Лекция 1. Роль маркетинга в модернизации высшей школы
В XXI в. образование становится приоритетом в развитии государства и общества, так как обеспечивает социальную стабильность страны, ее национальную безопасность, экономический рост, конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. По мнению В. В. Путина, "в эпоху глобализации и новых технологий образование – не просто социальная сфера, это – вложение средств в будущее страны"[1].
Эти положения предопределили необходимость модернизации российской образовательной системы – существенных перемен в организации управления высшей школой с целью взаимодействия государства и общества для достижения динамичного развития и высокого качества образования. Модернизация системы образования является также необходимым условием формирования инновационной экономики.
В соответствии с этим стратегическая цель государственной политики в области образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям модернизированной экономики.[2]
Применительно к настоящему этапу развития Российской Федерации это означает: обеспечение доступности качественного общего образования, повышение качества профессионального образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
С начала перехода к рыночным отношениям высшая школа пережила не одну реформу. Однако сегодня специалисты высшего профессионального образования предпочитают говорить о предстоящей модернизации, а не реформе образования.
Реформа представляет собой преобразование, переустройство, а модернизация – это изменение в соответствии с требованиями современности. Образование уже прошло стадию демократического переустройства в начале 90-х годов прошлого века, что было отражено в Законе РФ от 10 июля 1992 г. №326-1 "Об образовании", но оно все еще существенно отстает от современных требований и поэтому нуждается в глубокой модернизации.
Модернизация системы высшего образования связана, прежде всего, с глубоким обновлением его содержания. Действующие учебные планы и программы вузов, несмотря на их постоянные корректировки, в значительной степени отражают информационно-экстенсивный подход к формированию содержания образования и командно-административный стиль управления учебным процессом. Они не учитывают этапов общекультурного и профессионального развития личности будущего специалиста, ориентируют обучение в вузе на предметно-разобщенную подготовку в ущерб целостному развитию личности будущего молодого специалиста, не стимулируют студентов к самообразованию, ограничивают возможности учета специфических особенностей в ситуации социального глобализма. В настоящее время модернизация образования становится необходимым условием дальнейшего развития общества в целом.
Во многих странах мира также происходит реформирование образовательной системы, основанием чего послужили процессы глобализации во всех сферах человеческой деятельности, которые обусловили новые требования к роли образования. Этому способствовал и резкий рост потребности в получении образования. Особенно высокие темпы роста числа студентов отмечаются в странах с развивающейся экономикой, таких как Китай, Бразилия, Аргентина, Индия и др.
На процесс глобализации рынка образовательных услуг вузов оказывают влияние следующие факторы:
• усиление международных связей;
• рост международной конкуренции;
• неравномерность масштабов мирового развития и закрепления иерархической глобализации в международном экономическом пространстве;
• усиление роли в мировой экономике стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что изменяет направление образовательных потоков и оказывает влияние на выбор конкурентной позиции в международном разделении труда.
Реформы в Российской Федерации осуществляются в условиях радикальных политических, социальных и экономических преобразований. Унаследованная от СССР система образования и подготовки кадров, представляющая собой продукт централизованного планирования и политического контроля, претерпела значительные изменения. Развитие рыночной экономики в стране и ограниченность государства в инвестициях оказывают влияние на всю систему образования и профессиональной подготовки специалистов.
В зарубежной практике реформирования образования большое внимание уделяется срокам и этапам обучения. Подтверждением этому являются материалы Лиссабонской конвенции (1997 г.), Сорбонской (1998 г.) и Болонской деклараций (1999 г.) в соответствии с которыми проводится работа по формированию общих принципов многоуровневой подготовки и системы оценки на мировом рынке образовательных услуг. Конечным итогом этого процесса должен стать единый образовательный стандарт для всех 47 стран-участниц[3] и взаимное признание образовательных дипломов.
Основные принципы построения единого образовательного пространства в Европе:
• введение в национальные системы высшего образования европейских стран двухуровневой структуры учебного процесса с уровнями бакалавриата и магистратуры;
• введение учета учебной нагрузки в зачетных единицах (кредитах);
• сопоставимость и признание дипломов;
• расширение процесса международного сотрудничества и мобильности студентов, преподавателей европейских университетов;
• установление единой методики измерения учебного процесса, создание целостной системы оценки и обеспечения качества высшего образования в Европе;
• широкое использование в образовательном процессе средств информационных коммуникационных технологий;
• повышение качества обучения иностранным языкам.
Долгосрочной целью Болонского процесса является повышение конкурентоспособности европейского высшего образования в мире и мобильности граждан.
Вхождение в единое образовательное пространство и получение признания российских образовательных дипломов странами европейского сообщества выдвигают новые требования к качеству образования, что подтверждает объективную необходимость повышения качества подготовки российских специалистов. Современный уровень качества образования необходимо привести в соответствие с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. В свою очередь высшее образование является фактором формирования нового качества экономики страны и всего общества, что подтверждает взаимосвязь и взаимодействие экономики страны и образовательного потенциала.
Кроме того, вхождение в единое правовое поле неизбежно отразится на организационных формах и образовательных технологиях. Все это обусловливает непрерывный процесс обновления знаний, повышения профессионализма, развития личности, что реализуется в образовательных системах.
Особенностью непрерывного образования является преемственность и интеграция образовательных программ различных уровней, начиная с дошкольного образования. В этой связи непрерывное образование следует рассматривать как принцип образования, обеспечивающий развитие личности. Непрерывное образование представляет собой единый, длительный процесс, основанный на преемственности и последовательности многоуровневого образования.
Необходимость непрерывного образования в период активной трудовой деятельности человека обусловлена следующими причинами:
• быстрым "старением" профессиональных знаний;
• отсутствием механизма регулирования количественного и структурного состава кадров;
• миграцией населения;
• изменением инфраструктуры экономического потенциала и конкурентной среды.
Непрерывное образование обеспечивает человеку обширные возможности для саморазвития и самовоспитания на протяжении всей жизни, поддерживая его стремление к самосовершенствованию.
В соответствии с законом Паркинсона руководитель проходит длительный профессиональный путь, и для того чтобы быть успешным и соответствовать фазам ответственности, авторитета, достижений, наград и пр., он должен постоянно повышать свою квалификацию.
В настоящее время в нашей стране подготовка профессиональных кадров высшего звена осуществляется по 92 направлениям и 443 специальностям, однако не все выпускники будут востребованы в соответствии с полученным образованием, не всем будет достаточно знаний, полученных в вузе на этапе базового образования. Кроме того, каждые четыре года наступает период "полураспада компетентности", при этом устаревает 50% знаний, что требует их обновления. По мнению американских экспертов, за трудоспособный период инженеру необходимо восемь раз проходить курс переподготовки, в противном случае работодатели будут вынуждены каждые пять лет заменять специалистов.
Реализация принципов непрерывного образования сопряжена с активизацией очно-заочной формы обучения и экстернатом.
Существенную роль в системе непрерывного образования играет дополнительное профессиональное образование, которое обеспечивает повышение квалификации, позволяющее решать общие непрофильные специфические проблемы, возникающие в практической деятельности. Получая высшее техническое образование, студент должен понимать, что знание иностранного языка, экономики, менеджмента необходимы для карьерного роста. Поэтому дополнительное образование необходимо как при получении основного (профильного) образования, так и в условиях практической деятельности (послевузовское образование).
В результате модернизации российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в привлекательную и открытую сферу для инвестиций. Инвестиционная привлекательность должна быть обеспечена эффективностью деятельности, прозрачностью финансовых потоков, участием общественности в управлении образованием, независимой оценкой качества образования на всех уровнях образовательной системы.
Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Без внедрения новых финансовых механизмов невозможно обеспечить приток в образование дополнительных внебюджетных средств. Главным условием инвестирования общества в образование призвано стать повышение его кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования и внедрение инновационных образовательных технологий. Приток в образование молодых перспективных кадров возможен только тогда, когда заработная плата в этой сфере будет конкурентоспособна по отношению к другим отраслям. Инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему[4].
Исходя из вышесказанного, следует акцентировать внимание на эволюционных преобразованиях в сфере высшего образования, обусловленных социально-экономическими и политическими переменами в нашей стране. В табл. 1.1 отражены основные позиции, по которым произошли существенные изменения по сравнению с дореформенным периодом.
Таблица 1.1. Эволюционные преобразования в сфере высшего профессионального образования
Дореформенный период |
|
Характерные признаки |
Социальные и экономические последствия |
Затратный принцип экстенсивного развития |
Решение задач поголовной грамотности населения, труднодоступность вузовского образования для сельской и периферийной молодежи |
Жесткое централизованное управление вузами |
Ограничивало активность вузов в принятии самостоятельных решений |
Бюджетное финансирование учебной и научной деятельности |
Не способствовало снижению трудоемкости и материалоемкости учебного процесса и повышению эффективности образования |
Закрепление мест практики студентов на постоянной основе |
Обеспечивало высокий уровень закрепления теоретических знаний |
Плановое распределение выпускников |
Исключало безработицу выпускников, нередко носило принудительный характер, что снижало активность молодых специалистов |
Период формирования рыночных отношений |
|
Характерные признаки |
Социальные и экономические последствия |
Предоставление вузам автономной свободы |
Способствовало приобретению значительной самостоятельности, как в части ведения учебно-педагогического процесса, так и в части экономической деятельности, повышению активности и инициативы в развитии материально-технической базы, международных связей, созданию филиалов и представительств и т.д. |
Создание негосударственных образовательных учреждений |
Способствовало развитию конкурентной среды в сфере высшего образования. Расширяет возможности выбора специальности, приблизило вузы к местам проживания учащихся и т.д. Позволяет реализовать принцип доступности высшего образования |
Введение государственных образовательных стандартов первого и второго поколений и разработка стандартов третьего поколения |
Определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Формирует компетенции выпускников |
Изменение требований к статусу учебных заведений. Создание университетов нового типа |
Привело к появлению отраслевых университетов наряду с традиционными (классическими), созданию виртуальных и телеуниверситетов, федеральных, инновационных и национальных исследовательских университетов |
Подписание Болонского соглашения и вхождение в единое европейское пространство высшего образования |
Способствует сопоставимости степеней высшего образования. Внедрение приложения к диплому, обеспечивающего возможность трудоустройства европейских граждан, и введение двухуровневой системы обучения (бакалавриат и магистратура). Внедрение европейской кредитно-трансферной системы, повышение мобильности учащихся и преподавательского персонала, введение внутривузовских систем контроля качества образования и расширение межвузовского сотрудничества |
Внедрение многоуровневой и гибкой системы непрерывного образования |
Предоставляет возможность любому претенденту получить образование соответствующей степени (бакалавр, специалист, магистр) вплоть до самой высокой ученой степени |
Введение государственными вузами дополнительных платных образовательных услуг |
Способствует повышению доступности образования. Обеспечивает дополнительные денежные средства на развитие материально-технической базы, зарплаты, оплаты коммунальных услуг и пр. |
Применение новых компьютерных и телекоммуникационных технологий |
Способствует расширению рынка образовательных услуг, доступности образования (дистанционное обучение и пр.) |
Внедрение инновационных образовательных технологий |
Способствует развитию творческого потенциала студентов, активизирует внимание, прививает навыки к научной дискуссии, повышает интерес к предмету (активные методы обучения) |
Сокращение (по стандартам) продолжительности практической подготовки |
Снижает качество подготовки специалистов |
Формирование тенденций доучивания студентов, их межотраслевой миграции. Социально-демографические сдвиги в составе студентов |
Увеличивает долю обучающихся гуманитарным и социальным наукам. Сокращает долю мигрантов в Россию, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья |
Сокращение бюджетного финансирования образовательной и научной деятельности вузов |
Снижает финансовую устойчивость вузов. Снижает платежеспособность. Ухудшает материально-техническую базу. Ухудшает экономическое и социальное положение персонала вузов. Сокращает объем вузовских научных исследований и т.д. |
Ликвидация системы распределения выпускников учреждениями высшего профессионального образования |
Повышает конкурентную борьбу на рынке трудовых ресурсов. Снижает ответственность вузов перед потребителями кадров за качество подготовки специалистов. Способствует безработице выпускников, вызывает трудоустройство не по специальности |
Развитие маркетинга в сфере высшего образования |
Способствует созданию и успешному продвижению образовательных продуктов и услуг, повышению качества образования, удовлетворению запросов потребителей в образовательных услугах и пр. |
На основании информации, приведенной в табл. 1.1, можно сделать вывод: социально-экономические и политические изменения в обществе и эволюция высшего образования оказали
как положительное, так и отрицательное влияние на подготовку кадров.
Разносторонние последствия преобразований послужили предпосылкой формирования более современных механизмов управления качеством подготовки специалистов, одним из которых является маркетинг.
Широкое применение маркетинга в сфере высшего образования будет способствовать улучшению качества и расширению ассортимента образовательных услуг, позволит разнообразнее удовлетворять запросы потребителей в этой сфере и в конечном итоге – содействовать подъему образования в обществе на более высокий уровень.