Роль международного и внутригосударственного права в разрешении проблем глобального характера

Эффективное решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями государств, при условии взаимодействия международного права и внутригосударственных правовых систем.

Международное право и внутригосударственное право взаимодействуют в двух формах. Во-первых, международное право оказывает влияние па создание и ОГЛАВЛЕНИЕ нормативных актов государства. Во-вторых, признанные государством международные договоры и нормы обладают способностью прямого действия, могут непосредственно применяться в соответствующих внутригосударственных отношениях. В этом смысл формулы Конституции РФ: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".

Международные договоры и нормы не только оказывают воздействие на российское законодательство как фактор совершенствования его норм, но и обладают способностью участвовать в регулировании внутригосударственных отношений в содружестве с законами и нормами нашего государства.

Функциональное назначение конституционной формулы проявляется в признании и (или) предписании прямого действия международных договоров и норм в сфере внутригосударственной деятельности, непосредственного их применения хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами (индивидами). О непосредственном действии в Российской Федерации положений международных договоров РФ говорится в ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Правила непосредственного применения международных договоров РФ к гражданским и иным отношениям закреплены в ГК РФ (п. 2 ст. 7), в ряде других кодексов и законов. Во многих нормативных актах международные договоры РФ включены в правовую основу деятельности органов государства наряду с Конституцией РФ и федеральными законами.

Одной из важнейших проблем в условиях глобализации является обеспечение и защита прав человека. Реально в этом направлении сделано уже многое: закреплены соответствующие положения в международно-правовых документах (ст. 55 Устава ООН, ст. 2, 9 Международного Пакта о гражданских и политических правах), созданы специальные органы по защите прав и свобод (Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток, Комиссия по правам человека СНГ); последовательно возрастает значение судебных органов, уполномоченных по правам человека и др.

С позиций дальнейшего совершенствования механизма защиты прав человека международно-правовыми и внутригосударственными средствами на примере России Г. В. Игнатенко предлагает разработать федеральный закон. Он должен быть ориентирован: 1) на юридическую квалификацию формулы "исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты"; 2) конкретизацию права индивида на обращение в межгосударственные органы и сопряженные с этим правом обязанности высших внутригосударственных судебных и иных инстанций после вынесения ими своих решений; 3) регламентацию процедуры повторного - после решения межгосударственного судебного или иного компетентного учереждения - рассмотрения дела в высших федеральных органах РФ.

Непреходящее значение для нынешних и будущих поколений имеет сотрудничество государств по охране окружающей среды. В Стокгольмской декларации по окружающей среде (1972 г.) закреплено положение о том, что государства несут ответственность за деятельность, которая причиняет ущерб окружающей среде других государств. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), рамочная Конвенция ООН об изменении климата (1992 г.), другие договоры и конвенции подчеркивают необходимость охраны планетарной среды и космоса, устанавливают меры ответственности за соответствующие нарушения, предусматривают процедуры решения этих проблем, решают вопросы возмещения ущерба, оказания помощи в необходимых случаях со стороны других государств. Однако и здесь нередко противопоставляются интересы конкретного человека и государства. Примером может служить Киотский протокол (1999 г.), который призывает оберегать атмосферный воздух от загрязнения и одновременно разрешает торговлю квотами допустимых выбросов вредных веществ.

Актуальным сегодня является сотрудничество в борьбе с преступностью. Попытки координации действий государств но борьбе с отдельными видами преступлений известны с давних времен. Так, на Венском конгрессе в 1815 г. был принят первый акт по борьбе с работорговлей, в 1910 г. - Договор по борьбе с распространением порнографических изданий (Париж), в 1936 г. - Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами (Женева). Социальные, экономические проблемы в отдельных государствах, с одной стороны, и научно-техническая революция, расширение международной интеграции -с другой, обусловили рост числа тяжких преступлений международного характера: угон самолетов, международный терроризм, убийство дипломатических сотрудников, распространение наркотических и психотропных веществ и др. Многие "традиционные" международные преступления (подделка денежных знаков и работорговля, пиратство и другие подобные им преступления) претерпели значительные изменения, стали более усложненными по составу, а применение виновными усовершенствованных и новых образцов технических средств сделало их более разрушительными и потому более опасными. Сами преступники становятся все более изощренными и организованными, происходит интернационализация организованных преступных формирований.

Реальная опасность для жизни и здоровья людей, внесения хаоса в международные отношения, разрушения мирового правопорядка, которую несет международная преступность, требует от государств более активных коллективных усилий по ее предупреждению и борьбе с ней.

Сотрудничество в области борьбы с преступностью ведется по нескольким направлениям.

Первое - признание опасности для мирового сообщества определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер по их пресечению. Таковыми деяниями были признаны пиратство, рабство и работорговля, торговля женщинами и детьми, подделка денежных знаков и ценных бумаг, незаконная торговля наркотиками, распространение порнографических изданий, пиратское радиовещание, разрыв или повреждение подводного кабеля, неоказание помощи на море при столкновении морских судов, незаконный захват воздушных судов. В УК РФ помещена гл. 34 "Преступления против мира и безопасности человечества".

Опасность именно этих деяний и необходимость борьбы с ними зафиксированы в многосторонних межгосударственных соглашениях: в Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), Конвенции по борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.), Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.).

Второе - оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей и передача их заинтересованному государству. Здесь возможны два пути: через дипломатические каналы и путем непосредственных связей между органами, ведущими в своей стране розыск и дознание (полиция). Так, в настоящее время розыск ведется через Международную организацию уголовной полиции - Интерпол, которая имеет контакты с национальными полицейскими органами.

Вопросы выдачи лиц, совершивших преступления, и лиц, осужденных за преступления, предусматриваются в многосторонних и двусторонних соглашениях. Так, в 1983 г. Советом Европы была принята Европейская конвенция о передаче осужденных лиц, в 1993 г. между Российской Федерацией и Латвийской Республикой был подписан Договор о передаче осужденных для отбывания наказания.

Третье - оказание помощи при получении необходимых материалов по уголовному делу. В случае совершения преступления за границей, совершения его в нескольких государствах свидетели и вещественные доказательства могут оказаться в другом государстве. Для получения материалов по делу в отдельных случаях требуется провести необходимые следственные действия за границей, что осуществляется путем направления соответствующего поручения. Это может быть поручение допросить свидетеля, произвести осмотр места происшествия и т.д. Например, такие действия осуществлялись между Финляндией и Россией на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве и борьбе с преступностью (1993 г.).

Поручения могут передаваться различными путями. Так, Международная конвенция о пресечении торга женщинами (1910 г.) предусмотрела эту передачу как дипломатическим путем, так и непосредственно между судебными властями; Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.) говорит о прямой связи между соответствующими юридическими органами; Европейская конвенция о взаимной помощи но уголовным делам (1959 г.) устанавливает возможность связи между министрами юстиции, а в случае большой срочности судебные поручения могут направляться соответствующим органам непосредственно. Унифицированный, но более усложненный порядок правовой помощи установлен в ст. 453 и 455 УПК РФ.

Четвертое - изучение проблем преступности и борьбы с ней, вопросов пенитенциарной системы. С этой целью созываются международные конгрессы, создаются международные организации, научно-исследовательские институты.

Пятое - оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении этих проблем. Такая помощь выражается в направлении в отдельные страны экспертов, призванных оказать конкретную помощь (определить основные направления борьбы с преступностью, дать рекомендации по организации пенитенциарной системы, методам работы с молодежью и т.д.).

Шестое - обмен информацией по самым различным вопросам борьбы с преступностью.

Для формирования и нормального функционирования мирового правопорядка чрезвычайно важно наличие хорошо отлаженного процессуального (процедурного) механизма его действия. Международные организации и государства могут успешно взаимодействовать только в рамках четко обозначенной и взаимосогласованной процедуры.

Процессуальный механизм включает:

- международно-правовые процессуальные нормы, содержащиеся в уставах, положениях, конвенциях и договорах и определяющие вопросы деятельности международных организаций, порядок рассмотрения межгосударственных споров, обращений по поводу нарушений прав человека и т.п.;

- международные организации и органы планетарного, регионального и двустороннего характера (международные суды, трибуналы, арбитражные, экономические суды и согласительные комиссии);

- юридические конструкции, обеспечивающие стабильность, последовательность, универсальность процедур и процессуальных гарантий функционирования мирового правопорядка.

Процессуальный механизм играет существенную роль в установлении взаимодействия правопорядка отдельного государства и мирового правопорядка. Он создает необходимые условия для взаимного влияния, выработки интеграционных тенденций на принципах справедливости и равноправия. Можно обозначить несколько направлений воздействия международно-правовых средств на правовую систему конкретных стран.

Во-первых, речь идет о создании механизма прямого действия международно-правовых норм в сфере внутреннего правопорядка того или иного государства. Это представляется возможным в тех случаях, когда: общепризнанные принципы и нормы международного права конституция (основной закон) признает частью правовой системы данного государства; они соответствуют основным принципам и нормам конституции этой страны; международные нормы направлены на отношения, не урегулированные внутренним правом, или улучшают положение личности, расширяют ее права и свободы. Однако иногда недостаточно имплементации международных норм, а требуется внутригосударственная квалификация. Примером может служить ст. 361 УК РФ, содержащая квалификацию международного терроризма.

Конституции многих государств - членов ООН предусматриваю'! примат норм международного права в пробельных и коллизионных ситуациях.

Во-вторых, на совершенствование внутреннего правопорядка оказывают влияние "ориентирующие" решения международных организаций и органов, имеющих общеправовое значение (рекомендации, стандарты, судебные прецеденты).

В-третьих, все большее значение в современном мире приобретают коллективные решения межрегиональных и региональных сообществ государств. Здесь постепенно вырабатывается "примерное", "модельное" законодательство для объединившихся стран.

В-четвертых, может оказываться опосредованное влияние через систему судебных органов, в особенности конституционных судов.

Естественно, что все государства па нашей планете оказывают существенное воздействие на формирование и функционирование мирового правопорядка. Диапазон влияния разнообразен - это учреждение международных и региональных организаций, активная работа по обсуждению вопросов и принятию решений на Генеральной Ассамблее ООН, в ее органах и комиссиях, рекомендации, подготовленные региональными сообществами государств, предложения международных научных конгрессов и конференций по самым различным проблемам современности.

Важнейшая задача современности - все основные глобальные процессы, затрагивающие интересы отдельного человека и мирового сообщества, происходящие на территории конкретных государств и во всем мире "ввести" в правовое русло, сделать нашу планету действительно правовым пространством.

Рис. 34 дает представление о нашей планете как об объекте права.

Рис. 34. Планета Земля как объект права