Роль государства в экономике, экономическая и социальная политика
Воздействие государства на экономику в Великобритании всегда было достаточно велико, но особенно оно расширилось в условиях послевоенного развития страны. Правительство Тэтчер, пришедшее к власти в 1979 г., стремилось вернуть позиции государства в экономике на более низкий уровень. Высокие государственные расходы отныне стали рассматриваться как исключительное бремя для частного бизнеса и вмешательство в свободу выбора потребителя. Политика правительства была нацелена на прогрессивное сокращение расходов в структуре в ВВП. Это, в свою очередь, диктовало необходимость осуществлять более жесткий контроль за расходами в сочетании с проведением политики обширной денационализации государственного сектора экономики.
С 1980 г. среднесрочная финансовая стратегия, определяющая ежегодную подготовку четырехлетних планов по расходованию наличных денежных средств, создала основу для денежно-кредитной, внебюджетной и налоговой политики с жестким контролем. Правительственные ведомства должны были работать в пределах денежных лимитов, которые были установлены в том числе на заработную плату работникам государственного сектора и иным категориям государственных служащих. В 1982 г. был введен "новый всеобщий контроль" для так называемых нециклических расходов посредством установления верхних и нижних пределов: отныне расходы ниже основной нормы роста обеспечивали 80% государственных расходов, что исключало расходы социального обеспечения, которые были связаны с уровнем безработицы. В рамках этой системы около четверти основных государственных расходов обеспечивались за счет местных властей, которые получают доход в виде поступлений от взимания местного налога. Центральное правительство, таким образом, попыталось расширить контроль над этими расходами, введя концепцию нормативных расходов. Такие меры, по мнению центрального правительства, подходят для всех местных властей, когда расходы направлены на оплату основных услуг, определенпых согласно оценке их потребностей. С 1984 г. местные органы власти еще более были ограничены в их возможностях увеличить уровень расходов через повышение местных тарифов (были установлены также лимиты расходов). Если в начальный период эти ограничения имели выборочный характер, позже, с 1992 г. они были распространенны повсеместно, серьезно сократив полномочия местных органов власти. Таким образом, центральное правительство Великобритании ограничило влияние местных органов власти на местный экономический климат, сузив их финансовые возможности. Отметим, что в большинстве стран - членов ЕС подобная ситуация не характерна и, более того, в них развивается обратная тенденция - расширение прав и финансовых возможностей провинций и местного самоуправления.
В то время как государственные расходы в целом оказались "стойкими" к попыткам их абсолютного сокращения, правительство более успешно справилось с задачей уменьшения доли государственных расходов в ВВП, чем большинство стран - членов ЕС. Расходы, составляющие 45% ВВП в первой половине 1980-х гг., снизились до 40% ВВП к началу 1990-х гг. в основном после восстановления экономики и снижения безработицы как следствия более быстрого экономического роста. В меньшей степени на результат повлияло установление ограничений расходов.
Однако в 1991 - 1992 гг. развернулся мировой экономический кризис, который серьезно затронул британскую экономику, вызвав спад деловой активности и рост безработицы. Эта ситуация заставила правительство снова увеличить пособия по социальному обеспечению в целом, объемы государственных расходов вернулись приблизительно к предыдущему уровню: 43-44% ВВП. Невозможность ограничения этих расходов заставило правительство отойти от своей прежней позиции в этом вопросе - с начала 1990-х гг. общественно-государственные расходы стали рассматриваться как противоциклический метод (в духе кейнсианской традиции). Доля расходов центрального правительства Великобритании в ВВП по сравнению с самыми низкими значениями этого показателя в странах - членах ЕС, где его средний показатель составил приблизительно 49% в начале 1990-х гг., повысилась до 50%, а к началу XXI в. превысила 53%, приблизившись к доле в ВВП, характерной для 1960-1970-х гг. (периода правления лейбористов с их кейнсианским регулированием).
При этом в структуре государственных расходов две трети расходов приходятся на следующие четыре статьи - социальное обеспечение, здравоохранение, образование и социальная защита уязвимых слоев населения. Доля расходов на социальное обеспечение увеличилась с 13% ВВП в 1983 г. до 15% в 2007 г.; расходы на здравоохранение увеличились с 5 до 7%. На уровень расходов в вышеназванных двух направлениях повлиял рост числа пожилых людей среди населения. Доля расходов на социальную защиту в целом сохранилась на уровне 5%. Расходы на образование и науку почти не изменились и составили 5% как в начальный период анализа, гак и к середине десятилетия XXI в. Расходы на обеспечение правопорядка (6%) увеличились более динамично по сравнению с другими расходными статьями. Значительно сократились расходы в таких сферах экономики, как торговля и промышленность, жилищное строительство и энергетика, отражая уменьшение государственных субсидий в промышленных отраслях и перемещение государственных активов (включая национализированные отрасли промышленности и муниципальный сектор) в частные руки.