Лекция 9. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• понятие и правовое обеспечение экологической информации;
• что открытый доступ к экологической информации – гарантия права каждого на благоприятную окружающую среду;
• государственные услуги по предоставлению информации в области природопользования и охраны окружающей среды;
• каково взаимодействие экологической информации и экономических показателей;
уметь
• осуществлять поиск информации в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
• оперировать юридической терминологией и анализировать экологическую информацию;
• пользоваться государственными услугами по предоставлению информации;
• определять соотношение между экономическими показателями и экологической информацией;
владеть навыками
• культуры критического мышления;
• анализа информации в сфере природопользования и охраны окружающей среды с точки зрения ее законности, достоверности, полноты, своевременности предоставления.
Понятие и регулирование информации в сфере природопользования и охраны окружающей среды
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информация подразделяется на несколько видов, в число которых входят:
• нормативные правовые акты;
• документированная статистическая информация;
• данные о научно-исследовательских работах по определенному направлению.
Нормативные правовые акты
Правовое регулирование информации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов, среди которых и акты международного уровня. Прежде всего речь идет о праве на информацию, закрепленном в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Кроме того, правовое регулирование информации осуществляется Всемирной хартией природы от 28 октября 1982 г., Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 г. и другими актами, включая международные договоры.
Основы правового регулирования в России заложены в ст. 29 Конституции РФ. В частности, провозглашается: "Каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ч. 1); "Никто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них" (ч. 3); "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается" (ч. 5).
Конституционное регулирование экологической информации закреплено в ст. 42, предусматривающей право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Указанное положение находит свою конкретизацию в нормах законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закрепляет, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба окружающей среде.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" субъектами, имеющими право на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, являются общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
Исходя из вышеуказанной нормы закона информация о состоянии окружающей среды должна обладать функциями:
• своевременности. Эта функция в настоящее время характеризуется важностью, злободневностью, насущностью. Только вовремя полученная информация может быть полезна. Часто минимизировать последствия удается за счет своевременно предоставленной информации. Ярким примером может служить информация о чрезвычайных ситуациях, об угрозе жизни и здоровью граждан и др.;
• полноты. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений;
• достоверности. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Кроме того, информацию в сфере природопользования и охраны окружающей среды можно классифицировать на группы в зависимости от природных объектов (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Классификация информации в сфере природопользования и охраны окружающей среды в зависимости от природных объектов