Роль социологии управления в системе обществознания

Современное обществознание базируется как па материалистических, так и на идеалистических основаниях. Особенностью нынешней социологии управления является то, что она проводит свой анализ в сфере общественного сознания. Поэтому все ее черты, структуры, линии развития и др. связаны именно с духовной деятельностью. Но той духовной деятельностью, которая порождается материальной деятельностью.

Как известно, Ф. Энгельс впервые ввел в социальную науку понятие "исторический материализм". Это произошло в письме к К. Шмидту от 5 августа 1890 г.[1] Исходным принципом исторического материализма является распространение материалистического решения основного вопроса философии и материалистической диалектики на общественную жизнь. К. Маркс еще в 1859 г. в предисловии "К критике политической экономии" сформулировал главное положение исторического материализма: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"[2].

Ф. Энгельс, характеризуя сущность материалистического понимания истории, писал: "...Я применяю... выражение "исторический материализм" для обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена"[3].

Благодаря открытию материалистического понимания истории были устранены два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-первых, поверхностный подход к рассмотрению исторической деятельности людей, при котором учитывались лишь идейные мотивы этой деятельности, но оставлялись без внимания материальные причины, которыми эти мотивы обусловливаются. Во-вторых, непонимание решающей роли народных масс в истории. Действительно, раз способ производства является главным в жизни общества, то история общества есть, прежде всего, естественный процесс развития способов производства, а следовательно, есть история развития трудящихся масс – непосредственных производителей материальных благ.

Из всего сказанного следует, что основу формирования духовной жизни общества, источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических взглядов и учреждений нужно искать не в самих идеях, теориях, взглядах, учреждениях, а в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого они являются. Каково бытие общества, таковы сто идеи, теории, взгляды, учреждения и т.д.

Что такое "общественное бытие" и "общественное сознание"? К сфере общественного бытия относится материальная жизнь общества, и, прежде всего, способ производства материальных благ, включающий производительные силы и тс экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, обмена и распределения; общественное сознание – это совокупность тех идей, теорий, желаний и настроений, которыми руководствуются люди в своей практической деятельности.

Мысли, чувства и стремления людей являются продуктом деятельности их сознания. Однако материал для своей мыслительной деятельности человек черпает из окружающего мира. Идейные побуждения людей возникают и видоизменяются на базе их практических жизненных потребностей и зависят, в конечном счете, от уровня развития материального производства.

Общественное бытие и общественное сознание неразрывно связаны друг с другом, как две стороны единой жизни общества, и их нельзя ни отождествлять, ни отрывать друг от друга. Правильное решение данного вопроса при рассмотрении общественной жизни имеет огромное значение. Оно позволяет сделать вывод, что главным, решающим в жизни общества является общественное бытие, которое определяет строение общества, его общественное устройство, массовую структуру, государственный строй и духовную жизни общества. Следовательно, каково общественное бытие, и, прежде всего, способ производства, таково положение различных классов и групп в обществе, таково и их сознание. С изменением способа производства изменяется и сознание людей.

Ф. Энгельс в письме к И. Блоху в сентябре 1890 г. писал: "Мы делаем нашу историю сами, но... при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую"[4].

Следовательно, общественное сознание, будучи зависимым от общественного бытия, не остается пассивным но отношению к последнему, а, в свою очередь, оказывает на него активное воздействие. При этом передовые идеи, выражающие интересы и потребности прогрессивных слоев общества, содействуют его развитию, а старые, реакционные идеи, выражающие интересы уходящих классов и слоев, тормозят общественное развитие.

Объективный закон, сформулированный К. Марксом, о зависимости общественного сознания от общественного бытия актуален и сегодня. Однако в сфере социального управления, как показывает практика, доминирует обратная зависимость, а именно – общественное сознание играет определяющую роль во взаимодействии с общественным бытием. При осуществлении управленческой деятельности во взаимодействии содержания и формы (информации и организации) примат (первенство) отдается содержанию (информации). Именно это обстоятельство позволяет понять решающую роль социального управления в жизни и развитии общества, а также объяснить факт постоянного присутствия в истории различных форм идеализма, который абсолютизировал роль и значение различных духовных факторов.

Законы развития общества, как и законы природы, никем не создаются и не уничтожаются. Они существуют объективно и это определяется теми материальными и идеологическими условиями, в которых живут и действуют люди. Поскольку условия общественной жизни с течением времени изменяются, то изменяются и законы общественного развития: одни из них исчезают, другие действуют в полную силу, третьи проявляются в измененной форме.

Сравнивая общество с окружающей природой, социология управления обращает внимание на то обстоятельство, что в природе действуют слепые, стихийные силы. В обществе же действуют люди, наделенные волей и сознанием. Следовательно, все социальные действия людей, по большей части, имеют сознательный характер, поскольку проходят через их сознание. Поэтому и все законы общества в своей основе реализуются через сознательную деятельность, как отдельных личностей, так и целых социальных коллективов, общества в целом. Однако это не исключает их объективного характера. Другими словами, законы общества проявляются через такую деятельность людей, в которой участвует и сознание, но действуют эти законы объективно, т.е. независимо от воли и сознания.

В биологическом плане естественно-исторический характер развития общества выражается в том, что каждое новое поколение, как объективная общность близких по возрасту людей-сверстников, не выбирает время своего появления и исчезновения.

В социальном плане естественно-исторический характер развития общества проявляется в том, что каждое повое поколение, вступая в жизнь, первоначально вынуждено приспосабливаться к имеющимся условиям общественной жизни, прежде всего к наличному уровню развития производительных сил, к характеру общественного строя.

Правильное понимание процессов социального развития в значительной мере зависит также от решения проблемы соотношения объективных условий и субъективного фактора в истории.

Объективные условияэто такие предметы и процессы окружающего мира, которые не зависят от воли и сознания отдельных людей и даже целых социальных групп. В состав объективных условий входят не только элементы общественного бытия, но и многие элементы общественного сознания. Например, объективные условия формирования личности состоят не только из бытия класса (группы), к которому принадлежит данная личность, и ее индивидуального бытия, но прежде всего из классового (группового) сознания, в условиях которого формируется эта личность. В состав объективных условий жизни и деятельности людей входят также политические, юридические и др. общественные организации.

Субъективный факторэто те социальные явления, которые обусловлены сознанием индивида или сознанием социальных групп (классов). Обычно в состав субъективного фактора включают главную характеристику этого феномена – сознательность (сознательную деятельность).

Что такое "сознательность" или "сознательная деятельность"? При употреблении этих понятий следует иметь в виду следующее. Понятие "сознательная деятельность" может употребляться в двух смыслах. В широким смысле "сознательная деятельность" обозначает всякую деятельность с участием сознания, даже если эта деятельность носит стихийный характер. В этом смысле вся социальная деятельность людей является сознательной.

В узком смысле "сознательная деятельность" обозначает лишь ту деятельность личности, социальной группы, всего общества, которая осуществляется на основе познания объективных законов развития природы, общества и человеческого мышления, и которая предполагает планирование действий с учетом объективных условий. Понятие "сознательная деятельность" чаще всего используется в узком смысле слова, т.е. как противоположность понятия "стихийная деятельность".

Субъективный фактор, определяясь, в основном, объективными условиями, однажды сформировавшись ("созрев") в дальнейшем оказывает обратное активное воздействие на объективные условия с целью их преобразования. В определенные исторические периоды субъективный фактор играет определяющую роль в социальных изменениях. Аналогичным образом субъективный фактор играет решающее значение в управленческой деятельности.

Каково отношение между исторической закономерностью и сознательной деятельностью людей? Историческая закономерность детерминирует сознательную деятельность людей. Но люди, познав законы общественного развития, используют их действие в своих интересах. В. И. Ленин писал в "Философских тетрадях": "Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека"[5].

В тесной связи с вопросом о познании и использовании законов общественного развития стоит вопрос о соотношении исторической необходимости и свободы.

Историческая необходимость – это такое развертывание общественных событий, которое обусловливается внутренними и существенными связями социальных явлений. Историческая необходимость является важной стороной (свойством, чертой) общественных законов. Она обусловливает определенный, повторяющийся и неотвратимый порядок протекания процессов социальной жизни.

Свобода есть познанная историческая необходимость и действия, исходящие из ее требований. Необходимость является реальным ОГЛАВЛЕНИЕм (обязательным компонентом) свободы. В бытии свободы она становится органической составной частью сознания личности, группы и общества в целом. Свобода – это познанная и сознательно реализуемая историческая необходимость.

По мнению В. И. Ленина: "Необходимость не исчезает, становясь свободой"[6]. Ф. Энгельс в "Анти-Дюринге" эту мысль изложил следующим образом: "Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей"[7].

Как бы ни была велика зависимость жизни людей от объективных обстоятельств, от закономерного хода общественного развития, от исторической необходимости, люди не являются слепым орудием этой необходимости. Они сознательные существа и в рамках, обусловливаемых объективными обстоятельствами, сами выбирают линию своего поведения.

Более того, они не могут не выбирать, так как историческая необходимость всегда обнаруживает себя в виде различных по степени реальности возможностей, из которых претворяться в жизнь в определенных, конкретных исторических условиях может только одна. Все же остальные возможности после совершенного людьми выбора остаются нереализованными.

В этом факте неизбежности выбора людьми одной из реальных возможностей и обнаруживается, что законы функционирования и развития общества не нечто потустороннее, извне привнесенное в жизнь людей, а представляют собой законы их собственной деятельности. Люди руководят (управляют) протеканием социальных событий.

Из сказанного следует, что история общества – это не только цепь событий, вызываемых к жизни объективными условиями, но и цепь поступков, совершаемых людьми. Как говорил К. Маркс, люди не только актеры, но и авторы своей собственной драмы.

Поскольку историческая необходимость всегда проявляется как тенденция, поскольку из всех имеющихся налицо возможностей можно выбрать только одну, а люди на ее реализацию накладывают печать собственных действий. Свободный выбор народом, классом, партией, т.е. субъектом исторического процесса, своей линии поведения предопределяет следующий за этим выбором вариант конкретного воплощения исторической необходимости.

В трактовке вопроса о соотношении свободы и необходимости встречаются две неправильные точки зрения. Одни социологи утверждают, что поступки человека предопределяются волей и сознанием людей и не имеют никакого отношения к объективным законам природы и общества. Человек волен поступать гак, как ему заблагорассудится. Такая точка зрения называется волюнтаризмом и ведет к произволу в действиях людей.

Другие социологи считают, что все действия и поступки людей определяются внешними, не зависящими от них обстоятельствами. Необходимость представляется при этом как неотвратимая сила, как своего рода фатум, рок. Тем самым они снимают с человека ответственность за его поступки. Такая точка зрения называется фатализмом, и является преклонением перед существующими обстоятельствами, выражением бессилия познать законы развития общественной жизни.

Как волюнтаризм, так и фатализм являются ошибочными теориями, поскольку метафизически разрывают две стороны единого исторического процесса. Необходимость и свободу действия людей следует рассматривать в диалектической взаимосвязи.

Знание законов развития общества имеет огромное значение для практической деятельности людей. Оно позволяет им правильно разбираться в реальной обстановке, предвидеть, как будут развиваться события в будущем. Овладение научным пониманием истории вооружает умением объективно оценивать многообразные факты общественной жизни, дает возможность осмысливать ход истории. Неумение или нежелание считаться с объективным характером действия законов общественного развития приводит к грубым ошибкам в теории и не дает на практике возможности разобраться в жизненной обстановке, что приводит к догматизму.

Проведенный анализ показывает, что понятия "социальная философия", "исторический материализм" и "социология" являются наделе синонимами. Они отражают, по существу, идентичные явления социальной жизни. Их специфика состоит лишь в том, что понятие "исторический материализм" использовалось, в основном, в советское время, а понятия "социальная философия" и "социология" применяются, главным образом, в "смутное время" постсоциалистического периода.

Итак, какова роль социологии управления в системе общественного сознания? Поскольку свобода – это познанная и сознательно реализуемая историческая необходимость (закономерность), то чрезвычайно важно изучить и практически отследить основные этапы реализации этого процесса управления – от социальной проблемы (информации) до создания материального носителя (организации) по реальному воплощению выработанной социальной цели. Очевидно, что этот процесс достаточно сложен, имеет массу вариантов исполнения, множество промежуточных подцелей и т.д. Вместе с тем социология управления чрезвычайно важна для жизни и развития общества. Поэтому ее следует должным образом изучать с тем, чтобы вырабатывать более технологичные приемы руководства населением, регионом, страной.

Нынешние варианты изложения социологии управления пока достаточно абстрактны, в них много голого теоретизирования, нереальных жизненных ситуаций и всевозможных надуманных схем. Кроме того, она пока не опирается на обобщенные выводы естественных и общественных наук об управлении, что делает ее категории и понятия несколько оторванными от действительных процессов реальной жизни. Социология управления должна изучать необходимые процессы, происходящие в обществе, за счет упорядочения социальных систем с помощью социологического обеспечения. Ее целью будет реальная социальная деятельность с реальными социальными идеями и реальными социальными организациями.