Роль государства в регулировании экономического развития
Существует более или менее стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования, используемых в зависимости от специфических условий каждой страны. Методы государственного регулирования принято подразделять на две основные группы – прямые и косвенные. Такое деление применимо и к той части государственного регулирования, которая сосредоточена на управлении территориальным экономическим развитием.
К прямым методам регулирования относятся:
– государственные дотации и субсидии для поддержки отдельных отраслей и регионов, направленные, как правило, на развитие инфраструктуры, поддержку предприятий государственной и смешанной (с участием государства) собственности в районах приоритетного развития;
– государственные инвестиции, которые направляются для развития вновь осваиваемых или отсталых регионов или в наиболее перспективные отраслевые комплексы для сосредоточения финансовых и материальных ресурсов в определенных приоритетных направлениях;
– регулирование цен, осуществляемое по определенным видам товаров и услуг путем установления различных региональных тарифов;
– система государственных заказов-контрактов;
– лицензирование и квотирование внешней торговли.
Наиболее распространенными косвенными методами являются:
– различные виды кредитования;
– налоговый механизм (в том числе различные налоговые льготы), который является универсальным регулирующим инструментом, применяемым прежде всего для воздействия на инвестиционную деятельность, производство, торговлю и миграцию рабочей силы;
– таможенные пошлины (компенсационные, антидемпинговые, сезонные и др.), которые призваны защитить единое экономическое пространство страны, обеспечить интересы государства в области внешнеторговой политики;
– политика ускоренной амортизации, т.е. возможность списания стоимости основного капитала в более короткие сроки и по более высоким ставкам, что создает дополнительные стимулы для увеличения инвестиций;
– регулирование через целевые и специальные внебюджетные фонды.
Переоценка ценностей в системе государственного регулирования влечет за собой и смену его объектов, резкое уменьшение значения отраслевого принципа. Критерием предоставления государственной финансовой поддержки становится не столько необходимость развития определенной отрасли или сектора национальной экономики, сколько достижение приоритетных стратегических целей: ресурсосбережения, развития новых технологий и т.п. Эти цели реализуются па основе принятия и выполнения долговременных межотраслевых или межгосударственных проектов и программ. По мнению многих экономистов, важнейшей функцией государства является не оказание непосредственной помощи отраслям и фирмам, а ориентирование их на решение все более крупных и сложных задач, которые не может поставить перед ними стихийный рынок.
Экономическая политика
Исходя из определенного понимания роли государства в экономике и реальной ситуации, власти каждой страны строят и проводят свою экономическую политику.
Под экономической политикой можно понимать всякое регулирующее воздействие на экономику со стороны государственных органов, находящихся под политическим контролем. Это важнейшая составная часть государственной политики.
Однако предложенное определение было бы слишком общим. Под него подпадают и различные волюнтаристские, спорадические, случайные вмешательства государства в ход экономических процессов. Такое становится все менее характерным для цивилизованных государств. Поэтому мы предлагаем следующее определение: экономическая политика – сознательное регулирующее воздействие па экономику со стороны органов общественного управления, находящихся под политическим контролем, проводимое в рамках определенной концепции в интересах достижения сформулированных целей.
Это определение отсекает заведомо крайние случаи некомпетентного вмешательства в экономику, признавая неотъемлемыми характеристиками экономической политики наличие сформулированных целей и определенной концепции, т.е. общего замысла и непротиворечивого набора мероприятий по его реализации.
Экономическая политика осуществляется на всех уровнях территориальной иерархии общества – центральном, региональном, местном. На каждом уровне вырабатываются свои цели, применяются специфичные для данного уровня инструменты, действуют отдельные субъекты экономической политики. При этом постоянно актуальными остаются вопросы о распределении компетенций: на каком именно уровне власти должны осуществляться те или иные функции регулирования экономики; что следует осуществлять на уровне центрального правительства, а что на местах, в рамках местного самоуправления? Общей современной тенденцией является делегирование полномочий на низшие уровни. Этот принцип известен сейчас под названием "принцип субсидиарности". Коротко говоря, если задача может эффективно решаться на низшем уровне, она не должна передаваться на вышестоящий уровень.