Роль государства в регулировании экономики и японский менеджмент
В течение нескольких десятилетий Япония считается одной из сильнейших держав, а в 1970-1980-е гг. была признана самой конкурентоспособной страной в мире.
В этот период появлялось много публикаций, в которых утверждалось, что Япония смогла создать более совершенную форму капитализма, чем западная модель развития. Какие причины способствовали столь быстрым и впечатляющим достижениям страны?
Выделяют обычно два фактора, сыгравших ключевую роль в успешных экономических преобразованиях в Японии. Во-первых, особая форма капитализма, связанная с активным государственным вмешательством в хозяйственную деятельность. Во-вторых, менеджмент, который имел специфические черты, обусловленные особенностями экономического, социального и культурного развития, а также историческими традициями страны.
Роль и влияние государства в экономике Японии чрезвычайно велики, хотя размер государственной собственности незначителен и связана она главным образом с инфраструктурой. Уровень государственных расходов и доходов в Японии самый низкий по сравнению с другими развитыми странами: 17 и 13% соответственно. Однако эти показатели не в полной мере характеризуют участие государства в экономике. В отличие от западной модели, где государство определяло правила игры, японское правительство проводило индикативное планирование экономической политики, устанавливало цели и приоритеты для развития производства и инвестиционной стратегии, вмешивалось в предпринимательскую и финансовую деятельность компаний и банков. Сильная централизация государственной власти и управления экономикой, выбор приоритетных направлений развития и мобилизация всех имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей являются характерными чертами политики государства.
Экономическая политика государства тесно связана с развитием научно-технического прогресса, инновационной деятельностью, и общие принципы государственного регулирования экономики распространяются и на эту сферу. Японское государство принимает активное участие в финансировании научных работ, подготовке кадров, создании материальной базы, стимулирует заинтересованность частного сектора в развитии инноваций. Отрасли обеспечивались иностранной валютой, предоставлялись льготные кредиты, а иногда и безвозмездное финансирование. Государство устанавливало предельные уровни цен для стабилизации спроса и предложения, налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропорциональной увеличению экспорта. Выбор приоритетных отраслей являлся сигналом для инвесторов, побуждая их вкладывать капитал.
Интересен опыт организации и финансирования совместных проектов в области НИОКР. Государство осуществляет координацию, распределение обязанностей и финансовых ресурсов между несколькими исполнителями во избежание дублирования. Необходимость организации совместной работы была обусловлена тем, что в отличие от США Япония имеет недостаточно развитые научно-исследовательские университеты и лаборатории, которые мало взаимодействуют между собой и не имеют постоянных контактов с производством. Поэтому совместные проекты важны для приобретения необходимой информации и технологии, обмена опытом и знаниями. Эти принципы организации научно-технических исследований перенимались и другими странами. Но такая форма сотрудничества, обладая определенными положительными характеристиками, тормозит конкуренцию в области создания инноваций.
Министерство экономики, торговли и промышленности выполняет функции централизованного управления (этого нет в странах Западной Европы и США), выбирает наиболее важные направления инновационной деятельности, координирует государственную и частную стратегии развития, обеспечивает взаимодействие всех участников этого процесса.
По мере роста доходов населения правительство сосредоточило внимание на отраслях с высокой эластичностью спроса (машиностроение, электроника, автомобилестроение), реализовывало специальные программы по стимулированию потребительского спроса на новые товары.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в значительной степени учитывает потребности и направления научно-технического развития страны. Рассматривается состояние конкретной отрасли, ее перспективы, осуществляется стимулирование в первую очередь тех отраслей, которые имеют инновационный и экспортный потенциал и могут способствовать экономическому росту, повышению конкурентоспособности производства на внутреннем и внешнем рынках, уровня и качества жизни населения.
Этим отраслям оказывается государственная поддержка и защита от потенциальных и реальных конкурентов методами таможеннотарифной политики, существовал практически полный запрет на деятельность иностранных компаний на территории Японии, ограничивались прямые иностранные инвестиции. Однако под напором торговых партнеров постепенно снимались ограничения для зарубежных инвесторов, проводилась частичная либерализация внешнеторговой деятельности.
Министерство экономики, торговли и промышленности, министерство финансов, Банк Японии, министерство экономического планирования, ассоциация промышленников выступали гарантами и проводниками экономических преобразований. Существовала сложная система взаимосвязей и взаимодействия государственных структур, бизнес-кругов, которые совместно утверждали основные ориентиры и приоритеты развития страны. Возникавшие между ними споры разрешались через специально созданный для этих целей механизм.
Японское государство осуществляло жесткое регулирование финансовых рынков до тех пор, пока не признало необходимость проведения программы дерегулирования финансовой сферы. В условиях слабости рынка капиталов кредиты оставались главной формой финансирования корпораций. Строго координировались потоки ограниченных финансовых ресурсов в различные отрасли, были приняты законы о регулировании финансовых рынков и об осуществлении контроля финансовой деятельности фирм. Однако финансовая прозрачность и отчетность долгое время не были главными приоритетами в этой сфере.
Активное, последовательное и целенаправленное участие государства в хозяйственной деятельности было одним из важнейших факторов, способствовавшим превращению страны в промышленно развитую державу.
Однако зарегулированность японской экономики, ограничение конкуренции, которая долгое время считалась разрушительной силой, постепенно превращались в тормоз экономического развития. Основные принципы, связанные с ролью современного государства в экономике, нуждались в пересмотре. Сегодня проявляется устойчивая тенденция к уменьшению прямого участия государства в экономике и переходу к денежно-кредитным, налогово-бюджетным методам регулирования, созданию условий для полноценной конкуренции.
Размышляем самостоятельно. Как вы думаете, какие элементы государственного регулирования экономики, использованные и используемые в Японии, полезны и эффективны в современных условиях, а какие из них устарели? Какие из этих инструментов можно было бы использовать в современной России?
Проблемы современной экономики Японии нельзя анализировать, не учитывая специфику японского менеджмента, который является одной из важнейших характерных черт японской модели развития. Эта страна была первой в мире, которая использовала такие элементы менеджмента, как качество продукции и низкие затраты, бережливое и гибкое производство, контакты с поставщиками, система "точно в срок", постоянное совершенствование. Гибкое производство предусматривает создание возможностей быстро разнообразить модели, сокращая время для разработки новой продукции. Эти принципы организации производства были распространены на многих японских предприятиях.
Частью японского менеджмента является ориентация на долгосрочную перспективу. Японские компании ориентируются на увеличение своей доли рынка, иногда допуская агрессивную ценовую политику (демпинг). Они готовы на время пожертвовать прибылью во имя расширения своего присутствия на конкретном рынке.
Особое место среди элементов японского менеджмента занимает система пожизненного найма, которая начала развиваться во многих отраслях экономики в условиях промышленного роста. Благодаря этой практике улучшалось управление компаниями, рабочие были заинтересованы в результатах своего труда, развивая многие профессиональные навыки, повышая качество продукции, коллектив предприятия считался единой семьей.
Вместе с положительными характеристиками система пожизненного найма создавала определенные проблемы, которые в конечном счете привели к потере интереса и мотивации к работе. Сейчас происходит отказ от практики пожизненного найма и оплаты по старшинству, которая в условиях ограниченной численности рабочей силы тормозит создание гибкого рынка труда.
Особенности японского менталитета, а именно склонность к командной работе, четкая дисциплина, стремление к совершенству, построение бизнеса на основе личного доверия и моральных норм также способствовали формированию японского менеджмента. Все элементы системы японского менеджмента взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, взаимодействуют с основными принципами государственного регулирования экономики, усиливая их эффективность.
Во многом благодаря системе организации труда Япония добилась больших успехов. В 1970-1980-е гг. японские компании установили высокий уровень стандартов в области качества, себестоимости, технологических параметров, квалификации рабочих и методов управления.
С конца 1980-х гг. многие западные компании начали активно перенимать японский метод организации производства, догонять и перегонять японские компании в эффективности организации труда. Например, американские компании, которые к тому времени уже использовали информационные технологии, смогли не только сравняться, но и существенно превысить японские стандарты. Другие страны, где уровень заработной платы был ниже, чем в Японии, тоже начали следовать японским принципам менеджмента, что давало им преимущества в конкурентной борьбе.
Однако некоторые японские методы управления и организации труда становятся менее эффективными и не соответствуют требованиям глобальной конкуренции в мировой экономике. Поэтому в новых условиях ведения бизнеса вполне актуальны дискуссии о необходимости пересмотра отдельных составляющих системы японского менеджмента.
Размышляем самостоятельно. Как вы думаете, какие принципы японского менеджмента можно и нужно использовать на современных российских предприятиях?