Россия и Индия
Для российско-индийских отношений характерно совпадение позиций по широкому кругу проблем, что дает двум странам возможность на взаимовыгодной основе сотрудничать на мировой арене. Они выступают в качестве приоритетных геополитических партнеров, обеспечивающих необходимый баланс сил в Азии. Как Индию, так и Россию не устраивает усиление и распространение исламского фундаментализма и международного терроризма в различных его проявлениях. Они прилагают усилия для координации своих действий по эффективному противодействию этим новым источникам угрозы международной безопасности.
Со времени получения Индией независимости советско /российско-индийские отношения развивались безоблачно, без сколько-нибудь серьезных противоречий и тем более конфликтов. После распада СССР эти отношения основываются на Договоре о дружбе и сотрудничестве между двумя странами, подписанном в 1993 г., и Декларации о стратегическом партнерстве, подписанной в 1999 г.
Особенно успешно развивалось и продолжает развиваться военно-техническое сотрудничество двух стран, начало которому было положено в 60-е гг. минувшего века.
Массовые поставки советского оружия в Индию начались в период индо-пакистанских конфликтов 1965 и 1971 гг. В связи с этим уместно напомнить, что в этих конфликтах СССР полностью и безоговорочно стоял на стороне Индии. По имеющимся данным, к 1990-м гг. доля советской боевой техники составляла не менее 70% вооружения индийской армии.
В силу известных причин в 1990-х гг. в российско-индийском сотрудничестве в военно-технической сфере наметились определенные трудности, что привело к сокращению поставок российских вооружений в Индию. С середины 1990-х гг. наблюдается тенденция к восстановлению и дальнейшему расширению этих отношений. В настоящее время более 75% номенклатуры вооружений индийской армии приходится на вооружения советского или российского производства. Важно учесть и то, что в последние годы наблюдается тенденция к расширению совместного производства военной техники. Индия во все более растущей степени проявляет стремление приобретать у России (равно как и у других стран) лицензии на производство тех или иных новейших систем вооружений.
Однако, оценивая перспективы отношений двух стран, необходимо учесть, что в последние годы наблюдаются определенные серьезные подвижки во внешнеэкономической и внешнеполитической ориентации Индии. Несмотря на дружеские отношения с Россией, эта страна следует собственному, особому пути, частью которого является диверсификация направлений развития торгово-экономических отношений, в том числе военных технологий. Как уже указывалось в гл. 13, в настоящее время Индия обратилась за новейшими системами вооружений к США, открыла свой рынок вооружений другим (прежде всего европейским) странам.
Тем не менее Индия остается одним из наиболее надежных союзников России в деле формирования нового полицентрического миропорядка. В этом отношении она может оказать неоценимую услугу как России, так и мировому сообществу в целом в обеспечении безопасности в Азии, а также предотвращении гегемонии в регионе какой-либо одной державы.
Активизация присутствия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Весьма активные торгово-экономические и политические связи сложились и успешно развиваются между Россией и Республикой Корея. В 1995 г. объем их товарооборота составлял 3,3 млрд долл., к 2000 г. он достиг уже 10 млрд долл., а в 2008 г. — 18,4 млрд долл. Сеул готов к участию в разработке энергетических ресурсов на Дальнем Востоке. Особый интерес представляют поставки оружия, а также создание общей военной и промышленной базы. В плане обеспечения безопасности объединение Северной и Южной Кореи может способствовать установлению баланса в отношениях между Россией, США, Японией и Китаем.
Вместе с тем озабоченность российского руководства и общественности вызывает обстановка на Корейском полуострове, где продолжается противостояние севера и юга с возможным вовлечением Китая и США. По причине географической близости России и Корейского полуострова в случае вооруженных столкновений особую опасность представляет возможность нанесения ракетных ударов по стратегическим объектам КНДР с распространением экологических последствий на соседние российские территории. Оценивая роль двух Корей, необходимо учесть, что в Приморье, Хабаровске, на Сахалине и Камчатке наряду с прояпонскими, прокитайскими, проамериканскими сформировались прокорейские лобби.
В Юго-Восточной Азии большой интерес для России представляет Вьетнам. На шельфе СРВ в Вунгтау российско-вьетнамское совместное предприятие "Вьетсовпетро" ведет добычу нефти. Сейчас с участием "Петровьетнама" и "Зарубежнефти" (соучредителя "Вьетсовпетро") реализуется проект "Вьетросс", предусматривающий строительство в СРВ нефтеперерабатывающего завода мощностью 6,5 млн тонн. О дальнейшем расширении взаимоотношений между двумя странами свидетельствует тот факт, что в 2006 г. их товарооборот достиг 1 млрд долл.
В целом можно сделать вывод, что все отчетливее прослеживается тенденция к оздоровлению политического климата в этом регионе. Улучшаются российско-китайские и китайско-индийские отношения, а также отношения между Китаем и Вьетнамом, Китаем и Индонезией, успешно развиваются отношения между Россией и Кореей. При всех трудностях все активнее развертывается диалог между двумя корейскими государствами.
Сотрудничество со странами восточноазиатского региона становится одной из важнейших предпосылок решения стратегической задачи ускоренного экономического развития российского Дальнего Востока. В России огромные ресурсы сосредоточены именно в азиатской части, в Сибири и на Дальнем Востоке, а страны Восточной Азии нуждаются в этих ресурсах. Разрабатываются инвестиционные проекты в зоне экономического развития Туманган, находящейся на стыке Китая, Приморского края и КНДР. Спонсорами проекта, осуществляемого под эгидой Программы развития ООН, выступают, помимо самой ООН, Южная Корея, Финляндия и другие европейские страны. Его участниками являются Россия, КНР, Монголия, Республика Корея и КНДР. В этом плане немаловажное значение имеют шаги по созданию в Сибири и на Дальнем Востоке инфраструктуры для экспорта из России электроэнергии и углеводородных ресурсов в восточноазиатские страны.
В случае успешного выполнения уже намеченных программ и заключенных договоров российское Приморье может стать крупнейшим торгово-промышленным и транспортно-транзитным центром перевалки товаров из Восточной Азии в западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию. Такой курс представляется залогом сохранения территориальной целостности страны на Дальнем Востоке. Одна из важнейших задач в дайной сфере состоит в формировании всеобъемлющей региональной системы безопасности с участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай, Россию, Республику Корея и КНДР. Важной предпосылкой реализации данной задачи является сохранение в регионе достаточного российского военного потенциала, в частности, военно-морского.
В мегарегионе (от Чили до АСЕАН) России есть что позаимствовать и в чем поучаствовать: в сферах научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, телекоммуникаций, образования, социальной политики, культуры. Здесь сосредоточены громадные запасы морских и наземных природных ресурсов, в том числе дефицитных в самой России. Отсюда, наконец, зачастую проще снабжать Дальний Восток и Крайний Север продовольствием, чем из Центральной России. Здесь предполагается концентрировать усилия на активизации участия России в основных интеграционных структурах — АТЭС, АСЕАН, "Шанхайской шестерке".