Роман "Евгений Онегин"
Роман "Евгений Онегин" – главное произведение Пушкина. Его первые строки появились в мае 1823 г., а 26 сентября 1830 г. в Болдино роман был закончен. Тогда же Пушкин подвел итог: над "Евгением Онегиным" он работал "7 ле<т> 4 ме<сяца> 17 д<ней>". В целом же роману – от замысла (колыбелью "Онегина" Пушкин называл Крым, где был в 1820 г.) к публикации отдельным изданием (когда главы, выходившие разрозненно, впервые были представлены как единое целое) – было посвящено 13 лет жизни. Понятно, что за это время изменился сам Пушкин, изменился русский мир, духовная атмосфера в России.
Роман развивался и рос вместе с автором, поэтому история его создания отражает историю духовной жизни поэта.
Важным этапом в создании "Евгения Онегина" стали "Руслан и Людмила" и южная поэма "Кавказский пленник".
В поэме "Руслан и Людмила" (1817–1822) Пушкин делает ряд важных открытий, которые затем будут развиты им в романе "Евгений Онегин". Так, например, многих читателей поэмы озадачило то, что очень простой сказочный сюжет таил в себе множество происшествий. Одна из рецензий на поэму была составлена из вопросов, обращенных к поэту: "Зачем Финн дожидался Руслана? Зачем он рассказывает Руслану свою историю, и как может Руслан в таком несчастном положении с жадностию внимать рассказам старца?
Зачем Руслан присвистывает, отправляясь в путь; показывает ли это огорченность человека? Зачем Фарлаф с своею трусостью поехал искать Людмилу? <...>
Зачем маленький карло с большой бородою (что, между прочим, совсем не забавно) приходил к Людмиле? Как Людмиле пришла в голову странная мысль схватить с колдуна шапку (впрочем, в испуге чего не наделаешь?) и как колдун позволил ей это сделать? Каким образом Руслан бросил Рогдая, как ребенка, в воду <...>.
Зачем Черномор, доставши чудесный меч, положил его на поле, под головою брата; не лучше ли бы было взять его домой? – Зачем будить 12 спящих дев и поселять их в какую-то степь, куда, не знаю как, заехал Ратмир? Долго ли он пробыл там? Куда поехал? Зачем сделался рыбаком? Кто такая его новая подруга? Вероятно-ли, что Руслан победил Черномора и пришед в отчаяние, не находя Людмилы, махал до тех пор мечом, что сшиб шапку с лежащей на земле супруги? Зачем карло не вылез из котомки убитого Руслана? Что предвещает сои Руслана?..". При переиздании поэмы А. С. Пушкин включил эту статью в предисловие: критик очень точно подметил, но не понял и не принял важнейшую особенность поэтики "Руслана и Людмилы" – сложность сюжетной организации поэмы. К основному сюжету примешивалось множество нерассказанных историй, возникали отрывки иных сюжетов, о которых в самой поэме ничего не было сказано, но которые существовали как фрагменты "других повестей".
Пушкин использует в поэме принцип контрастного соположения разнообразных жанрово-стилистических отрывков. Поэт "играет" в "Руслане и Людмиле" разными стилями, разными жанрами: давно замечено, что каждая из частей поэмы воспроизводит ту или иную стилистическую традицию, имеет определенную жанровую природу – тут есть и балладные ужасы, и сентиментально-элегические мотивы, и былинные распевы, и сказочные происшествия и т.д. При этом героические сцены соседствуют с игривыми, легкими. Как замечает Ю. М. Лотман, "в поэме господствовала ирония, направленная на самый принцип жанровости".
Важным этапом на пути к "Евгению Онегину" стала романтическая поэма "Кавказский пленник" (1821 – 1822). Здесь Пушкин впервые создает образ своего современника, героя с "озлобленным" умом, разочарованного, уставшего от жизни. Впервые поэт изображает героя, который пребывает в состоянии скуки, – это то состояние души, которое в "Евгении Онегине" будет обозначено как "русская хандра". Такое самоощущение стало, по словам В. О. Ключевского, эмблемой пушкинского поколения. Н. И. Тургенев, один из идеологов декабризма, вел "Книгу скуки", дневник, в который заносил такие ощущения: "Безнадежность моя достигла величайшей степени... Скучная, мрачная будущность, одинокая старость, морозы, эгоисты и бедствия непрерывные отечества – вот что для меня остается!"
Подобное состояние было хорошо знакомо и Батюшкову: "Право, жить скучно, ничто более не утешает. Время летит то скоро, то тихо; зла более, нежели добра; глупости более, нежели ума; да что и в уме... Я сто раз брат книгу, и книга падала из рук. Мне не грустно, не скучно, а чувствую что-то необыкновенное, какую-то душевную пустоту... Что делать?" – пишет он Н. И. Гнедичу. В очерке "Прогулки по Москве" (1811) поэт изобразил себя "добрым приятелем",
Который посреди рассеяний столицы
Тихонько замечал характеры и лицы
Забавных москвичей;
Который с год зевал на балах богачей,
Зевал в концерте и в собранье,
Зевал на скачках, на гулянье,
Везде равно зевал...
В романе Пушкина есть отголосок этих строк Батюшкова.
Слово хандра часто мелькает и в письмах Пушкина. В 1822 г. он признается в письме к П. А. Плетневу: "Ты, конечно б, извинил мои легкомысленные строки, если б знал, как часто бываю подвержен так называемой хандре. В эти минуты я зол на целый свет, и никакая поэзия не шевелит моего сердца". В мае 1825 г. в письме к Рылееву читаем: "Тебе скучно в Петербурге, а мне скучно в деревне. Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа. Как быть?"
Как видим, состояние хандры было знакомо всем мыслящим людям эпохи, а значит, оно следствие не столько свойств личности, сколько времени.
Русская хандра – непростое, глубокое душевное чувство бесформенной, беспредметной тоски, которую человек осознает и от которой страдает. Этот сплав ощущений определяет отношение к миру. В хандре человек натыкается на непреодолимые преграды, но при этом в его душе временами вспыхивают попытки действия, правда, тщетные, потому что действие, как правило, не разрушает скуку, а лишь усугубляет ее. Жизнь утрачивает смысл, а потому и возникают вопросы: "что делать?", "как быть?".
"Кавказский пленник" был первой попыткой Пушкина выразить такое мироощущение, которое было хорошо знакомо и самому поэту, и его современникам. Однако этой попыткой поэт остался недоволен, о чем и сообщил в письме лицейскому однокашнику В. П. Горчакову: "Характер Пленника неудачен <...>. Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века". Неслучайно вскоре Пушкин замышляет роман, в котором пытается понять, откуда в герое это пресыщение жизнью, почему появляется это состояние скуки.
"Кавказский пленник" – преддверие "Евгения Онегина" и потому, что здесь возникает особая форма повествования, которая получит развитие в романе в стихах. В поэме авторский рассказ "вбирает" в себя "чужие голоса". Пушкин использует как прямую (монологи Пленника, Черкешенки), так и несобственно-прямую речь: "На деву, молча, смотрит он // И мыслит: это лживый сои, // Усталых чувств игра пустая"; "Сыны Кавказа говорят // О бранных, гибельных тревогах, // О красоте своих коней, // О наслажденьях дикой неги..." В "Евгении Онегине" таким образом дается характеристика творчества Ленского: "Он пел любовь, любви послушный, // И песнь его была ясна, // Как мысли девы простодушной, // Как сон младенца, как луна // В пустынях неба безмятежных, // Богиня тайн и вздохов нежных. // Он пел разлуку и печаль, // И нечто и туманну даль, // И романтические розы..." Однако наряду с этим в поэме, как позже в "Евгении Онегине", присутствует и субъект речи – сам автор, его исповедальное слово. Психологические признания поэта, возникающие в "Кавказском пленнике", проясняют мир его души, но вместе с тем бросают отсвет и на психологическое состояние героя. Между автором и героем устанавливается психологический контакт. В "Евгении Онегине" отношения между автором и героями, автором и читателями принимают форму диалога, в результате роман становится многоголосым, в нем обозначаются контексты чужих сознаний. Обычно в композиции "Евгения Онегина" выделяют четыре взаимосвязанные идейно-эмоциональные сферы (контекста). Во-первых, сами герои раскрывают свои мысли и чувства. Во-вторых, обозначен контекст среды, окружающей героев, отношение к ним современников. В-третьих, контекст авторского анализа и оценок характеров, поведения героев, их мироощущения, который проявляется в лирических отступлениях и авторских репликах. В-четвертых, контекст читательского "соучастия", обозначенный через серию вопросов, на которые читатель должен дать ответ самостоятельно или через приглашение обсуждать вместе с автором решения героев или возможное развитие сюжетной ситуации.
Неожиданным был финал "Кавказского пленника":
Уже плывет и пенит волны,
Уже противных скал достиг,
Уже хватается за них...
Вдруг волны глухо зашумели,
И слышен отдаленный стон...
На дикий брег выходит он,
Глядит назад... брега яснели
И опененные белели...
Возникал вопрос, что же случилось там, где только что был пленник? Один из главных сюжетных моментов поэмы оказался неразрешенным, вынесенным за пределы повествования. За туманность финала Пушкина упрекал Вяземский, но поэт сознательно завершил произведение таким образом. Как он замечал, "не надобно все высказывать – это есть тайна занимательности". Но, думается, не только занимательности добивался Пушкин. Он разрушает принцип "замкнутости действия", который господствовал в литературе его времени. Замыкая все сюжетные узлы произведения, писатель как бы останавливал поток жизни, произведение завершало то, что не было завершено самой жизнью. Жестко замкнутое действие также позволяло писателю выразить свое отношение к жизни. В "Кавказском пленнике" герой уходит в неизвестность, в трагическую даль, уходит потрясенным – и этот финал был прообразом финала "Евгения Онегина", где не будет завершена и судьба главного героя, который окажется на пороге новых душевных бурь, на пороге рождения нового душевного состояния, и героини. Несмотря на это, финал "Евгения Онегина" все же оставляет чувство гармонии. В конце романа поставлено многоточие, но не потому, что Пушкин собирался продолжать произведение – нет, роман для него был исчерпан, но был как бы распахнут в действительность, в жизнь. Подобный "открытый" финал будет характерен для русского романа XIX в.
Сам Пушкин определял жанр "Евгения Онегина" как "свободный" роман. Произведение было свободно от стереотипов, штампов. Пушкин постоянно полемизирует с литературной традицией, что проявляется, в частности, в том, что он воскрешает в сознании читателя приметы поэтики традиционного романа.
Произведение Пушкина было действительно необычным. Прежде всего, это был роман в стихах. Поэт изобретает особый тип строфы, которая получила название "онегинской". Это четырнадцать строк – три четверостишия и заключительное двустишие (кода). Схема строфы – ababccddeffegg. Форма подобной строфы была найдена поэтом в стихотворении "Таврида" (1822), первая строфа которого вошла в текст "Евгения Онегина" (глава 1, строфа XXX).
Каждая строфа – смысловое единство. Она заключает в себе определенный "сюжет", завершенный и цельный. Исследователи, как правило, выделяют два типа строф, обусловленных лиро- эпической природой романа: строфы, в которых представлено эпическое начало, и строфы, развивающие отвлеченную мысль. В первом случае структура "онегинской строфы" такова: первое четверостишие – экспозиция и завязка действия, второе – развитие действия (вносятся разного рода добавления, уточнения), третье – кульминация, раскрытие самого смысла взятой темы, двустишие – иронический финал.
Второй тип "онегинской строфы", как правило, строится по типу логического доказательства. Органическую связь тезиса и антитезиса определяет романтическая ирония. Первые два четверостишия – это тезис логического построения, завязка и развитие мысли. Затем следуют антитезис и последнее двустишие – синтез.
Ирония, пронизывающая романное повествование, разбивает мировоззренческие опоры в читательском сознании. Однако это ирония не разрушительная, так как она уравновешивается другим полюсом – исповедальным начатом, в основе которого лежит личный жизненный опыт автора, его разочарования и утраты. Одновременно исповедь учитывает присутствие читателя, на творческое соучастие которого рассчитаны многие размышления автора. По сути, поэт подводит к выводу, что психологию личности, жизнь невозможно измерить стереотипами. Эта мысль находит свое продолжение и в принципах сюжетной организации романа. Сюжетное полотно произведения сложно и многослойно.
Прежде всего, выделяют магистральный сюжет – "роман героев", но не менее важны не столь явные и заметные читателю сюжеты: "возможный" сюжет, лирический сюжет, сюжет автора, а также "чужие" сюжеты.
"Возможный" сюжет отражает сложность, многовариантность развития жизненной ситуации. Герои в "Евгении Онегине" продвигаются среди многих возможностей, которые намечаются вокруг осуществляемого сюжета.
Наиболее яркой является характеристика возможной судьбы Ленского: высокий удел поэта и заурядная жизнь провинциального помещика. Оба пути равно возможны, между тем ни один из них не осуществится: Ленский погибает на дуэли. В этом случае все варианты обозначены очень определенно. Чаще же потенциальные пути развития ситуации включаются опосредованно. Так, поступок Татьяны – ее обращение с письмом к Онегину – находит неожиданный отклик в душе героя:
Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылой;
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он.
Как видим, первый внутренний порыв Онегина – мысль о возможности счастья, жизни "семейным кругом". Однако как только чувства охладил разум, тут же реализовался другой вариант ситуации, который даже не намечался в момент онегинских мечтаний. Еще на два "возможных" поворота событий указывает Онегин: он говорит Татьяне о возможности другого чувства ("Полюбите вы снова") и предостерегает ее от подобной доверчивости ("Яе всякий вас, как я, поймет; // К беде неопытность ведет").
Как мы говорили выше, "Евгений Онегин" – роман лиро-эпический, он сколько объективный, столько же исповедальный, поэтому в нем обозначается лирический сюжет. Пушкин вырабатывает особые формы раскрытия образа автора: раздумья, признания, воспоминания, душевные излияния, суждения об окружающем мире и действующих лицах романа (все это принято называть лирическими отступлениями), в то время как центральные персонажи раскрываются через поступки, действия, диалоги, монологи. Несмотря на то, что поэт наделяет фактами своей биографии образ автора, последний не тождествен Пушкину. Образ автора – воплощение определенного миропонимания, отношения к жизни, он имеет значение этической нормы, духовно-нравственного идеала.
Особо выделяют сюжет автора. В ходе повествования неоднократно возникают моменты, связанные с процессом творчества, обозначается "механизм" возникновения "романа в стихах". Все они призваны подчеркнуть экспериментальность романа, новые принципы построения сюжета (свидетельство чему, например, – сюжетно-композиционная инверсия в романе, когда вступление помещается в финал седьмой главы, новый тип завязки и финала). Сам Пушкин называет свой роман "собраньем пестрых глав", "рассказом несвязным", и в этом заключено указание на непринужденность повествования, на включение в "историю любви" других сюжетных линий. Размышляет автор и о вопросах литературного языка и т.д. Новаторство обусловлено стремлением Пушкина создать "свободный" роман, максимально адекватный самой жизни.
Сюжет автора обусловлен двойственной природой образа автора, который вводится в произведение как персонаж (и в этом смысле он такой же герой, как Онегин, Татьяна, Ленский), но одновременно с этим является творцом, создателем художественной реальности. Пушкин включает в текст романа свои сомнения, художественные поиски, полемические выпады против литературных стереотипов и канонов, свое видение того, каким должен быть роман о современном человеке, отсюда обширный литературный фон в произведении, отсылки к конкретным литературным произведениям, творческим индивидуальностям.
Все это рождает еще один неявный сюжетный пласт – так называемые "чужие" сюжеты. По сути, это литературный фон "романа в стихах". Пушкин использует сюжеты, способы повествования, сюжетные ходы и ситуации, персонажи, заимствованные из произведений других авторов, русских и иностранных. Так, Онегин напрямую соотносится с байроновским Чайльд- Гарольдом, но есть и другая аналогия (она обозначается в восьмой главе) – с Адольфом Б. Констана. Образ Онегина соотносится и с образом "сатанического" героя Мельмота-скитальца. Своих литературных двойников имеет каждый центральный персонаж произведения.
В романе "Евгений Онегин" Пушкин использует новые принципы создания характера. Внутренний мир его героев – результат очень сложного влияния эпохи, воспитания, среды, культуры, природных свойств и т.д.
Роман не отличается обилием происшествий, поэтому те редкие события, которые отражены в нем, оказываются узловыми, поворотными. Пушкинский герой всегда свободен в выборе поступка, неслучайно автором каждый раз намечаются возможные варианты поведения, но герой поступает "по-своему", не оправдывает ожиданий автора и читателя. Поступок героя обусловлен его индивидуальностью, которая в свою очередь проявляется через поступок. Известно, что первоначально в сюжете романа Татьяне отводилась второстепенная роль. Она писала письмо Онегину – этим ее пребывание в романе исчерпывалось. Однако поступок потянул за собой новые сюжетные повороты, обозначил ее внутренний мир, а потому сам образ потребовал дальнейшей разработки. Неслучайны признания Пушкина о том, что его Татьяна "выкинула штуку – взяла да и вышла замуж". Неслучайны отказы поэта от прогнозирования дальнейшей судьбы героини (в связи с этим часто приводят эпизод, когда одна из светских дам, обеспокоенная судьбой Татьяны, просила Пушкина пристроить се повыгоднее). Герой, оказываясь на жизненном перепутье, начинает вести себя непредсказуемо для автора, сам "творит" свою судьбу.
Через поступок выявляется связь героя с миром, им отвергаемым. Так, дуэль показывает, что Онегин, противопоставивший себя поместному дворянству, зависим от мнений, оценок этого мира. В нем проявляет себя светский человек, привыкший в своих действиях руководствоваться не душевным порывом, не внутренними убеждениями, а "кодексом чести", принятым в обществе. По сути, поступок Онегина открывает то, что раньше во сне открылось Татьяне. Онегин – не просто часть общества, он ярчайший его представитель. Он "свой" среди петушковых, пустяковых, харликовых, хотя и не сознает этого: уж слишком безыскусен, примитивен, интеллектуально беден мир уездного дворянства.
Для "Евгения Онегина" характерна прерывистость сюжетнопсихологического рисунка. Пушкин оставляет за пределами романа очень важные с точки зрения становления характера моменты. Все переломные ситуации в судьбах Онегина и Татьяны остаются непроясненными. Что происходило с Татьяной после того, как на нее обратил внимание "какой-то важный генерал", как она превратилась из провинциальной девочки, которая не умела "властвовать собой", в законодательницу светских гостиных? Что происходило с Онегиным во время его странствий по стране? (Существует глава "Путешествие Онегина", но Пушкин не включил ее в основной корпус романа и оставил в примечаниях в виде отдельных фрагментов.) Пушкин "возвращает" героев к читателю в очередной кризисный момент их судьбы, и выявляется следующее обстоятельство: новая встреча Онегина с Татьяной происходит в принципиально иных обстоятельствах и ведут они себя совершенно иначе, но их внутренний мир остался прежним.
Выражению концепции "неизменной изменчивости" способствует и композиция "Евгения Онегина". Ее особенностями являются симметричность (в романе использован принцип обратной симметрии, который еще называют принципом зеркальности, порубежное положение в этом смысле занимает "сон Татьяны"), внезапный обрыв сюжетной истории (она прекращается в самый драматический момент), разного рода сюжетно-композиционные инверсии (в начале романа за монологом героя следует рассказ о его жизни в Петербурге, тем самым основной сюжет обрывается) и обусловленная ими ретардация (замедление) действия, контрастность (подчеркнутая противоположность) героев, сюжетных линий (антитеза в романе становится одним из основных художественных приемов).
"Евгений Онегин" оказал огромное влияние на формирование русского реалистического романа. Многие открытия, сделанные А. С. Пушкиным, были восприняты И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским и т.д. Прежде всего, получил дальнейшее осмысление тип главного героя как выразителя настроений эпохи, как "героя" своего поколения. Личность становилась центром романного повествования, но одновременно с этим обозначались и среда, и мир, в которых человек был принужден жить. Кроме того, роман был распахнут в историю, поэтому в нем упоминались исторические реалии, были слышны отголоски политических настроений, споров. Герой оказывался погруженным в самую гущу жизни, даже если стремился убежать от нее. В характере, судьбе главного героя, как правило, отражались противоречия эпохи, поэтому его внутренняя жизнь – это метания, поиск пути, высшей цели жизни (сознание героя можно обозначить как "кризисное"). Рядом с ним всегда оказывался женский персонаж, цельный, сильный, духовно богатый. Герой проходил через "испытание любовью", но, как правило, не выдерживал его.
Восприняты были и такие особенности пушкинского романа, как отсутствие развернутой экспозиции – внезапное включение в поток жизни, а также "открытый" финал. Принцип антитезы, доминирующий в "Евгении Онегине", сказался и в системе образов, и в сюжетной организации произведений позднейших мастеров, и в противопоставлении столицы и провинции и т.д.
Пушкинское произведение вошло в русский реалистический роман и через скрытое и явное цитирование.
Можно утверждать, что роман "Евгений Онегин" для последующей русской литературы стал своего рода "каноном", но не застывшим, а вечно варьируемым.