Романское искусство
Более 150 лет длился в Западной Европе период нескончаемых бедствий, войн и разрухи, постепенно прекратившихся лишь в начале II тысячелетия. Феодальная раздробленность невольно послужила причиной появления в этот период отдельных художественных школ, которые в итоге, однако, привели к формированию единого общеевропейского стиля. Паломничества и Крестовые походы XI-XIII вв. сыграли определенную роль в развитии не только европейской экономики и торговли, но также культуры и искусства, обогатили их, ознакомив с культурой Арабского Востока. Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали. Монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город, из аббатства в аббатство, приносили с собой свой опыт и свои традиции, создавая тем самым фундамент для единого стиля при сохранении местных особенностей.
В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменяется более прочным материалом - камнем. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы - редкими и узкими. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в.). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Стоящий на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок являет собой как бы символ власти феодала над окрестными землями. Основное жилище сеньора - главная башня донжон, также и последнее убежище защитников замка. Нижний ее этаж использовался как кладовые, второй этаж - жилище владельца, третий - помещения для слуг и охраны, подземелье служило тюрьмой, крыша использовалась для размещения дозора. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входила капелла; масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе.
С развитием торговли и ремесла в XI-XII вв. все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, иногда в несколько поясов, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Город рос скученно, вверх: именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижним. С XII в. началась регулярная планировка. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей размещался центр города - рыночная площадь, на которой строился собор города и позже - ратуша. Как правило, город заселялся по профессиям: улицы или целые кварталы оружейников, аптекарей, ткачей, булочников и т.д.
Период XI-XIII вв. - время расцвета монументального искусства, причем как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. Скульптура украшала в основном западный фасад, но особенно канители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. Споры в области теологии в XI-XII вв. (в частности номиналистов и реалистов), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (например, альбигойская ересь, против которой папа Иннокентий III в 1210 г. даже объявил крестовый поход), - все это привело к тому, что по требованию церкви искусство стремились сделать не только "евангелием для неграмотных" и наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда новые сюжеты: обязательный "Страшный суд", апокалипсические видения, история страданий и смерти Христа ("Страсти Христовы"), жития святых - мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи.
Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими сюжетами. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение чёрта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (например, аспиды и василиски - воплощение сил зла). Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового искусства - утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсутствие перспективы - удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.
Франция. Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные пути паломничеств. В XI-XII вв. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре и вообще в духовной жизни Европы. Это время, когда впервые были записаны эпическая поэма "Песнь о Роланде" (Оксфордская редакция - ок. 1170), лирические песни провансальских труверов, первые фаблио, исторические хроники. В романский период во Франции зародились монументальная скульптура и монументальная живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. Отдельные области Франции в этот период были мало связаны между собой, поэтому четко прослеживаются специфические особенности архитектуры разных областей.
Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огромны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных прихожан. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом, иногда тоже в три нефа, и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии (церковь Сен Мартен в Туре, X-XI вв.). Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора отличаются храмы провинции Овернь, расположенные иногда на почти неприступных скатах, с их боковыми нефами, равными по высоте центральному (церковь Нотр Дам дю Пор в Клермоне; 1099-1185). Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн.
Собор Нотр Дам ля Гранд в Пуатье. Франция
Суровостью, нерасчлененностью объемов, толщиной стен, равной высотой центрального и боковых нефов с овернскими храмами сближается зодчество Западной Франции, области Пуату. Обилие наружного декора смягчает общий суровый облик. Так, западный фасад церкви Нотр Дам ля Гранд в Пуатье весь - от портала до верха - покрыт скульптурной резьбой.
Южная и Юго-Западная Франция и особенно Прованс сохранили связь с античной культурой. Некогда район греческой колонии, а затем часть территории Римской империи, Прованс, конечно, был наиболее близок традициям классической древности. Маленькие по размерам, однонефные или зальные храмы Прованса имеют иногда такие величественные фасады, которые напоминают римские триумфальные арки; в портале встречаются мотивы классической архитектуры (коринфские капители, античные орнаменты и т.д.; например, церковь аббатства Сен Жиль, XI-XII вв., церковь Сен Трофим в Арле, XII в.). При церквях непременно есть клуатр (дворик, окруженный крытой галереей).
Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии. Один из богатейших районов Франции, средоточие торговли и ремесел, Бургундия привлекала много делового люда. Кроме того, эта область была в гуще религиозной жизни Франции.
Аббатство Клюни - центр ордена бенедиктинцев - имело влияние и за пределами Франции. Бенедиктинские монастыри были центрами латинской образованности, высокого художественного ремесла, замечательно интересной книжной миниатюры. Существовал даже термин "клюнийская школа". Известно, что именно клюнийские архитекторы стали еще в XII в. вводить стрельчатую арку и нервюрный свод, предваряя, таким образом, искания и находки готики. Здесь были также главные очаги пуританского ордена цистерцианцев. Все это заставляло зодчих Бургундии решать проблемы разных по размеру храмов. Образцом церквей характерного для этой области типа послужила не сохранившаяся до наших дней, поскольку была разрушена во время Французской революции, церковь аббатства Клюни (1089-1130), самая большая в Европе тех времен (длина 127 м, ширина 40 м), пятинефная, с двумя трансептами и очень длинным нартексом; высота центрального нефа - 30 м. Пять башен увенчивало храм: две - по сторонам западного фасада, одна - на средокрестье и две - на концах большого трансепта. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен - контрфорсы. Под влиянием церкви аббатства Клюни построен собор Сен Лазар в Отене (1112-1132).
Монастырь Клюни. Франция
Цистерцианцы в Бургундии, наоборот, создали очень простой тип церкви, лишенной всякого декора, ибо осуждали страсть клюнийцев к великолепию.
Нормандские храмы также лишены декора, но в отличие от бургундских трансепт в них однонефный, отсутствует венец капелл. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви: в них выявлена вещественность, подчеркнута материальность камня (церковь Сен-Трините [Святой Троицы] в Кане, XI-XII вв.). Хотя в романский период светское зодчество только формировалось, Нормандия сохранила нам и пример крепостной архитектуры - крепость Гайар, построенную с учетом всех новейших достижений фортификации и нововведений, заимствованных на Востоке английским королем Ричардом Львиное Сердце в 1189-1199 гг. для защиты английских владений в Нормандии.
Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и книжная миниатюра. В ней все ярче прослеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостного локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции. Сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Тартан (вторая половина XI в.) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоскостность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условности приемов - живость и яркость рассказа. По интенсивности цвета фона фрески получили названия "школы светлых тонов" и "школы синих тонов". Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах. Подобный ковер дошел и до нас: это ковер из собора в Байе, 70 м длиной и 0,5 м шириной, с изображением завоевания Англии норманнами в 1066 г. В прикладном искусстве Франции этого периода особенно интересно искусство выемчатых эмалей (г. Лимож).
С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. В этих областях, где наиболее сильно было оппозиционное церкви движение, искусство носило характер усиленно-назидательный: порталы и тимпаны над входом заняты сценами "Страшного суда", апокалипсических видений и "Страстей Христовых". Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Так, рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо, большую роль играет линейный рисунок, складки одежды не вылеплены, а нарисованы глубоко врезанными линиями. В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра, изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение. В скульптурном декоре сохранившихся до наших дней памятников большое внимание уделено повествовательности. Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей - Христа или Богоматери, которые всегда изображаются неизмеримо большими по масштабу. Рельефы лишены пространственности, причем заполняется вся плоскость: боязнь пустот - также черта, роднящая с миниатюрой.
Страшный суд. Рельеф тимпана над главным входом в собор Сен Лазар в Отене. 1120-е гг. Франция
Бургундская скульптура складывалась под значительным влиянием лангедокской, но в манере исполнения больше мягкости, в движениях - изящества, в лицах - одухотворенности, что подтверждает рельеф с изображением
"Страшного суда" в тимпане западного портала собора Сен Лазар в Отене (мастер Жильбер; 1130- 1140). Огромная фигура вершащего суд Христа величественна и статична, вокруг него идет борьба за души человеческие между ангелами и чертями, и маленькие дрожащие человечки с подкосившимися ногами - жалкие человеческие души - ожидают решения судьбы.
Скульптурный декор Прованса имеет ярко выраженные особенности. По сторонам портала появляются статуи святых, трактованные под несомненным влиянием античной скульптуры. Фасады нередко во всю ширину украшены фризами (церковь Сен Трофим в Арле). Изображения полны драматизма и патетики, но в них много и живых наблюдений, почерпнутых из современной жизни.
Мастер Жильбер. "Взвешивание душ". Деталь рельефа "Страшный суд" в тимпане западного портала собора Сен Лазар в Отене. 1130 - ок. 1145
Близка прованской и скульптура Оверни, в ней тоже живы отзвуки позднеантичных традиций. Богата пластикой Северо-Восточная Франция, область Иль де Франс. В конце XII в. была создана скульптура западного, так называемого "королевского портала" Шартрского собора: в центральном тимпане - изображение Христа во славе, в боковых - Марии с младенцем и сцены "Вознесения". Для французской пластики периода романики характерно подчинение плоскости стены, статичность, мощь, материальность фигур.
В романскую эпоху почти совсем не получила развития скульптура в Северной Франции. Но зато именно этим областям принадлежит первое слово в эпоху готики.
Германия. В XI-XII вв. Германия страдала от жестоких феодальных усобиц. Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, но его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об искусстве Германии феодальной эпохи. Вместе с тем в Германии рано начала складываться городская культура, которая уже к XIV-XV вв. существенно окрепла. Именно в городах, в основном расположенных по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Вормс и др.). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181 - 1234). Эти храмы похожи на церкви оттоновского периода, т.е. ранней романики, но имеют одно конструктивное отличие - крестовые своды. Для саксонской школы были характерны храмы базиликального типа, вроде уже упоминавшейся церкви Святого Кириака, для вестфальской - зальные, как правило, трехнефные, с нефами одинаковой высоты, - в разных частях Германии были свои предпочтения.
На рубеже XII-XIII вв. в архитектуре появляются элементы готики. Строительство Бамбергского собора было начато после 1185 г., когда сгорел предыдущий храм XI в.; освящение нового собора состоялось в 1237 г. Внешне Бамбергский собор очень близок рейнской школе, но облик его живописнее благодаря обилию окон, горизонтальных тяг, декоративному оформлению порталов. Готические черты проявляют себя в том, что собор перекрыт стрельчатыми крестовыми сводами на нервюрах (франц. nervure, от лат. nervus - жила), т.е. на каркасе арок, проходящих по контуру и диагоналям свода.
Собор в Вормсе. Германия
Близок к Бамбергскому собор в Наумбурге (около 1210 - середина XIII в.) с западным хором в раннеготическом стиле, украшенным замечательными статуями и рельефами.
Германия сохранила и образцы светской архитектуры конца X-XIII в. - остатки императорских замков - пфальцев (нем. Pfalz, от лат. palatium - от императорских дворцов на Палатине) и замков феодалов. Из последних можно назвать замок тюрингского ландграфа Вартбург около Айзенаха, заложенный в 1067 г. В общем комплексе замка сохранился дворец (1190-1250; значительно переделан в XIX в.) со знаменитым "Залом певцов". Древнейшая его часть двухэтажная, с суровым наружным фасадом полукрепостного характера.
Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало. Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере. Это резьба купелей, крестов, окладов, иногда надгробия, еще реже - статуи. Материал - бронза, стук или дерево. Каменные и бронзовые надгробия этого времени создают образ застылый и статичный по форме, аскетический по духу. Деревянные распятия обычно раскрашивались. Фигуры суровы и бесстрастны; тело кажется нерасчлененным блоком, лица не имеют ни тени земного, живут как бы в ином мире. Это скорее символические изображения, олицетворяющие победу света христианской истины над темными силами зла. Вещественность, материальность в передаче объемов сочетается с полным пренебрежением анатомией, что усиливает выражение религиозной экстатичности. Обобщенная интерпретация фигуры, абсолютно условный ритм движения не исключают несколько грубоватой, но всегда реалистической трактовки лиц. Знаменательно, что в сюжетных композициях место действия характеризуется обычно какой-либо одной деталью, но при этом трактуется как реальное и, главное, близкое, вполне понятное зрителю событие (например, рельефы бронзовых дверей церкви Святого Михаила (Санкт-Михаэльскирхе) в Гильдесгейме на сюжеты Священного Писания, 1015).
Бронзовые двери собора в Гильдесгейме. Германия
Немецкая скульптура проходит интереснейший путь развития - от полной отвлеченности и схематизма к яркой индивидуализации образа. В конце XII в. застылость и статика "строгого стиля" сменяются преувеличенной динамикой и острой индивидуализацией. Примером могут служить рельефы ограды хора Либфрауен-кирхе в Хальберштадте (начало XIII в.) и особенно рельефы ограды хора Бамбергского собора (ок. 1230), изображающие истово спорящих пророков и апостолов. Несмотря на условность поз, орнаментальность складок одежды, фигуры их очень выразительны: в них читается непримиримость противников, жаждущих доказать истину, которую каждый понимает по-своему.
Скульптура карликовой галереи на восточных хорах собора в Вормсе. Германия
В романский период бурно развивается книжная миниатюра, в которой можно различить несколько художественных центров. В школе Рейхенау (на Боденском озере), где разметалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Излюбленными изображениями в манускриптах X-XI вв. были изображения властителя на троне в окружении символов власти ("Евангелие Оттона III", ок. 1000, Мюнхенская библиотека). Расцвет трирской школы падает на XI-XII вв. Для миниатюр этой школы характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита ("Регистр Святого Григория", Трир). Сохранились памятники XI в. регенсбургской школы. Лучшие произведения кельнской школы были созданы в XII в., когда уже появляются иллюстрации в современном смысле слова.
Италия. Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается непорываемая даже в Средние века связь с Древним Римом. Именно потому еще, что главной силой исторического развития в Италии были города, а не церковь, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с Античностью сказывалась не в простой "цитации" античных форм, а в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты - в итальянской пластике и живописи. Раннее зарождение в итальянском Средневековье элементов гуманистического мировоззрения привело к новой эпохе - Ренессансу.
В романский период средневековой истории в Италии в силу ее раздробленности было несколько локальных художественных школ. Архитектура Южной Италии близка ранневизантийскому зодчеству в слиянии с элементами Востока (например, церковь в Палермо). Венецианская школа - одна из ведущих в этот период Средневековья. Она так же тесно связана с Византией, как и Южная Италия, но сохраняет эту связь дольше, до XVI в. Так, Собор Святого Марка (Сан-Марко) в Венеции строился в 1063-1085 гг., освящен в 1094 г., достраивался в XII, XIII вв. и далее вплоть до XVII в. В плане собора, возведенного по византийской крестово-купольной системе, четко читается равноконечный греческий крест. Интерьер собора сохранил облик XI в. и, как и фасад, обильно украшен мрамором и мозаикой.
Итальянские церкви просты в плане, имеют изящные клуатры, отдельно стоящие колокольни, баптистерии (например, ансамбль в Парме, вторая половина XII в.). Над порталами церквей появляются навесы на двух колоннах, поддерживаемых фигурами животных, чаще всего львов. По фасаду нередки аркады, как и галереи во внутреннем дворике. В облицовке фасадов используется мрамор, в Тоскане - даже многоцветный, как, например, на фасаде флорентийской церкви Сан Миниато аль Монте (конец XI начало XIII в.).
Жизнерадостные, без тени привычной суровости церкви Флоренции - это уже предвестники ренессансной культуры. Из белого мрамора выстроен знаменитый пизанский комплекс: собор с наклонной башней и баптистерий (XI-XII вв., баптистерий - XIV в.).
Собор и башня в Пизе. Италия
Церковь Сант Амброджо в Милане. Италия
Собор в Модене. Италия
Вообще же наибольшее число романских церквей, характерных для Северной Италии, находится в Ломбардии: Сант Амброджо в Милане (VI в., перестроена в XI-XII вв.), Сан Дзено в Вероне (XI-XII вв.), храмы в Модене, Ферраре, Парме.
К этому же времени относится и расцвет итальянской декоративной скульптуры - рельефы канителей, архивольтов, порталов с изображением полузверей-полулюдей - в которой ощущается постепенный переход к пластике Проторенессанса. Библейские сюжеты соседствуют с баснями Эзопа и с историей о Ренаре-лисе или о рыцарях круглого стола и короле Артуре (например, рельефы Моденского собора, 1107, мастер Виллегельмус).
Мастер Виллегельмус. Сотворение Адама и Евы и грехопадение. Рельеф собора в Модене
Сохранилось немало имен итальянских скульпторов этого времени. Рельефы хора Пармского собора исполнил Бенедетто Антелами (1177-1233). В его сложных многофигурных композициях поражают острая наблюдательность, исключительное внимание к конкретным деталям. От французских мастеров он научился искусству заполнять пустое ранее поле тимпана.
В монументальной живописи Италии отчетливо прослеживаются воздействие византийского искусства и прочные раннехристианские традиции. Из различных школ наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская. Так, если мозаики в Чефалу (1148-1189) были исполнены еще греческими мастерами, то в Палатинской капелле 1154-1166 гг. - местными итальянскими живописцами.
Подобно южной или венецианской школам, византийское влияние было сильно и в живописной школе Тосканы, но здесь уже со второй половины XIII в. наблюдается отказ от византийских традиций, утверждаются вещественная убедительность и жизненное правдоподобие образов, в полной мере присущие живописи Проторенессанса.
Реалистические тенденции, подготовившие приход Ренессанса, очевидны и в книжной миниатюре романской Италии, в которой наиболее интересны памятники, вышедшие из монастыря Монтекассино (например, рукописи "Экзультет" ["Возрадуйтесь!", или "Ликование", XI-XII в., с иллюстрациями, расположенными так, что они предстают перед взором молящихся по мере разворачивания свитка).
Испания. Исторические и художественные судьбы Испании в эпоху Средневековья сложились иначе, чем в других странах Западной Европы. История испанского средневекового искусства - это история становления молодой художественной культуры, формирующейся в непрестанной борьбе народа за свое освобождение от иноземного владычества, в сложном взаимодействии традиций европейского Запада и арабского Востока, принесшего на территорию Испании незнакомую Европе культуру.
В романском зодчестве Испании в полной мере отразилась эпоха беспрестанных войн: Реконкисты, усобиц между феодалами, ожесточенных религиозных битв. Поэтому испанские сооружения этого периода всегда имеют крепостной характер, особенно в Кастилии, города которой одни из первых отвоевали независимость от арабов и по мере освобождения торопились на этих землях построить оборонительные сооружения. Примером может служить дворец Алькасар в Сеговии (IX в., перестроен в XVI в.). Большое влияние на испанское искусство оказала Франция. Знаменитая церковь Сантьяго-де-Компостела (1078-1128) представляет тот тип базилики, который сходен с типом церкви Сен Сернен в Тулузе. Встречаются и центрические постройки, например, двенадцатигранная церковь Вера Крус в Сеговии (1208).
В монументальной скульптуре, прежде всего в декоративном рельефе, особенно тех сооружений, которые воздвигались в освобожденных от арабов областях (и, заметим, часто с использованием самих арабов в качестве зодчих или строительных мастеров), можно наблюдать много ориентализмов. Отличительной чертой испанской сюжетной пластики в этот период является выражение религиозной экзальтации: не следует забывать, что церковь всегда играла огромную роль в жизни испанцев и война с арабами происходила под религиозными лозунгами ("Портик Славы" церкви Сантьяго-де-Компостела, мастер Матео, 1168-1188).
Во фресковой живописи, всегда аскетичной по образу, господствуют линейная графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, скупая, но звучная и изысканная цветовая гамма. Цвет условный, подчеркивает неземное, сверхчувственное начало (росписи церкви Сан Клементе в Тауле, капеллы Сан Исидро в Леоне и т.д.). С XII в. появляются алтарные живописные образа на дереве, иногда в сочетании с рельефными изображениями, так называемые фронталес - прообразы будущих ретабло.
Англия. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. сблизило ее художественную культуру с другими европейскими странами, особенно с французским севером. Это период активной феодализации страны, ожесточенной борьбы короля и крупных феодалов, борьбы, которая привела даже к некоторому ограничению королевской власти при сыне Генриха II Плантагенета Иоанне Безземельном (1167-1216, английский король с 1199). Великая хартия вольностей (1215), подписанная Иоанном, явилась, по сути, результатом этой борьбы.
В английском зодчестве романского периода много черт французской архитектуры: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. С XII в. появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение (просто полосы, выпущенной в швах кладки, без функциональной задачи). Один из первых примеров - собор в Дерхеме. Многочисленность духовенства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфически английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что, в свою очередь, привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство английских романских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить трудно. Одни из наиболее чистых по стилю - уже упоминавшийся собор в Дерхеме (1096- 1133) и построенный по типу церкви Сен-Трините в Кане собор в Или (вторая половина XII в.).
В романский период, как и ранее, по-прежнему интересно развивается книжная миниатюра.
XII век - "золотой век" романского искусства, распространившегося по всей Европе и приобретающего черты общеевропейского стиля. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.