, обеспечение жильем, прежде всего молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, педагогов, представителей науки. Особая задача – это предоставление жилья военнослужащим и ветеранам.
Третья, не уступающая по значимости двум другим, задача связана с развитием институтов гражданского общества в России, обеспечением и защитой гражданских прав, углублением демократии, повышением эффективности государственного управления, противодействием коррупции.
Кажущаяся противоположность, а временами и конфликтность отношений общества и государства, на деле предполагает необходимость выстраивания динамичной системы учета различных мнений и интересов, каналов и механизмов легитимации проводимых решений. К числу наиболее значимых направлений развития в рассматриваемой сфере в послании Президента РФ отнесены:
– идущий снизу, от самого́ общества запрос на расширение возможностей проявления гражданской активности и ответственности за все происходящее в стране, обществе, государстве, растущее в связи с этим разнообразие форм социальной солидарности и взаимной поддержки;
– большая открытость власти для граждан и диалога с ними, ее способность быть понятной и аргументированной в своих решениях, прислушиваться и адекватно своевременно реагировать на общественное мнение. Назрела потребность в соответствующем юридическом закреплении права народной законодательной инициативы, с тем чтобы идея, получившая гражданскую поддержку, в том числе в сети Интернет, была бы обязательна к рассмотрению парламентом страны;
– возможность осуществления эффективного и постоянного общественного контроля за решениями, принимаемыми властью, оценки результатов ее работы. Необходимо уделять больше внимания развитию форм прямой демократии, непосредственного народовластия. Активное гражданское участие и эффективный общественный контроль как необходимое условие действенной борьбы с коррупцией;
– осуществление реформ в важнейших сферах жизни общества (здравоохранение, образование, наука, культура) должно осуществляться при обязательном учете мнения профессиональных сообществ, занятых в соответствующих областях деятельности, и публичного общественного мониторинга. Профессиональные сообщества медицинских работников, педагогов, ученых, работников культуры как представители дееспособного и активного гражданского общества получат дополнительные стимулы своего развития.
Как показывает российский опыт, технический прорыв не может быть осуществлен сам по себе, в отрыве от всеобъемлющих социальных реформ. Впечатляющий индустриальный рывок, который совершила Россия во время царствования Александра II и последующие годы, стал возможен благодаря осуществлению глубоких институциональных реформ, преобразивших социальную структуру общества и правовую систему российского государства (освобождение крестьян от крепостной зависимости, военная, земская, судебная и иные реформы).
Завершая вопрос о перспективах проведения социальных реформ в современной России, следует отметить, что ее успешность во многом будет зависеть от способности самой власти измениться согласно велениям времени.