Лекция 15. РОССИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В результате изучения данной главы студент будет:
знать
• особенности осуществления внешнеэкономических связей;
• значение ВЭС для экономики России;
уметь
• применять практические навыки сбора и анализа внешнеэкономической информации;
• давать оценку возможностям страновых рынков;
владеть
• методами экономического анализа эффективности внешнеэкономических операций;
• ключевыми понятиями, специальными терминами, используемыми при осуществлении внешнеэкономических связей;
• современными информационными технологиями и техническими средствами обеспечения внешнеэкономических связей.
Место России в современном мировом хозяйстве
Положение государства в мировой экономике определяется рядом показателей: ВВП, объемом промышленного производства, объемами экспорта и импорта, ВВП на душу населения, индексом развития человеческого потенциала и др.
Правительство РФ поставило задачу значительного роста ВВП и вхождения нашей страны в пятерку государств-лидеров по экономическому развитию (табл. 15.1).
Страны мира стремятся к стабильному положению на мировых товарных рынках.
Мировой товарный рынок – совокупность устойчивых повторяющихся операций по купле-продаже данного товара, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.п.) и (или) выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм поставщиков и покупателей. Показателем оценки мирового товарного рынка является мировой внешнеторговый оборот – сумма экспорта (в долларах США) всех стран мира.
Таблица 15.1
Соотношение ВВП и промышленного производства в Российской Федерации и ряда ведущих экономик мира к 2015 г. (прогноз), %
Соотношение |
ВВП |
Промышленное производство |
||
2003 г. |
2015 г. |
2003 г. |
2015 г. |
|
РФ к США |
12,1 |
15,6 |
20,1 |
25,4 |
РФ к Германии |
59,7 |
76,5 |
66,7 |
86,2 |
РФ к Франции |
80,8 |
108.0 |
123,3 |
171,0 |
РФ к Великобритании |
82,1 |
111,0 |
134,3 |
188,6 |
РФ к Западной Европе |
12,5 |
16,7 |
18,8 |
24,6 |
В мировой торговле сложилась система товарных рынков: топливно-энергетических и сырьевых товаров, машин и оборудования, металлов, химической продукции, лесоматериалов, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, промышленных товаров широкого потребления.
Напомним, что экспорт – вывоз за границу товаров, услуг, капитала, и др. для использования на внешних рынках. Импорт – ввоз в страну товаров, услуг, капиталов и др.
В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ред. от 30 ноября 2013 г.) дано следующее определение экспорта и импорта:
"Экспорт – вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе";
"Импорт товара – ввоз товара на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе".
Не противоречит данному Закону, по определяет цель экспорта еще одно определение: "Экспорт – вывоз за границу товаров, услуг и капитала для использования на внешних рынках".
Различают экспорт товаров, т.е. вывоз материальных благ и экспорт капитала – вложение капитала за пределы данной страны (строительство и эксплуатация предприятий и объектов, приобретение ценных бумаг) в целях получения более высокой нормы прибыли[1].
Учитывая, что сбалансированная структура экспорта укрепляет позиции страны на мировых рынках отдельных товаров, рассмотрим российский экспорт более подробно.
Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы России, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности закупки иностранным лицом товара у российского лица и передача его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.
Признаком экспортной операции является заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны-экспортера. Через экспортно-импортные операции страна вовлекается в МЭО, позволяющие экспортировать ее товары, производство которых более эффективно в стране, импортировать товары, которые не производятся или производятся в недостаточном объеме, а также производство которых менее эффективно в стране.
Экспорт способствует формированию бюджета, повышению конкурентоспособности товаров и сырья, позволяет расширять рабочие места. Однако увеличение экспорта сможет стимулировать экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта приводит к оттоку ресурсов; внутри страны ресурсы (инвестиции) переливаются из обрабатывающих отраслей в добывающие, а это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, функции которой перейдут к импорту.
В практической деятельности экспортеров имеют место реэкспортные операции, направленные на продажу и вывоз из страны ранее ввезенных товаров. Главным условием осуществления реэкспорта является отсутствие переработки этого товара. Согласно нормативным актам РФ с реэкспортными товарами допускаются маркировка, упаковка, расфасовка. Обязательным условием этих действий является то, что их стоимость не должна превышать половины экспортной цены контракта.
Реэкспортные операции осуществляются двумя способами:
1) товары ввозятся в страну реэкспортером и затем из нее продаются импортеру;
2) товары идут напрямую, а расчеты и документация осуществляются через третью страну.
Реэкспорт целесообразен:
• при отсутствии устойчивых торговых связей между странами-контрагентами;
• при наличии благоприятных коммерческих условий в стране реэкспортера;
• при перепродаже товаров;
• в случае закупки за рубежом комплектующих узлов и деталей, которые затем реэкспортируются в составе комплексного оборудования.
В XVII в. Россия экспортировала сырье, продукты сельскохозяйственного и мануфактурного производства. Продукты сельского хозяйства составляли 50% экспорта, остальное – железо, парусное полотно, льняные ткани.
В 1890–1914 гг. экспорт резко возрос. Россия вышла на шестое- седьмое место среди экспортеров мира. В этот период в структуре экспорта появились нефть, марганцевая руда, металлы.
В 1917–1985 гг. экспорт был основой экономической политики правительства, так как валюта за экспортные товары использовалась для удовлетворения различных нужд страны.
В первые годы экономических преобразований, начавшихся в 1985 г., экспортный сектор экономики находился в тяжелом положении (распад СССР, СЭВ).
С начала 1990-х гг. объем экспорта заметно сократился, что объясняется ухудшением производственной базы экспортных товаров, падением конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности.
В 1990 г. объем экспорта составил 71 млрд долл. США, в 1992– 1993 гг. происходит дальнейшее сокращение экспорта.
В 1994–1996 гг. ситуация с экспортом несколько улучшается, но к 1998 г. его объем вновь падает. Одна из причин такого положения – исчерпание экстенсивных факторов увеличения экспорта.
В последующие годы (с 2000 г.) объем экспорта имел тенденцию к росту.
Экспортная квота (доля экспорта в производстве) важнейших товаров России увеличилась по нефтепродуктам, каменному углю, круглому лесу, легковым и грузовым автомобилям, древесной целлюлозе, газетной бумаге, клееной фанере.
Россия осуществляет экспортные операции на основных мировых рынках товаров.