Роль конкуренции в процессе принятия решений
Добиваться поставленной цели в политике — значит встретить возможное сопротивление или противодействие других участников политического процесса. Это вполне объяснимо, если учесть, что немаловажную роль в определении характера и содержания принятого решения играют интересы вовлеченных в этот вопрос субъектов, их идейно-политические позиции и установки. Выбор центров, форм, средств, методов принятия и реализации ключевых решений определяется интересами и волей экономически и политически господствующих сил.
Поскольку в политическом процессе участвуют различные социально-политические силы в лице, например, тех или иных заинтересованных групп, то характер и направленность принимаемого решения определяются конкуренцией между этими группами. В их числе можно назвать, например, политическую элиту, топливно-энергетический комплекс, военно-промышленный комплекс, аграрное лобби, финансовые группы, силовые структуры, региональные группы, теневые структуры и др.
Каждая из них преследует свои интересы, следовательно, они заинтересованы в распределении различных видов ресурсов в свою пользу и тем или иным способом принимают участие в процессе принятия решений. Разные государственные и политические институты не всегда и не во всем действуют согласованно. Механизмы принятия решений на всех уровнях государственной власти находятся в постоянном движении, они постоянно сталкиваются друг с другом, конкурируют и конфликтуют друг с другом.
Решения, предлагаемые ими, часто не стыкуются друг с другом и, более того, противоречат друг другу. Конкуренция неизбежно возникает при принятии решений, имеющих для общества жизненно важное значение, таких, например, как строительство автомобильных и железных дорог, повышение эффективности угольной промышленности, увеличение производства энергии на атомных электростанциях и т.д.
При всем единстве основополагающих целей правительства оно, будучи отражением самого общества, подвержено множеству противоречий и конфликтов. Дело в том, что различные государственные ведомства, армейские и правоохранительные структуры имеют свои специфические интересы корпоративного характера и теми или иными способами их отстаивают перед обществом и государством.
На характер и оперативность принимаемых решений значительное влияние оказывает как существование многих органов, которые нередко дублируют друг друга, так и разделение властей, которые обладают возможностями наложить вето на решения друг друга.
Противоречия и конфликты существуют как внутри отдельно взятых департаментов и министерств, так и между различными министерствами и департаментами. Хотя министры работают под единым руководством президента или премьер-министра, трудно ожидать от них единства мнений или согласия по всем вопросам. Даже если абстрагироваться от их личных симпатий и вкусов, нельзя игнорировать тот факт, что каждое министерство или департамент заинтересованы в расширении сферы своей деятельности и, соответственно, своих полномочий. Это, в свою очередь, мотивирует их на взаимное соперничество за финансовые, материальные, людские и иные ресурсы.
Например, Министерство здравоохранения, преследуя цель расширения социальных программ, стремится увеличить долю государственных бюджетных средств на социальные программы. Министерство сельского хозяйства постоянно ставит перед законодательной и исполнительной властью требования о выделении как можно больше средств аграрному сектору. Другие министерства также выдвигают свои требования, которые не могут быть однозначно приняты названными двумя министерствами.
В свою очередь, претензии каждого из них сталкиваются с сопротивлением министерства финансов, стремящегося сократить бюджетные расходы и добиться принятия и реализации сбалансированного бюджета. Аналогичное положение наблюдается и внутри каждого из министерств между различными департаментами. Важно учесть и то, что реализация решений существенно повышает роль исполнительных органов, что может провоцировать их на превышение своих полномочий и даже нарушение законов.
Все более возрастающую роль в процессе принятия политических и административных решений приобретают экспертиза и консультирование. Экспертиза — это знание, знание — это информация, а информация — это властный ресурс, который проявляет себя в самых разных формах и ракурсах. Более того, в современных условиях научная экспертиза и другие формы экспертного обеспечения функционирования различных социальных, экономических, политических и иных институтов, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества, стали неотъемлемой частью процесса разработки и принятия решений.
Именно эксперту принадлежит ключевая роль в определении выбора при принятии тех или иных жизненно важных для общества решений, поскольку только он может выявить и прогнозировать тенденции социального, экономического и политического развития как на национальном, так и на глобальном уровне. При таком положении вещей консультирование, экспертиза становятся важнейшими инструментами экономической и политической власти. Даже появился термин "экспертократия". Эксперт демонстрирует не только знания, но и умение формировать особое мнение на их основе и таким образом своими заключениями (экспертизой) оказывать влияние на принятие решений субъектами власти.
Все изложенные и связанные с ними факторы делают принятие политических решений весьма сложным процессом, требующим внимания и контроля как гражданского общества, так и высшего руководства страны.