Роль объединений работодателей в сфере регулирования трудовых отношений

С устранением монополии государства в сфере регулирования трудовых отношений возрастает роль объединений работодателей в формировании социальной политики и развитии системы социального партнерства.

Объединения промышленников и предпринимателей представляют сторону работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Большинство отраслевых объединений участвуют в заключении отраслевых (тарифных) соглашений. Определенный опыт накапливается по заключению соглашений между территориальными объединениями предпринимателей, профсоюзами и структурами управления на территориальном уровне.

Сегодня общность взглядов работодателей и работников проявляется в понимании необходимости снижения социальных издержек реформ, логической встроенности социальной политики в политику экономических преобразований.

Позиции объединений работодателей при заключении соглашений основываются на том, что гарантировать соблюдение определенных социальных стандартов возможно лишь через оживление производства и экономики в целом. Из этого исходят представители объединений

работодателей, добиваясь включения в соглашения определенных взаимных обязательств, связанных с практическим решением проблем приоритетной государственной поддержки предприятий в жизнеобеспечивающих отраслях экономики, проведения конверсии, защиты отечественных товаропроизводителей, развития малого бизнеса, сохранения основных технологически взаимосвязанных комплексов в процессе приватизации.

Объединения предпринимателей заинтересованы, чтобы социальное партнерство развивалось не спонтанно, а на основе:

• постоянного, совместно с профсоюзами, прогнозирования событий в сфере трудовых отношений, определения приоритетов и целей развития;

• социального диалога с участием правительства, которое все в большей степени должно играть роль гаранта.

В условиях переходного периода в России функции государства в сфере социального партнерства отличаются существенными особенностями: возрастает роль государства как координатора, партнера и арбитра.

Оно должно взять на себя функции по законодательному закреплению соглашений, достигнутых социальными партнерами, создать условия для выработки таких договоренностей, обеспечить контроль над их соблюдением. Сложившаяся основа российской модели социального партнерства уже закреплена в ряде законодательных и нормативных актов и практически реализовывалась в процессе коллективно-договорных отношений.

В рамках организационного обеспечения работ по социальному партнерству в России необходимо решение и координационных задач: увязка Генерального соглашения с отраслевыми и региональными; определение перечня проблем, решаемых с участием правительства и без него; координация работы трехсторонних комиссий.

Функции арбитража, примирения и сотрудничества реализуются в российской практике социального партнерства на основании Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

Для полноценной реализации данных функций государство формирует законодательно-правовую базу, создавая основу для цивилизованной системы социального партнерства, которая может учитывать и специфику отдельных регионов.

Регулирование социально-трудовых отношений на уровне предприятий осуществляется при помощи коллективных договоров, устанавливающих и обеспечивающих защиту профессиональных интересов конкретного работника в оплате труда, поддержании профессиональной конкурентоспособности, сохранении рабочих мест и обеспечении безопасных для здоровья условий труда. При этом существует определенное разнообразие применяемых форм, механизмов и систем социальной защиты работников в процессе труда (табл. 9.2).

Процесс коллективных переговоров основывается на готовности работодателей, с одной стороны, и наемных работников – с другой, разрешать возникающие разногласия, проблемы и конфликты цивилизованным путем.

Таблица 9.2

Классификация форм, механизмов и систем социальной защиты работников в процессе труда

Формы

Механизмы

Системы

Социальные гарантии – федеральный (национальный) уровень: трудовое (социальное) законодательство, правила и нормы по технике безопасности и гигиене труда

Экономический, правовой

Системы охраны труда – оценки, профилактики и минимизации профессиональных рисков, а также расследования несчастных случаев на производстве

Социальные гарантии в коллективных, региональных, отраслевых (тарифных) и генеральных соглашениях

Социальный

Системы медицинского и профессионального отбора, профессиональной подготовки в области техники безопасности и гигиены труда

Социальные гарантии в конвенциях и рекомендациях МОТ

Политический,

правовой

Системы определения профессиональной заболеваемости и установление степени утраты трудоспособности на производстве, системы социального страхования

Это означает признание двумя сторонами определенных договоренностей и их исполнение в соответствии с существующими законами и иными правовыми актами.

Процедура заключения договора, обсуждение вопросов, касающихся его содержания, форм контроля за его выполнением, – это инструменты, которыми должны хорошо владеть профсоюзы, инициирующие от лица наемных работников составление данного документа и вступающие в переговоры с другим партнером – администрацией.