Роль научно-технических специалистов в современном обществе
В условиях происходящей научно-технической революции, современного информационно-технологического этапа цивилизационного развития самым существенным образом возрастает роль научно-технических специалистов, их социальная и моральная ответственность в обществе.
В настоящее время основную массу научно-технических специалистов по-прежнему составляют инженерные кадры, однако к ней необходимо отнести ученых в области технических наук, а также профессорско-преподавательский состав высшей технической школы, т.е. преподавателей технических дисциплин, которые одновременно ведут научные исследования и осуществляют подготовку новых научных специалистов, непосредственно участвуют в производстве и воспроизводстве научно-технических кадров.
В идеале научно-технические специалисты — это особая социально-профессиональная и социокультурная группа, представляющая собой определенную общность высокообразованных и культурных людей с необходимыми профессиональными, деловыми и духовно-нравственными качествами, занятая в сфере материального и духовного производства научно-технической, инженерной, организационно-управленческой и педагогической деятельности.
Научно-технические специалисты являются подлинными субъектами, творцами научно-технического прогресса, обеспечивают успешное развитие материального производства, научно-технического знания, новой техники и технологии, способствуют реализации, внедрению научно-технических, технологических, организационно-управленческих и технико-педагогических идей в общественную, производственную практику.
Место и роль научно-технических специалистов выражается и конкретизируется в нескольких функциях.
Материально-производственная (технико-технологическая) функция выполняется непосредственно инженерно-техническими работниками, которые обслуживают сферу материального производства, способствуют превращению науки в непосредственную производительную силу общества, реализации, материализации, "овеществлению" научного знания, его внедрению в практику, создают материально-техническую базу производства, обеспечивают научно-технический, технологический и организационно-управленческий прогресс в сфере материального производства, активно воздействуют своими идеями, разработками, рекомендациями и предложениями на повышение и совершенствование уровня организации производства, производительности и эффективности труда работников производства и др. Инженерно-технические работники осуществляют техническую подготовку производства, которая представляет собой совокупность работ по созданию и внедрению в производство новых и совершенствованию ранее освоенных видов продукции и технологических процессов.
Техническая подготовка включает в себя такие стадии, как техническое задание (изучение имеющихся конструкций и патентов, определение основных параметров машины и предъявляемых к ней технико-экономических требований), техническое предложение (разработка принципиальной схемы машины, определение технических характеристик и др.), эскизный проект (разработка кинематических, электрических, гидравлических схем машины, определение себестоимости и ожидаемого экономического эффекта и т.д.), технический проект (подготовка чертежей и расчеты на прочность агрегатов и узлов, экономическое обоснование конструкций и т.д.), разработка рабочей документации (разработка рабочих чертежей на ее детали, корректировка рабочих чертежей, рекомендации по эксплуатации и др.).
Инженерно-технические работники разрабатывают перспективные планы по оценке и внедрению достижений научно-технического прогресса в практику, которые включают:
• прогнозирование развития научно-технического прогресса на предприятии и непосредственно в области специализации инженера;
• разработку и реализацию перспективных планов повышения научно-технического уровня продукции, организации производства и управления;
• разработку и выполнение перспективных планов социально-экономического развития коллектива;
• техническую (конструкторскую и технологическую) подготовку производства новых видов продукции.
Технико-технологическая функция инженерно-технических специалистов связана с разработкой научно-технических идей, их реализацией при проектировании, конструировании и эксплуатации технических средств, осуществлением технологических процессов, проведением научных исследований. Сюда также входят техническое обслуживание сложной техники, капитальный ремонт с заменой отдельных узлов технологического оборудования, устранение последствий аварий технического характера.
Инженерно-технические работники осуществляют техническую модернизацию, техническое перевооружение и технологическое переоснащение для подготовки производства к выпуску новой продукции или повышения ее качества и конкурентоспособности.
Инженерное обслуживание текущего производства включает в себя:
• инженерную проработку управляющих решений, принимаемых администрацией предприятия;
• размещение производственного процесса в пространстве и синхронизацию его во времени в ходе организационного, технического и технологического проектирования;
• научную организацию труда рабочих и инженерно-технических работников, его нормирование, оплату и стимулирование;
• контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, противопожарной техники и т.д.;
• инженерный контроль за эксплуатацией, обеспечением и обслуживанием производственных машинных систем и оборудования, в том числе систем управления, их ремонтом и наладкой.
Научно-технические специалисты разрабатывают, внедряют, обслуживают и совершенствуют компьютерную технику, информационные технологии, средства телекоммуникации и связи во всех сферах общества.
Научно-познавательная (креативная) функция должна присутствовать в деятельности инженерно-технических специалистов в качестве "сквозного элемента" в выполнении ими материально-производственной, технико-технологической и других функций, однако на практике они преимущественно заняты далеко не творческой, текущей и даже рутинной работой. В силу этого указанная функция осуществляется учеными технического профиля, представителями технической науки, которые просто призваны производить новое научно-техническое, технологическое и инженерное знание.
Научно-исследовательская деятельность ученых технического профиля крайне сложна, многообразна и многофункциональна, в нее входят следующие виды занятий [35, с. 57—58]:
1. Собственно научно-исследовательская, творческая и когнитивная, поисковая и прогностическая деятельность, нацеленная на решение различных технико-технологических проблем, на приращение научно-технического знания.
2. Методологическая деятельность, направленная на разработку методологии, инструментария средств, принципов и процедур технического познания.
3. Научно-информационная деятельность, ориентированная на поиск необходимой информации, отбор, систематизацию, хранение, размножение и распространение нового научного знания.
4. Научно-организационная деятельность, связанная с организацией, рационализацией и оптимизацией труда ученых технического профиля.
5. Воспроизводящая деятельность, заключающаяся в производстве, подготовке научно-технических кадров. Главную роль здесь играют кафедры технических наук вузов.
Конечно, главное назначение научно-познавательной функции ученых технического профиля — решение технико-технологических проблем, исследование техники, технологии и инженерной деятельности, генерация новых технических идей, гипотез и теорий нового технического знания, что является важнейшим источником научно-технического прогресса. Но следует подчеркнуть, что техническое знание должно быть сопряжено с идеями гуманизма, с социально-гуманитарным знанием, обязано способствовать гуманизации техники, технологии, инженерной деятельности и техносферы.
Организационно-производственная (социально-управленческая) функция обусловлена тем, что инженерно-технические специалисты в сфере материального производства заняты не только сугубо инженерной, технико-технологической, но и организационно-управленческой деятельностью, многие из них являются организаторами производства, руководителями самого различного ранга, непосредственно взаимодействуют с работниками. Здесь важно подчеркнуть, что наибольший удельный вес делового, управленческого общения приходится на руководителей низового и среднего звеньев.
Таким образом, организаторы, руководители материального производства должны обладать гуманитарно-управленческой культурой, которая представляет собой интегральную, качественную характеристику социального управления, уровня овладения руководителями управленческой технологией, способ и меру гуманитарного "окультуривания" управленческой деятельности, организации труда и производственной среды.
В целостной гуманитарно-управленческой культуре можно выделить такие основные элементы, как культура мышления, обществоведческая культура, культура чувств и эмоций, языковая культура, культура общения и поведения, психолого-педагогическая культура, организационная и телесно-физическая культура.
К сожалению, в зарубежной и отечественной управленческой практике до сих пор господствуют сугубый прагматизм, техницизм и технократическое мышление, хотя сейчас становится все очевиднее, что гуманитарно-управленческая культура организаторов современного производства и "управленцев" является важнейшим показателем (критерием) их профессионализма и компетентности, в значительной мере определяет их успех и карьеру.
Социокультурная функция определяется принадлежностью научно-технических специалистов к специфической научно-технической культуре, которую они распространяют в обществе и посредством которой формируют технико-технологическое, инженерное отношение человека к миру, свое видение мира и места в нем человека.
Научно-технические специалисты создают в массовом сознании определенную научную картину мира, осуществляют распространение научно-технического знания во все сферы жизнедеятельности людей, развивают у них специфическую техническую, компьютерную и информационно-технологическую культуру.
Однако помимо положительных моментов они порой распространяют дегуманизированные, "обезличенные", сциентистские и технократические ценностные ориентации и установки. Кроме того, средства массовой индустрии, Интернет порождают компьютерную, виртуальную зависимость, виртуальную преступность (хакерство, незаконную деятельность в сфере программного обеспечения, распространение порнорекламы и т.д.). Вседозволенность, отсутствие цензуры ведет к тому, что в сети Интернета легко найти информацию, использование которой может представлять общественную опасность. В силу этого научно-технические специалисты призваны внести свою лепту в ведение контрольно-цензурной функции культуры в современном обществе с целью обеспечения информационной безопасности граждан страны.
Научно-технические специалисты в своей деятельности обязаны учитывать ее аксиологические, антропологические и социальные аспекты, осуществлять критическо-рефлексивный подход к созданию новой техники и технологии, производить гуманитарную диагностику и экспертизу.
Итак, поскольку внедрение новой техники и технологии, инновационных научно-исследовательских разработок в различные сферы общественной жизни приводит к изменению не только машинно-технической базы общества и технико-технологических условий жизнедеятельности людей, но и их социокультурного пространства, можно утверждать, что современная научно-техническая деятельность приобретает социальные, культурные и гуманитарные основания и становится, таким образом, социотехнической. С этих позиций социокультурная функция научно-технических специалистов заключается в гуманизации современного производства, техники, технологии, инженерии, управления, деловых, служебных отношений и технического образования.