Роман о "потерянном поколении" в мировой литературе
Фраза американской писательницы Г. Стайн: "Все вы - потерянное поколение", высказанная Э. Хемингуэю как фронтовику и использованная им как эпиграф в своем романе "И восходит солнце" ("Фиеста", 1926), стала термином для обозначения своеобразной разновидности реализма XX в., получившей название литературы "потерянного поколения". Ее отличительные черты проявляются в выборе героев (преимущественно вчерашних школьников), прошедших испытания Первой мировой войны и не могущих психологически вписаться в мирную жизнь, сомневающихся в любых высоких словах, обесцененных войной. Бросается в глаза неизбывное одиночество героев, их понятная тяга к спасительной фронтовой дружбе и к любви. Определяющей чертой в характеристике героев предстает мужественный стоицизм, являющийся единственным выходом из трагичности их положения. С художественной точки зрения произведениям о "потерянном поколении" свойственны незамысловатость повествовательной манеры, сюжета, диалогов. Вместе с тем проявляется характерный психологизм в описании внутреннего мира персонажей, прошедших тяжелые испытания.
Первые романы о "потерянном поколении" появились вскоре после окончания Первой мировой войны: "Три солдата" Дос Пассоса (1921), "Великий Гетсби" (1925) Ф.-С. Фицджеральда, "Солдатская награда" (1926) У. Фолкнера и др. Но вершиной литературы "потерянного поколения" стали "На Западном фронте без перемен" немецкого писателя Э.-М. Ремарка, "Прощай, оружие!" американца Э. Хемингуэя, "Смерть героя" английского писателя Р. Олдингтона, опубликованные в 1929 г., когда появился призрак новой войны. И сегодня ценится глубокий реалистический психологизм романов, передающих выстраданный опыт их создателей.
Теория "эпического театра" Б. Брехта
Среди драматургов-новаторов XX в. (Г. Ибсен, Б. Шоу, А. Чехов и др.) Бертольт Брехт (1898-1956) - немецкий писатель, режиссер, один из крупнейших реформаторов театра и драматургии, предложивший новую теорию "эпический театр", создатель и художественный руководитель театра "Берлинер ансамбль". Начав свой творческий путь как поэт, Брехт - участник событий Ноябрьской революции 1918 г. в Германии - убеждается в своем призвании драматурга и режиссера.
Свою театральную систему он назвал "эпическим театром", заимствовав этот термин у Ф. Шиллера. Эпичность, рассказывание играет в его спектакле важную роль, но термин все же условен, хотя Брехт во многом противопоставляет его традиционной ("аристотелевской") форме театра. "Эпический театр", по мнению Брехта, должен рассказывать об определенном событии (в "аристотелевском театре" сцена воплощала событие), противопоставлять зрителя событиям (оппонент вовлекал зрителя), ставить зрителя в положение наблюдателя (переносил в другую обстановку), обращаться к разуму зрителя (обращался к чувству), спектакль должен заставить зрителя изучать, обсуждать показываемое (заставлял зрителя сопереживать), принимать решения (изнашивал активность зрителя), требовать анализа событий и суда над персонажами (от актера требовалось перевоплощение), возбуждать интерес к ходу действия, что предопределило заимствование сюжетов (спектакль возбуждал интерес к развязке). Театральная система Брехта охватывает все компоненты театра: драматургию, игру актеров, стиль режиссуры, оформление спектакля, самих зрителей. Самое существенное в его театральной системе - принцип "эффекта остранения". Цель данного приема - показать явление с неожиданной стороны, разрушить объективную видимость, вернуть первоначальный смысл, чтобы внушить зрителю аналитическое и критическое отношение к изображаемым событиям. Остранения можно добиться, если драматург и режиссер сгущают объективную или ложную видимость, доводя ее до абсурда. В таком случае обыденное предстает как нечто особенное, чтобы зрителю казалось, что примелькавшиеся вещи он видит в первый раз. Так, на примере героини пьесы "Мамаша Кураж и ее дети" (1939) зритель впервые увидел мать-маркитантку, которая, сама того но сознавая, становится в ряд с теми, кто губит ее детей, кому выгодна война. Все в театре Брехта: поэзия, музыка, нарочито заимствованные сюжеты из Шекспира, Мольера, Софокла, Горького, Гашека, перенесение действия в экзотические страны Востока и Азии, отказ от костюмов и привычных декораций, элементы эксцентрики и балагана, - служило созданию эффекта остранения.
Один из важных приемов театра Брехта - зонги (песни) - смысловые точки, пунктир авторской и режиссерской мысли. Театральная система Брехта, новаторская по сути, многое воспринимала из классического театра Японии, Китая, средневековой мистерии, революционно-пропагандистского театра России 1920-1930-х гг. Она блестяще воплощена в знаменитых пьесах "Трехгрошовая опера", "Кавказский меловой круг", "Жизнь Галилея", "Карьера Артура Уи", "Добрый человек из Сезуана", "Мамаша Кураж и ее дети" и др.