Россия в конце XVII в.

После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его сын от первого брака с Марией Ильиничной Милославской Федор (схема 100). Короткое царствование Федора Алексеевича ознаменовано дальнейшим укреплением государства и централизацией власти. В 1680 г. была проведена окружная реформа. С 1682 г. отменялось местничество, что объективно способствовало усилению позиций дворянства. Существовали и проекты реформирования административно-церковного управления страной, но они не были реализованы из-за ранней смерти царя в 1682 г.

Схема 100

Схема 101

Молодой Федор Алексеевич умер бездетным, поэтому после его кончины остро встал вопрос о престолонаследии, В это время происходит борьба за власть между боярскими фамилиями Милославских и Нарышкиных, представительницами которых были соответственно первая и вторая жены Алексея Михайловича. По праву старшинства наследником русского престола должен был стать Иван, сын Марии Милославской. Однако Иван Алексеевич был человеком слабым, болезненным и неспособным к управлению государством. Царем был провозглашен сын Алексея Михайловича от второго брака Петр. Это не устраивало Милославских и они спровоцировали стрелецкое восстание против Нарышкиных. В результате было принято компромиссное решение: русский престол поделили между двумя царями Иваном и Петром. Регентшей при них стала сестра Софья (схема 101).

Культура

XVII в. – это начальный период формирования новых культурных традиций в различных сферах духовной жизни общества (схема 102). Распространялись просвещение и грамотность. Начался процесс секуляризации – обмирщения культуры, что означало все большее проявление в различных ее отраслях светских элементов. Все сильнее в России стало сказываться влияние культуры западных стран. В различных видах искусства возникли совершенно новые жанры и стили.

Просвещение

О его развитии свидетельствует работа Печатного двора, который стал издавать все больше книг гражданского содержания. Первой из них был букварь Василия Бурцова, вышедший в свет в 1634 г. В середине столетия увидела свет "Грамматика" Мелетия Смотрицкого, а в конце – богато украшенный рисунками букварь Кариона Истомина. Возникают регулярные школы, например при Печатном дворе и в Заиконоспасском монастыре. В 1687 г. братья Лихуды (греки по происхождению) открыли Славяно-греко-латинскую академию. Ее выпускником в следующем XVIII в. станет М.В. Ломоносов.

Схема 102

Литература (схема 103). В начале XVII в. в них отражались события Смутного времени. Сохранились народные песни о Григории Отрепьеве, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой. О Смуте рассказывают и многие произведения письменной литературы: "Сказание Авраамия Палицына", "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Новый летописец" и т.д.

В XVII в. на страницах русских изданий появляется вымышленный герой, которого в русской литературе до этого времени не существовало. Очень популярными становятся бытовые и сатирические повести. В "Повести о Шемякиной суде" и "Повести об Ерше Ершовиче" высмеивается неправедный суд царских чиновников. В "Слове о бражнике" пародируется житийное поведение, а в "Повести о Фроле Скобееве" описываются похождения ловкого авантюриста.

Подлинным шедевром русской литературы считается "Житие протопопа Аввакума", написанное им самим. Испытавший за свою жизнь немало гонений со стороны властей, лидер раскола был посажен в земляную тюрьму в северном городе Пустозерске. Предчувствуя скорую казнь, он написал на клочках бумаги автобиографию. По существу это были первые русские мемуары. Никогда еще в русской литературе так многогранно и лирично не изображалась человеческая судьба. Протопоп Аввакум отходит от церковно-славянского книжного стиля и пишет языком живой разговорной речи: "Понеже люблю свой природный русский язык".

Схема 103

О начале обмирщении культуры говорит появление при дворе Алексея Михайловича первого русского театра. Его организатором стал дьяк посольского приказа Артамон Матвеев, а режиссером – пастор Грегори. Репертуар театра составляли пьесы, написанные на основе библейских сюжетов. В театре играли исключительно мужчины и юноши.

Архитектура

Развитие каменного зодчества было прервано событиями Смутного времени (схема 104). С середины XVII в. каменные церкви стали строиться не только в городах, но и в сельской местности. Выдающимся памятником русского зодчества является ансамбль Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Храмовое строительство XVII в. имеет свои особенности. В эту эпоху преобладали пятиглавые соборы. Богаты были украшения церквей: кокошники, карнизы, колонны, оконные наличники, иногда изразцы. Главы церквей XVII в. поставлены на высоких "шеях" и принимают отчетливо выраженную луковичную форму. Строительство шатровых церквей было запрещено после церковной реформы, так как они считались несоответствующими византийским образцам. В конце века появляется новый стиль: московское, или нарышкинское, барокко. Здания, построенные в этом стиле, как правило, красного и белого цветов, стройные, высокие и богато украшенные колоннами и пилястрами. К лучшим образцам нарышкинского барокко относятся церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьего монастыря (Москва).

Схема 104

Схема 105

Зодчество XVII в. представлено не только церковной, но и гражданской архитектурой: Теремной дворец в Московском Кремле, Кремль в Ростове Великом, палаты купцов Поганкиных в Пскове и др. Шедевром деревянной архитектуры был не сохранившийся до наших дней дворец Алексея Михайловича в с. Коломенском.

Изобразительное искусство

В русской иконописи XVII в. намечается отход от канонов прошлых веков (схема 105). Появляются иконы нового, или фряжского, письма. Традиции русской живописи в них сочетаются с достижениями европейского искусства. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата, ставшая художественным центром России. Лучшим мастером считался Симон Ушаков.

Для живописи XVII в. характерно появление вполне светского жанра – портрета. Изображения отдельных лиц назывались тогда парсунами. Самая старая из сохранившихся парсун – портрет полководца М.В. Скопина-Шуйского. В начале века парсуны создавались на основе иконописных традиций, затем они становятся более реалистичными.