Роль медицинского страхования в финансировании здравоохранения
Общий порядок финансирования здравоохранения включает следующие основные этапы.
1. Сбор средств – от населения (домохозяйств), предприятий и организаций, бюджета, внешних спонсоров. При этом применяются следующие способы:
1) общее (бюджет) и специальное социальное налогообложение (внебюджетные фонды – Федеральный фонд ОМС);
2) уплата обязательных (социальных – ОМС) и добровольных (ДМС) страховых взносов;
3) прямые платежи из личных средств граждан (соплатежи, оплата исключений из страхового покрытия – франшизы, оплата лекарств, специалистов и т.п.) через кассу или "под столом", с последующей полной или частичной компенсацией или без компенсации, и пожертвования.
2. Объединение финансовых средств в пулы – аккумулирование и управление финансовыми ресурсами для выравнивания индивидуальных рисков расходов на медицинскую помощь членов пула (застрахованных лиц). Подавляющее большинство национальных систем финансирования здравоохранения предусматривают пулинг средств – в национальном бюджете или внебюджетном фонде.
3. Закупка медицинской помощи (медицинских услуг) – процесс оплаты медицинского обслуживания застрахованных лиц. Возможные варианты:
1) государство выделяет средства непосредственно своим собственным медицинским организациям (интеграция закупок и поставок), используя для этого бюджетные средства и (или) страховые взносы;
2) институционально отделенное агентство по закупкам (например, фонд медицинского страхования, правительственный орган или медицинский страховщик) обеспечивает приобретение медицинских услуг, действуя от лица населения (разделение закупок и поставок);
3) люди сами платят непосредственно поставщику за оказанные услуги.
Во многих странах используется комбинация способов.
Процесс закупки также подразумевает формирование медицинских услуг: профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни, лечение и реабилитация.
4. Потребление медицинской помощи населением (застрахованными лицами):
4.1. Ограниченное:
а) по видам медицинской помощи – в рамках государственной (частной) программы медицинской помощи (медицинского страхования);
б) по объему потребления – под медицинским наблюдением и контролем (врач общей практики, куратор, эксперт).
4.2. Неограниченное – в рамках назначений врача и финансовых возможностей пациента (практикуется в основном при прямых платежах населения в медицинскую организацию за полученную медицинскую помощь).
Примеры организации системы финансирования здравоохранения приведены в табл. 2.7.
Эксперты ВОЗ полагают, что сегодня не принципиально, какая модель (бюджетная или страховая) применяется – важно наличие достаточных для содержания национальной системы здравоохранения средств и эффективности организации каждого этапа. Однако эксперты ВОЗ единодушны во мнении, что наименее эффективным способом финансирования здравоохранения являются прямые платежи.
Важно!
В центре внимания при построении системы финансирования должны быть люди. Они предоставляют финансовые средства и являются единственной целью привлечения этих средств. Финансирование здравоохранения – лишь средство для достижения цели улучшения здоровья и благосостояния людей и само по себе не может являться целью.
Целью финансирования здравоохранения является обеспечение всеобщей доступности медицинской помощи. Резолюция 58.33 ВОЗ от 2005 г. гласит, что каждый человек должен иметь доступ к медико-санитарным услугам и не должен испытывать финансовых трудностей в результате обращения за медицинской помощью. Как в одном, так и в другом отношении мир еще очень далек от всеобщего охвата населения медицинской помощью.
Всеобщая доступность основана на государственных гарантиях оказания медицинской помощи населению, наборе гарантированных медицинских услуг надлежащего качества и финансирования медицинской помощи (рис. 2.1).
Таблица 2.7
Различные модели финансирования здравоохранения в Европейском союзе
Страна (место в рэнкинге ВОЗ) |
Способ сбора средств |
Плательщик за медпомощь |
Способ оплаты медпомощи |
Участие населения в оплате медпомощи |
Франция (1) |
Социальное страхование. Обязательные страховые взносы нанимателя с ФОТ (13,5%; пенсионеры – 4%) |
Три национальных страховых фонда (возмещение предварительных платежей населения) |
Плата за услугу в первичном звене. В стационаре – зарплата |
Соплатеж (6% обязательного взноса). Не компенсируются до 30% предоплаты медпомощи (освобождение хроникам). Символические платежи за визиты к врачу и рецепты |
Италия (2) |
Бюджетное финансирование. Регрессивный налог на зарплату и другие в основном, региональные, налоги. Выравнивающие трансферты |
Региональные органы управления здравоохранением |
Подушевое (по прикрепленным гражданам) финансирование врачей общей практики (ВОП). В стационаре – зарплата |
Доплата трудоспособного населения за посещение специалиста (шах 36 евро) |
Великобритания (18; 2 – в рэнкинге ЕНСЕ) |
Социальное страхование. Центральные налоги |
Единая национальная служба здравоохранения (NHS) |
Подушевое финансирование ВОП с учетом показателей качества. В стационаре – зарплата. Отказ от фондодержания |
Доплата трудоспособного населения за стоматологию и часть лекарств |
Нидерланды (17; 1 – в рэнкинге ЕНСI) |
Социальное страхование. Обязательные страховые взносы работника и работодателя (50/50) с ФОТ (4,4-6,5%). Государственные компенсации бедным |
Конкурирующие коммерческие страховщики |
Зарплата |
Соплатеж по взносу (1100 евро) + плата (150 евро) за 1-й визит к врачу-специалисту для взрослых. Компенсации бедным |
Рис. 2.1. Условия обеспечения доступности медицинской помощи
Примерная структура финансирования российского здравоохранения показана в табл. 2.8, составленной по данным Минфина, Росстата, ФСФР, ФФОМС и экспертов Высшей школы экономики (профессор С. В. Шишкин – расходы на лекарства и "теневые платежи") и дополненной расчетами автора.
Таблица 2.8
Источники финансирования здравоохранения России в 2009–2012 гг., млрд руб.
Год |
ОМС |
Бюджет |
Платные услуги |
"Теневые платежи" |
ДМС |
Расходы на лекарства |
Итого |
ВВП |
Доля ВВП, % |
||
работающие |
неработающие |
федеральный |
региональный |
||||||||
2009 |
232 |
– |
272 |
699 |
160 |
116 |
73 |
504 |
2056 |
38810 |
5,3 |
2010 |
540 |
– |
393 |
516 |
244 |
120 |
84 |
600 |
2497 |
45170 |
5,5 |
2011 |
621 |
261 |
151 |
508 |
300 |
130 |
95 |
700 |
2766 |
54590 |
5,1 |
2012 |
641 |
271 |
446 |
920 |
400 |
140 |
109 |
750 |
3677 |
62357 |
5,9 |
Значительный прирост бюджетных расходов в 2012 г. был направлен на реализацию программы развития здравоохранения (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р) и на повышение оплаты труда медиков.
В целом система финансирования здравоохранения по своим ключевым функциям соответствует аналогичным системам развитых европейских стран (использование обязательных платежей – страховых взносов, национальный масштаб пудинга рисков, государственный и страховой контроль уровня потребления и качества медицинской помощи). Однако в общей структуре финансирования российского здравоохранения доля прямых платежей населения выше, чем в развитых европейских странах (рис. 2.2).
Как следует из представленных на рис. 2.2 данных, основную долю в финансировании расходов здравоохранения стран ЕС (от 45% на Кипре до 91% в Люксембурге) составляют налоги и средства социального (обязательного) медицинского страхования (в зависимости от применяемой модели финансирования). На втором месте остаются прямые платежи населения за услуги, не покрываемые программами социального медицинского страхования, преимущественно за прием у специалистов и лекарства. В связи с этим роль ДМС в финансировании здравоохранения развитых стран невелика. При этом ДМС применяется в форме замещения (Германия и Нидерланды – до 2006–2010 гг.), дополнения по содержанию медицинских услуг (Франция, Словения) и альтернативы по качеству и времени ожидания (Великобритания, Россия) программ государственного социального медицинского страхования (обеспечения). Роль замещающего ДМС снижается по мере распространения социального медицинского страхования на все население и расширения государственных программ. Альтернативное ДМС особенно развито в США, а в Евросоюзе им охвачено лишь около 10% населения в "старых" странах и до 2% – в "новых". Дополняющее ДМС наиболее развито в Евросоюзе, им охвачено, например, до 90% жителей Франции, 75% – Словении, 50% – Ирландии. Можно предположить, что дополняющее ДМС будет развиваться и в дальнейшем по мере вынужденного сокращения доли государственных расходов на здравоохранение.
Анализ организации здравоохранения за рубежом позволяет выделить следующие общие черты:
Рис. 2.2. Источники финансирования здравоохранения в странах Евросоюза
– всеобщность и равенство доступа к медицинской и лекарственной помощи;
– децентрализация финансирования и делегирование ответственности в регионы (бюджетная модель) и страховщикам (страховая модель) при сохранении гарантирующей роли государства;
– участие населения в расходах на гарантированную помощь: в страховых моделях – через страховые взносы с фонда оплаты груда, в бюджетных моделях – через прямую оплату отдельных видов помощи и лекарств или за доступ к врачу-специалисту для снижения необоснованных обращений, например, в Италии – 15–30 евро, в Германии – 40 евро;
– дефицит средств на здравоохранение, покрываемый за счет бюджета, причем в странах с бюджетной моделью финансирования дефицит средств несколько выше (Италия – дефицит 1,8% ВВП), чем в странах со страховой моделью (Франция – 0,7% ВВП);
– регулирование потребления медицинских услуг за счет индивидуального планирования медицинской помощи (приоритет назначений врача общей практики или врача-куратора от медицинского страховщика) и контроль медицинских назначений финансирующими органами (медицинскими страховщиками, фондами или органами управления здравоохранением);
– сопоставимая с Россией оснащенность врачами (3–4 врача на 1000 жителей), но с отличиями по профилям врачей и при более низкой обеспеченности больничными койками (3–5 коек на 1000 жителей, в России – 10);
– отсутствие нормирования медицинской помощи, но наличие "листов ожидания" плановой специализированной медицинской помощи (до 6 месяцев) при возможности ускорить ее получение за дополнительную плату или по договору ДМС;
– высокая удовлетворенность состоянием национального здравоохранения (более 70% в странах-лидерах, в России – от 20 до 45% в зависимости от региона).
В 2013 г. было увеличение расходов бюджета и внебюджетного фонда ОМС на здравоохранение с 2,28 до 2,51 трлн руб., к 2015 г. расходы на здравоохранение планируется увеличить до 2,6 трлн руб., или 3,0% от ВВП.
Для дальнейшего развития в Программе развития здравоохранения предусмотрено в дополнение к средствам ОМС выделение значительных средств (табл. 2.9).
В дополнении к страховым взносам и бюджетным средствам Минздрав России предлагает направить часть средств дополнительных акцизов на алкоголь и табак для увеличения финансирования здравоохранения.
Таблица 2.9
Расходы на реализацию Программы развития здравоохранения
Источники средств |
Расходы по годам, млрд руб. |
|||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Итого |
|
Федеральный бюджет |
373 |
278 |
292 |
310 |
336 |
350 |
359 |
2710 |
Дополнительные средства* |
255 |
356 |
497 |
529 |
535 |
540 |
580 |
3357 |
* Источник дополнительных средств в Программе не определен.