Роль гражданского и административного права
Поскольку природные ресурсы и природные объекты, являясь частью окружающей среды, включаются в гражданский оборот, становятся в определенном смысле вещами, их регулирование при определенных обстоятельствах осуществляется гражданским законодательством.
Актуальным представляется взаимодействие природоресурсного права и законодательства и гражданского права и законодательства РФ, регулирующего имущественные и некоторые связанные с ними неимущественные отношения. Распространение на многие природные ресурсы и объекты рыночных отношений обусловливает необходимость максимального использования и одновременно размежевания отраслей природоресурсного и гражданского российского права.
Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений базируется на основных началах гражданского законодательства и основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятствен
ного осуществления гражданских нрав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).
Концептуальными, имеющими отношение к природоресурсным отношениям, положениями ГК РФ являются его ст. 129, 130 и 209, устанавливающие, что:
• земельные и иные природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и иных природных ресурсах;
• к недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (о государственной регистрации недвижимости см. ст. 131 ГК РФ);
• владение, пользование и распоряжение земельными и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Эти нормы основываются на ч. 1 сг. 9, ч. 2 и 3 ст. 36 Конституции РФ и получают последующее отражение в ч. 3 ст. 3 и других статьях ЗК РФ, ч. 2 ст. 3 ЛК РФ, ч. 2 ст. 4 ВК РФ.
Имеются и другие, более общие нормы ГК РФ, влияющие на регулирование отношений по поводу охраны и использования земель и иных природных ресурсов.
В подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ ("Основания возникновения гражданских прав и обязанностей") судебное решение предусматривается в качестве одного из оснований, устанавливающих гражданские права и обязанности. Оно может быть вынесено судом, к примеру, при обжаловании итогов конкурса и аукциона земельных участков и отказе в выдаче лицензии на охоту или иной вид природопользования. Правовым фундаментом организации и проведения конкурсов и торгов земельных участков и выдачи лицензий на тог или иной вид природопользования, заключения лицензионного соглашения являются положения ст. 445 "Заключение договора в обязательном порядке", 448 "Организация и порядок проведения торгов", 449 "Последствия нарушения правил проведения торгов" ГК РФ.
Гражданское законодательство относится к ведению России; земельное, природоресурсное, природоохранное – к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Разграничение земельных, иных природоресурсных и связанных с ними имущественных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами напрямую зависит от указанного конституционного разграничения предметов ведения между ними, размежевания и взаимодействия природоресурсного, природоохранного, гражданского и иных отраслей российского законодательства.
Выбор соответствующих норм и требований отраслей права и законодательства при правоприменении имеет немаловажное значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на землю и иные природные ресурсы, на объекты природопользования, для решения земельных и иных споров.
Гражданский кодекс РФ играет и должен продолжать играть важнейшую роль в обеспечении стабильности имущественных, природоресурсных отношений, защите их добросовестных участников.
В осуществлении оборота земельных участков немалую роль играет обычай; например, при наследовании и разделе земельного участка учитывается его предыдущее использование. Применение охотничьих и рыболовных обычаев распространено на европейском российском Севере и в Сибири.
На нормах обычая нередко основываются использование береговой линии, пребывание в лесах, общее водопользование, добыча общераспространенных полезных ископаемых. Значение обычая и его узаконения в условиях развития рыночных отношений неизменно повышается (после давно забытого старого).
Для земельного права имеет значение гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю" разд. II "Право собственности и другие вещные права" ГК РФ [1].
В ряде норм Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ и иных федеральных законов, регулирующих рациональное использование и охрану природных ресурсов и объектов, предусматривается недопущение приватизации некоторых категорий земель, природных объектов, а также определенного имущества в отрыве от земли.
В определенных федеральными законами случаях запрещается заключение гражданско-правовых договоров и других имущественных сделок по поводу некоторых видов земель и иных природных объектов, вводятся ограничения имущественных прав граждан и юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей в связи с владением, пользованием и распоряжением природными ресурсами и объектами.
В области природоохранных и природоресурсных отношений имущественный подход, предусматривающий равный, горизонтальный, в отличие от административного вертикального подхода, приобретает принципиальное значение, поскольку наряду и вместе с земельными участками в гражданском обороте могут находиться участки леса, иная растительность, объекты животного мира, древесина, пруды, обводненные карьеры, добытые, т.е. извлеченные из недр, полезные ископаемые.
В конце 1980-х гг. в нашей стране был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных, властных методов регулирования природоресурсных отношений к методам преимущественно экономическим. За прошедшее время оправдала себя взвешенность этой формулы, означающей постоянное и неизменное функционирование и того и другого методов.
На этом пути за прошедшие два десятка лет сделано немало. Установлена плата за пользование природными ресурсами, потребление и загрязнение природной среды. Признаются, защищаются равным образом и гарантируются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и иные природные ресурсы, складывается экономический механизм использования природных ресурсов и охраны окружающей среды – введение материального интереса в использование природных ресурсов для настоящего и будущих поколений и их сбережение.
Применение гражданско-правового метода обусловлено включением земельных участков и некоторых иных природных объектов в имущественный оборот, наличием десятков миллионов граждан – собственников земельных участков: среди них более 10 млн участков земель сельскохозяйственного назначения, почти 20 млн владельцев садовых участков, десятки миллионов земельных участков под жилыми домами и дачами.
Стабильность природопользования и гражданско-правовая защита экологических прав десятков миллионов граждан, как и имущественное обеспечение заинтересованного выполнения ими своих природоохранных обязанностей, причем не вопреки, а в интересах всего общества, являются задачами современного российского природоресурсного права и федеративного правового государства.