Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечении международной безопасности
Международный правопорядок, понимаемый как состояние упорядоченности системы международных отношений на основе норм и принципов международного права, как фактическая реализация и применение международного права, имеет целью защиту общих интересов международного сообщества, прежде всего всеобщего мира и международной безопасности.
Появление ядерного и бактериологического оружия, а с ними и угрозы уничтожения самой жизни на Земле потребовало критического переосмысления всего комплекса вопросов войны и мира.
Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны понимается сегодня международным сообществом как тягчайшее международное преступление, посягающее на основы международного правопорядка.
Общая заинтересованность государств в деле сохранения международного правопорядка способствовала созданию системы коллективной безопасности.
Коллективная безопасность – это система коллективных мер, применяемых государствами на универсальной или региональной основе с целью устранения угрозы миру, предотвращения или подавления актов агрессии и восстановления международного мира и безопасности.
В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, ОГЛАВЛЕНИЕ которого состоит в опасности военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на любые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.
В международном праве различают универсальную и региональную системы коллективной безопасности.
Организацией универсальной системы коллективной безопасности является ООН. Главная ее цель – поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена "принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира" (п. 1 ст. 1 Устава ООН).
Поддержание международного мира и безопасности строится на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.
При этом только Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или решает, какие меры следует принять в соответствии со ст. 41 (меры, не связанные с применением вооруженных сил) или ст. 42 (меры, связанные с использованием вооруженных сил для подавления агрессора) Устава ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
В рамках ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности ООН неоднократно применял санкции в отношении Родезии в 1966, 1968, 1970 гг., ЮАР в 1977 г. (эмбарго на поставки вооружений), Ирака в 1990 г. (экономические и финансовые), Югославии в 1991–1996 гг. (экономические), Ливии в 1992–1996 гг. (экономические и по поставкам оружия) и др.
В рамках ст. 42 Устава ООН Совет Безопасности принимал решения о подавлении агрессора силой, когда КНДР 25 июня 1950 г. совершила нападение на Южную Корею, и в 1990 г., когда Ирак оккупировал территорию Кувейта.
Современная концепция поддержания мира в рамках ООН исходит из комплексной роли ООН в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миростроительства.
Превентивная дипломатия понимается как действия, направленные на предупреждение возникновения разногласий между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. В ее рамках предполагается более широкое использование мер по укреплению доверия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру, превентивное развертывание вооруженных сил ООН, использование демилитаризованных зон как превентивной меры.
Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны главным образом с помощью переговоров и других мирных средств, предусмотренных в главе VI Устава ООН.
Поддержание мира предполагает проведение операций с помощью военного персонала как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира.
Главными условиями осуществления операций ООН по поддержанию мира являются согласие на такие операции враждующих сторон, прекращение огня и гарантии безопасности с их стороны миротворческим силам; решение Совета Безопасности на проведение миротворческих операций иод руководством Генерального секретаря ООН; предоставление по согласованию с враждующими сторонами воинских контингентов странами, согласившимися послать свои войска; действия войск на основе полной беспристрастности и невмешательства во внутренние дела враждующих сторон; финансирование операций но специальной шкале взносов государствами – членами ООН и др.
Сложились и продолжают развиваться операции ООН по поддержанию мира двух типов: миссии военных наблюдателей из невооруженных офицеров – "голубые береты" (впервые такая миссия была проведена в 1948 г. в целях наблюдения за выполнением условий перемирия в Палестине) и силы по поддержанию мира в составе национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием, – "голубые каски" (первая такая операция была проведена в 1956 г. Чрезвычайными вооруженными силами ООН на Ближнем Востоке).
Постконфликтное миростроительство – это действия по установлению и поддержанию структур в постконфликтный период, которые должны способствовать укреплению и упрочению мира в целях предотвращения рецидивов конфликтов.
Устав ООН (гл. VIII) допускает возможность создания международных региональных систем коллективной безопасности для поддержания международного мира и безопасности на региональной основе. При этом должны выполняться следующие условия: действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района; никакие принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН (действия с использованием вооруженной силы в регионе могут иметь место только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным сообщением об этом Совет}' Безопасности); все местные споры, возникающие между государствами какого-либо региона, должны разрешаться только мирными средствами; любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной системы международной безопасности ООН.
Из этого следует, что региональные системы безопасности составляют часть всемирной универсальной системы безопасности.
Региональными организациями коллективной безопасности являются Лига арабских государств (ЛАГ), АС, Организация американских государств (ОАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), ОБСЕ, СНГ, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В результате качественных последних преобразований Европейского союза к сфере его ведения отнесено формирование общей внешней политики и политики безопасности государств-членов.
В учредительных актах таких региональных организаций, как ЛАГ, АС, ОАГ, НАТО, СНГ, ОДКБ, содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из их членов. Эти организации широко прибегают к созданию сил по поддержанию мира. Так, в 1971 г. ЛАГ создала межарабские силы по разъединению в Ливане ("зеленые каски"), чтобы положить конец столкновениям между различными религиозными группировками. В 1981 г. Организация африканского единства (предшественник АС, образованного в 2002 г.) создала межафриканские силы по поддержанию мира, предназначенные для наблюдения за выполнением соглашения между группировками в Чаде.
Правовой основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ являются: Заключительный акт ОБСЕ 1975 г., итоговые документы ОБСЕ, принятые в Белграде (1977), в Мадриде (1980), Вене (1989), пакет документов "Хельсинки-2" (1992) и в Будапеште (1994), в том числе Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, создания антикризисных механизмов и проведения операций по поддержанию мира как между членами ОБСЕ, так и внутри любого государства – члена ОБСЕ. В рамках ОБСЕ проводились операции миротворческого характера группами наблюдателей в Приднестровье, Нагорном Карабахе, в Чечне, Абхазии, Грузии и силами по поддержанию мира в Албании.
Правовой основой коллективной безопасности в рамках СНГ являются Устав СНГ, Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от 20 марта 1992 г. с тремя Ташкентскими протоколами к нему и др.
Совет глав государств СНГ наделен правом создавать группы по поддержанию мира из военного и гражданского персонала (группы военных наблюдателей и коллективные миротворческие силы по поддержанию мира). Эти группы решают следующие задачи:
– разъединение конфликтующих сторон;
– наблюдение за выполнением договоренностей о прекращении огня или перемирия, о разоружении противоборствующих сторон;
– создание условий для мирного урегулирования споров и конфликтов;
– содействие обеспечению прав и свобод человека;
– оказание гуманитарной помощи, в том числе в случае экологических катастроф или стихийных бедствий.
В рамках СНГ было проведено несколько миротворческих операций: в Приднестровье, в Южной Осетии, в Абхазии, Грузии, Таджикистане.
Попытка сбалансировать огромное военно-политическое влияние НАТО предпринята образованием в 2002 г. Организации Договора о коллективной безопасности (на основе Договора о коллективной безопасности 1992 г.) в составе некоторых государств СНГ, включая Российскую Федерацию.
Россия является участницей (иногда – и инициатором образования) многих авторитетных универсальных и региональных международных организаций.
Вместе с тем важное место в системе международной безопасности занимают взаимосвязанные двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы.
1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г., Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г., Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, от 14 февраля 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, от 6 августа 1985 г.) и др.
2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия от 10 сентября 1996 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. и др.
3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. К ним относятся Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 г.
4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия (1976), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988) и некоторые другие.