Роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в защите прав граждан в сфере социального обеспечения
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" должность Уполномоченного учреждена в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления. Цели учреждения института Уполномоченного позволяют ответить на вопрос о том, к какой ветви власти он принадлежит. Недостаточно, на наш взгляд, сказать, что это своеобразный конгломерат переплетений. Представляется, что Уполномоченный принадлежит к иным государственным органам, таким как Центральная избирательная комиссия РФ или Счетная палата РФ. К этому следует добавить, что Уполномоченный по правам человека является вспомогательным органом в механизме разделения властей.
Уполномоченный выполняет следующие задачи: а) способствует восстановлению нарушенных прав граждан; б) содействует совершенствованию российского законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; в) способствует развитию международного сотрудничества в области прав и свобод человека; г) содействует правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Вопросы социального обеспечения в деятельности Уполномоченного занимают одно из приоритетных мест. Это объясняется как важностью указанных вопросов, так и многочисленными нарушениями прав граждан по этим вопросам, а также тем обстоятельством, что в данной сфере значительное число граждан относится к лицам, неспособным самостоятельно защищать свои права вследствие состояния их здоровья (инвалиды, хронические больные) или возраста (дети, пожилые граждане).
Способствуя восстановлению нарушенных нрав граждан, Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право принять эту жалобу к рассмотрению либо разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод, либо передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, либо отказать в принятии жалобы к рассмотрению. Закончив рассмотрение жалобы, Уполномоченный имеет право принять меры, которые направлены на восстановление нарушенных прав граждан. Так, он может обратиться в суд с заявлением о защите прав, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.
Уполномоченный может обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения суда. При этом он вправе ходатайствовать перед соответствующими должностными лицами, которые обязаны истребовать в пределах своей компетенции из судов гражданские дела для разрешения вопросов о наличии оснований для принесения протестов в порядке надзора. Кроме того, Уполномоченный может изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
Весьма действенной мерой является обязанность Уполномоченного направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав граждан на социальное обеспечение, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав. При этом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, подучившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
В случае необходимости Уполномоченный вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Роль Уполномоченного в совершенствовании российского законодательства о правах человека и гражданина и приведении его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права проявляется по нескольким направлениям. Прежде всего, это представление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений Уполномоченного, которые имеют общий характер и относятся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.
Вторым направлением деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по совершенствованию российского законодательства и приведению его в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является обращение его к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении федерального законодательства, законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов в законодательстве.
Третьим направлением деятельности Уполномоченного по совершенствованию российского законодательства о правах человека и гражданина является содействие приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Согласно ст. 31 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ в случае если Уполномоченный установит, что российское законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ, он вправе обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложением о приведении российского законодательства в соответствие с международным. Кроме того, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Уполномоченный может давать рекомендации о заключении международных договоров РФ Президенту РФ и Правительству РФ.
Задачей Уполномоченного является развитие международного сотрудничества в области прав человека. Выполняя эту задачу, Уполномоченный работает по следующим направлениям: установление деловых контактов с Верховным Комиссаром ООН по правам человека и Комиссаром Совета Европы (СЕ) по правам человека и их рабочими аппаратами; развитие контактов с зарубежными институтами омбудсменов, международными правозащитными организациями, зарубежными неправительственными структурами, занимающимися проблемами защиты прав человека; сотрудничество с уполномоченными и председателями комиссий по правам человека стран - участниц СНГ и др.
Четвертая задача Уполномоченного - содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Выполнение этой задачи включает в себя содействие в организации преподавания вопросов прав человека в образовательных учреждениях, проведении форумов, конференций и семинаров по проблемам прав человека, опубликование докладов о деятельности Уполномоченного, выпуск информационных бюллетеней "Права человека в России", публикацию материалов под рубрикой "Библиотека Уполномоченного по правам человека в России" и т.д.
В своих ежегодных докладах Уполномоченный уделяет значительное внимание вопросам социального обеспечения. В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 г. рассмотрены вопросы о качестве услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, о праве инвалидов-колясочников пользоваться городскими видами транспорта, о правах лиц, находящихся на иждивении граждан, застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таковы основные вопросы, касающиеся роли Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в реализации прав граждан в сфере социального обеспечения.
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ в ст. 5 предусматривает возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.
В Свердловской области должность Уполномоченного по правам человека создана в соответствии с Областным законом от 14 июня 1996 г. № 22-03 "Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области". В настоящее время действует закон Свердловской области от 15 октября 2010 г. Л° 72-03 "Об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области". В деятельности областного Уполномоченного социальные вопросы занимают наиболее важное место.
В обширном Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2009 г. затронуто немало вопросов о социальном обеспечении граждан. Речь идет об обеспечении жильем ветеранов ВОВ, о реализации прав граждан, пострадавших в результате аварий, о социальных правах детей и инвалидов и др.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2010 г.3 содержит положения о материнском (семейном) капитале, нраве граждан па медицинскую помощь, правах инвалидов, социальных правах мигрантов.
Доклад о деятельности Уполномоченного по нравам человека в Свердловской области в 2011 г.1 вновь поднимает вопросы о нарушениях прав граждан па медицинскую помощь, наличии системных проблем в сфере качества, своевременности, доступности медицинских услуг. Особое внимание уделено проблемам муниципального здравоохранения.
После общественного обсуждения вопроса о необходимости учреждения должности Уполномоченного по правам ребенка, наконец, эта должность создана. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации но правам ребенка" Уполномоченному по правам ребенка предоставлено право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации; проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения и т.д.
Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ учредить должность Уполномоченного по правам ребенка. Исходя из этого 15 июля 2010 г. был принят Закон Свердловской области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области". В качестве основных задач Уполномоченного по правам ребенка в Законе закреплены: 1) обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка; 2) содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка; 3) внесение предложений по совершенствованию законодательства Свердловской области о правах и законных интересах ребенка и др. При этом приоритетной задачей Уполномоченного по правам ребенка определена защита прав и законных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В ежегодном докладе Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области по итогам деятельности в 2011 г.2 рассмотрены вопросы об общем состоянии государственной политики по обеспечению прав и законных интересов детей в Свердловской области в первом десятилетии XXI в., об обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, о праве детей на охрану жизни и здоровья.
Работу с обращениями граждан осуществляет и Администрация Президента РФ. В составе Администрации создано Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, которое действует на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента от 17 февраля 2010 г. № 201.
Управление обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций, а также направление их для рассмотрения в соответствующие органы и организации, осуществляя контроль над своевременным выполнением ими поручений по обращениям граждан, а также извещает граждан о результатах рассмотрения их обращений.
Внесудебная защита включает несколько стадий, которые следуют друг за другом и обеспечивают реализацию социальных прав граждан. Такими стадиями являются: подача и прием жалобы; делопроизводство по жалобе; рассмотрение и проверка жалобы; принятие и оформление решения по жалобе; сообщение гражданину по результатам рассмотрения жалобы.
При несогласии с решением но жалобе гражданин может обратиться в вышестоящий орган или суд.