Россия на международном рынке услуг

Большинство отечественных и зарубежных исследователей сходятся во мнении, что структура российской экономики пока далека от постиндустриальной. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составляет 59% среднего уровня ОЭСР, и страна занимает 34-е место среди стран – участниц международных сопоставлений ВВП. Удельный вес занятых в сфере услуг составляет 62%, доля третичного сектора в экономике России – около 60%. По этим показателям страну можно отнести к категории среднеразвитых. В структуре реального сектора экономики преобладают отрасли, связанные больше с индустриальной стадией развития: добывающая, металлургия и металлообработка, тяжелое и транспортное машиностроение, химическая промышленности. На мировом рынке услуг позиции России еще слабее, чем на рынке товаров. На ее долю здесь приходится менее 1,2% мирового экспорта и 1,9% мирового импорта (доля России в мировом товарном экспорте и импорте около 2,5%). Баланс торговли услугами в отличие от баланса обмена товарами характеризуется дефицитом.

В российской практике услуга рассматривается как результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги, при этом момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям. Такое определение было выработано еще в 1993 г. для Системы национальных счетов и используется Центральным банком РФ для целей анализа и статистики [1].

Под международной торговлей услугами понимается совершение операций между резидентами и нерезидентами страны, как это было сформулировано в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с послед. изм. и доп.).

В международном обмене услугами основными для России формами, в отличие от большинства развитых стран, являются в отношении экспорта – трансграничная торговля, а в отношении импорта – потребление услуг физическими лицами за рубежом. Что касается иностранных компаний на территории России, поставляющих услуги через коммерческое присутствие, то она не велика. Объемы продаж услуг через коммерческое присутствие зарубежных компаний в России также не значительны, что определяется слабым участием иностранного капитала в развитии национальной экономики в целом. Также не развит сбыт услуг за рубежом через коммерческое присутствие российских юридических и физических лиц. Таким образом, как по структуре поставок, так и по их способам торговля услугами России не отражает те прогрессивные сдвиги, которые происходят на глобальном уровне.

Динамика развития торговли услугами в России отличается от общемировых тенденций. Если в мире темпы роста торговли услугами опережают темпы торговли товарами, то в российской действительности ситуация обратная. За период с 1995 по 2012 г. стоимость экспорта товаров выросла в 6,2 раза, экспорта услуг – в 5,8 раза. Отношение экспорта услуг к экспорту товаров в 1995 г. составляло 12,7%, в 2012 г. – 10,3%. В отличие от торговли товарами торговля услугами складывается с отрицательным сальдо. В 2012 г. оно составило 46,5 млрд долл, (в 2011 г. – 35,9 млрд долл.). При этом наиболее значительным оно было по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, финансовых, страховых, большинства деловых услуг.

Российская официальная статистика ведется по следующими видам услуг: транспортные, поездки и прочие, в которые включены услуги связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные, прочие деловые, услуги в сфере культуры и отдыха и государственные услуги.

В структуре российского экспорта и импорта услуг наибольший удельный вес имеют транспортные услуги и поездки, однако доля их имеет тенденцию к снижению. В 1995 г. доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг составляла 35%, поездок – 40,6%; в 2005 г. – 36 и 23%; в 2012 г. – 31 и 17%. Что касается импорта, то в 1995 г. доля транспортных услуг составила 16%, доля поездок – 57%; через 10 лет, в 2005 г. эта доля составила по транспортным услугам 13%, по поездкам – 44%; в 2012 г. – 15 и 39,3% соответственно. Быстро растет торговля прочими услугами. Если общая торговля услугами выросла за период с 2000 по 2012 г. по экспорту в 6,7 раза, а по импорту – в 6,5 раза, то торговля прочими деловыми услугами увеличилась за этот период в 13 раз по экспорту и в 9,8 раз по импорту (табл. 14.10).

В географической структуре российской торговли услугами, как и в торговле товарами, преобладают страны дальнего зарубежья, однако участие этого сегмента более ощутимо: на него приходится более 80% экспорта и 90% импорта. При этом наибольшая доля принадлежит Европейскому союзу. Около 10% приходится на страны Северной Америки, 8% – на Азию (табл. 14.11). В разбивке по странам наибольшие объемы в 2012 г. приходится на пять основных (млрд долл.): Великобритания (экспорт – 5,3, импорт – 6,0), США (4,1 и 6,1), Германия (3,8 и 7,1), Кипр (3,0 и 4,9) и Нидерланды (1,5 и 3,3). Экспорт в Китай составил 1,5 млрд долл., импорт из этой страны – 2,1 млрд долл. Со всеми этими странами сальдо торговли услугами отрицательное [2].

Что касается стран СНГ, то, как очевидно, объемы торговли с ними невелики. Наиболее значительными партнерами России выступают (млрд долл.): Украина (экспорт – 2,3 и импорт – 4,3), Казахстан (1,9 и 1,0), Узбекистан (1,3 и 0,4), Беларусь (0,8 и 0,4). Практически со всеми странами СНГ (кроме Беларуси) торговля услугами складывается для России с положительным сальдо [3].

Таблица 14.10. Динамика внешней торговли России услугами, млн долл.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Балансуслуг

-9638

-6665

13 775

24 289

-19 836

-28 702

-35 947

-46 487

Экспорт услуг

10 567

9565

24 970

51 178

41 594

44 981

54 025

62 340

Транспортные

3781

3555

9113

15 024

12 369

14911

16 992

19 161

Поездки

4312

3429

5870

11 842

9366

8830

11398

10 759

Прочие

2475

2580

9988

24 312

19 858

21 239

25 635

33 420

Импорт услуг

20 205

16 230

38 745

75 468

61 429

73 682

89 972

108 827

Транспортные

3307

2330

5137

12 960

9451

12 058

15 303

16 443

Поездки

11599

8848

17314

23 778

20 905

26 587

32 466

42 798

Прочие

5299

5052

16 294

38 730

31 416

35 038

42 203

49 586

Источник: URL: cbr.ru/statistics/7Prtid=svs&ch=Par_27472#CheckedItem

Таблица 14.11. Географическое распределение торговли России

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011г.

2012 г.

Экспорт

Всего

24970

51 178

41 593

44 980

54 024

62 339

СНГ

4381,4

10 682,3

7687,0

8110,9

6141,8

10 052,9

ЕврАзЭС

1254,0

4995,3

2861,9

3113,4

3610,3

3769,0

Страны

дальнего

зарубежья

20 588,8

40 495,0

33 906,3

36 869,7

43 798,0

52 287,1

ЕС

9943,8

20 650,3

16 004,8

17 212,6

20 885,9

23 850,2

АТЭС

4194,9

6923,8

6557,4

17 212,6

7820,3

8082,4

ОЭСР

13 426,8

25 552,0

21 226,0

22 988,1

27933,2

32 649,6

Импорт

Всего

38 745

75 468

61 429

73 682

89 972

108 826

СНГ

4859,6

7486,4

6244,5

7781,6

8831,4

10 323,3

ЕврАзЭС

1220,9

2642,7

1826,6

2146,4

2253,4

3271,5

Страны дальнего зарубежья

33 885,4

67 981,8

55 184,9

65 900,7

81 141,0

98 503,1

ЕС

16 487,0

31 682,9

26 547,3

31 412,4

40 543,9

46 757,7

АТЭС

4937,7

7900,6

6791,9

8409,8

11 121,6

13 387,7

ОЭСР

24 965,5

40 953,5

33 924,6

39 742,9

50 403,2

60 488,7

Источник: URL: cbr.ru/statistics/7Prtid=svs8tch = Par_27472#Checkeditem

Транспортные услуги хотя и остаются главным источником поступлений в сфере услуг, но по своей динамике отстают от потребностей развития и модернизации национальной экономики. В структуре экспорта этого вида услуг наибольший удельный вес приходится на грузовые перевозки – 38%, доля вспомогательных операций – 32%, пассажирских перевозок – 30%. В экспорте услуг грузовых перевозок на долю воздушного транспорта приходится 30% всей стоимости, трубопроводного транспорта – 29, железнодорожного – 20, водного –15, автодорожного – 5, космического – 1% [4].

Основной объем транспортных услуг реализуется в странах дальнего зарубежья: 75% грузовых перевозок, 88% пассажирских и 94% – вспомогательных. Наиболее значительными потребителями российских транспортных услуг выступают Швейцария, Германия, Кипр, в том числе услуг воздушного транспорта – Германия, Китай, Великобритания, водного транспорта – Кипр, Швейцария, Виргинские острова. Список стран явно свидетельствует о большом удельном весе различного рода агентских услуг.

Недостаточно высокий уровень развития транспортных услуг связан в первую очередь с общей отсталостью соответствующей инфраструктуры в России. По официальным данным Министерства транспорта РФ, износ основных фондов организаций транспорта составляет 50–60%. Около 95% самоходных речных судов эксплуатируются более 20 лет и свыше 40% – более 40 лет. 30% автобусов и 40% грузовых автомобилей имеют срок эксплуатации свыше 13 лет. В парке воздушных судов 27,6% имеет срок службы более 30 лет и не соответствует международным стандартам по шумам и эмиссии вредных веществ двигателей. Что касается дорожной инфраструктуры, то протяженность проблемных железных дорог в 2011 г. составила 7,6 тыс. км, только 8% автомобильных дорог имеют многополосную проезжую часть, 39% соответствуют международным нормативным требованиям [5].

Вместе с тем новые магистрали, например Транссибирская или автомобильные шоссе от Тихого океана до европейской границы, могли бы стать крупнейшими мировыми транспортными коридорами. Мог бы также использоваться транзитный водный путь, связывающий Балтийское, Черное и Каспийское моря, а также Северный Морской путь. Однако данный транзитный потенциал Россией задействован лишь на 5–6%.

В силу сохраняющегося до сих пор советского наследия Россия продолжает занимать лидирующие позиции на рынке космических услуг. По количеству коммерческих запусков ракет-носителей для вывода на орбиту различного рода спутников по международным контрактам Россия в отдельные годы опережает все страны. В 2007–2011 гг. Россия вывела на орбиту 56 спутников, ЕС – 26, США – 17, в рамках международной кооперации – 13, Китай – 3, Индия – 1. Накопленный за долгие годы существования космической отрасли опыт запусков и относительная дешевизна предлагаемых услуг выступают здесь главными конкурентными преимуществами. Доходы от коммерческих запусков составили (в млн долл.): в 2009 г. – 742, 2010 г. – 826, 2011 г. – 707, всего за последние 5 лет – 3,3 млрд долл, (у Международной корпорации и США – по 1,0 млрд долл., у Китая – 260 млн долл.) [6].

На международном рынке туризма Россия, несмотря на свой значительный потенциал, также занимает скромное место: 1,3% – по экспорту и 2,0% по импорту. Для этого сектора характерно увеличивающееся год от года отрицательное сальдо (в 2012 г. – 2,3 млрд долл.). В структуре экспорта услуг преобладают деловые поездки (60%), в структуре импорта – личные (свыше 90%).

В экспорте туристических услуг на страны дальнего зарубежья приходится 82%. Основными покупателями в 2010 г. были Великобритания (11%), США (10%), Германия (8%), Кипр (6%), Швейцария (5%). В импорте доля стран дальнего зарубежья еще выше – 89%. Лидерами являются Турция, Германия, Великобритания (их доля по 7%), США (6%), Кипр (5%). Среди стран СНГ наиболее крупными партнерами по экспорту России являются Украина, Казахстан, Узбекистан, импортерами – Украина, Беларусь, Казахстан.

Основными препятствиями на пути развития этого сектора также выступают неразвитость инфраструктуры (в частности, нехватка и высокая стоимость гостиничных номеров, дефицит комфортабельного и оборудованного транспорта) и слабое регулирование этого сектора. По оценке Всемирного экономического форума (ВЭФ), в 2011 г. по индексу конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий Россия заняла 59-е место из 139 [7].

Значение прочих коммерческих услуг, как было отмечено выше, в последние годы увеличивается. С 2005 г. эта группа занимает первое место в экспорте услуг и с 2008 г. – в импорте. Можно отметить быстрый рост экспорта таких характерных д ля постиндустриальной экономики секторов, как телекоммуникации, информационные, консалтинговые, финансовые, инжиниринговые и другие услуги, которые формируют новые условия для развития предпринимательства в целом, в том числе в сфере услуг. Россия занимает 10-е место в мире по экспорту прочих услуг.

Динамично развивающейся сферой являются телекоммуникационные и компьютерные услуги (табл. 14.12). В 2012 г. их экспорт составил 3,4 млрд долл., импорт – 4,4 млрд долл. В 2011 г. предприятиями всех видов связи было оказано услуг на сумму 1349 млн долл. В структуре услуг связи 44,4% приходится на мобильную связь, 6,7% – на междугороднюю и международную телефонную связь, 11% на местную телефонную связь, 8% составляют почтовые услуги и спецсвязь. При этом мобильная связь развивается опережающими темпами. Общее число мобильных телефонов по итогам 2012 г. составило 225,8 млн. Количество мобильных телефонов на 100 жителей составило около 160 ед. В 2012 г. было продано 42 млн мобильных телефонов, 31% из них пришелся на сматфоны, по стоимости их доля в продажах составила 75% [8]. Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция увеличения дефицита баланса по этому виду услуг. В 2012 г. импорт телекоммуникационных услуг превысил экспорт на 1675 млн долл, (в 2011 г. – на 1235 млн долл.), в то время как в 2007 г. сальдо было практически нулевым. Основными странами – потребителями российских услуг по данным за 2010 г. являлись: Великобритания (13%), США (9%), Германия (8%), Италия (5%).

Общее число компьютеров в стране составило 74 млн, из них 78% подключено к Интернету [9]. Количество интернет-пользователей возросло с 15,2 абонентов на 100 жителей в 2005 г. до 43 – в 2010 г. В 2012 г. в России было 60 млн пользователей, к 2014 г. оно должно было составить 80 млн человек. В 2014 г. постоянный доступ к Интернету получит 71% взрослого населения России. Среди причин стремительной "интернетизации" России эксперты называют высокий уровень образования, унаследованный со времен СССР: 39% россиян в возрасте 25–39 лет имеют университетский диплом, сравнительно низкую безработицу на уровне 6% и улучшение демографической ситуации в последние годы. На каждую тысячу работающих приходится 3,2 специалиста с техническим дипломом инженера, строителя или производственника, в то время как в США эта профессиональная группа составляет лишь 0,7 на тысячу человек [10].

Таблица 14.12. Внешняя торговля России услугами в 2012 г. (по методике платежного баланса), млн долл.

Услуги

Экспорт

Импорт

всего

дальнее

зарубежье

СНГ

всего

дальнее

зарубежье

СНГ

Услуги, всего

62 340

52 287

10 053

108 827

98 503

10 323

Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам

2166

1986

179

212

18

194

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров

1782

1525

258

1527

1219

308

Транспортные услуги

19 161

16 214

2947

16 443

14132

2310

Поездки

10 759

6663

4096

42 798

39 095

3703

Прочие деловые услуги

16 408

15 284

1124

20 120

18 607

1513

Строительные услуги

4729

4156

572

7494

6846

648

Страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов

430

370

60

1333

1303

31

Финансовые услуги

1317

1223

94

2775

2749

26

Плата за пользование интеллектуальной собственностью

664

530

135

7629

7585

44

Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги

3494

3024

470

5169

4383

786

Прочие деловые услуги, в том числе

16 408

15 284

1124

20120

18 607

1513

Профессиональные и консультационные услуги в области управления

6923

6709

213

5624

5437

187

Консультационные услуги и услуги по связям с общественностью

2109

1981

76

зон

2960

51

Технические, торгово-посреднические и прочие деловые услуги

9087

8207

880

14 328

13 018

1310

Услуги частным лицам, услуги в сфере культуры и отдыха, в том числе

556

481

75

1117

1073

44

Аудиовизуальные и связанные с ними услуги

314

257

57

817

785

32

Государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям

875

832

44

2210

1493

716

Источник: URL: cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade-ex-b_2012.htm&pid=svs&sid = ITM_4676

Электронная торговля в России еще не получила должного развития. Ее доля в общем объеме розничного товарооборота составила лишь 1,6%, что в несколько раз ниже показателей развитых стран. Однако это направление развивается высокими темпами. В 2011 г. объем рынка электронной торговли увеличился на 33% – с 240 млрд до 320 млрд руб. По оценкам, на электронную покупку авиа- и железнодорожных билетов пришлось 18% рынка электронной торговли, на втором месте портативная электроника – 11%, на третьем – крупная бытовая техника (10%).

Вместе с тем темпы роста телекоммуникационных и информационных услуг не так высоки, как в быстро развивающихся странах. Можно согласиться с мнением О. Бирюковой: "Россия на мировом рынке услуг выступает скорее как экспортер “технологического сырья” (результатов научных исследований и разработок, недовведенных до промышленного внедрения) и импортер готовых научных и технологических решений" [11].

В последние годы все больший вес приобретает операционный лизинг, к которому относятся операции, связанные с арендой машин и оборудования, зданий и сооружений. Для этой сферы также характерно отрицательное сальдо баланса. Основными контрагентами по экспорту этого вида услуг выступают резиденты Кипра, США, Нидерландов, Великобритании, Германии, Норвегии, т.е. скорее всего выходцы из России. В операциях со странами СНГ преобладает аренда железнодорожных вагонов и оборудования. Основной объем приходится на Казахстан, Украину, Белоруссию. В импорте услуг операционного лизинга преобладали операции по аренде машин и оборудования, их удельный вес превысил 70%. В основном речь идет об аренде воздушных и морских судов.

Быстрыми темпами растет экспорт деловых, профессиональных и технических услуг. В его структуре доминируют услуги в области архитектуры, инженерные услуги, реклама, маркетинг, консалтинговые услуги. Импорт услуг этой категории также опережает экспорт. Здесь, по оценкам экспертов Банка России, велика роль аутсорсинга при предоставлении нерезидентами такого рода услуг, как сейсморазведочные работы, верификация исследований, разработка проектно-сметной документации при строительстве жилых и производственных комплексов. Более половины совокупного импорта приходится на США, Германию, Украину, Нидерланды, Францию, Италию.

Невысокие показатели в сфере экспорта и импорта услуг в России определяются прежде всего слабым развитием этого сектора в экономике страны в целом, которое, в свою очередь, сдерживается неразвитостью или даже отсутствием инфраструктуры, низким качеством и неконкурентоспособностью сектора услуг, недостаточно надежным регулированием.