Роль договоров в международном валютном праве
Международный договор является главным источником международного публичного права (международного валютного права). Среди всех международных договоров особое значение имеют многосторонние договоры, отражающие волю и интересы многих государств.
Международные договоры по-разному (в зависимости от характера выполняемых ими функций) регламентируют валютные отношения. В этом плане можно выделить следующие из них:
– договоры, закрепляющие основы валютных отношений и их общие принципы. В трудах ученых такие соглашения часто именуются общенормативными договорами.
Они устанавливают единый порядок осуществления валютных отношений данными государствами, служат основой для заключения других таких договоров;
– договоры, содержащие индивидуально-определенные валютные нормы, рассчитанные на их непосредственное применение на практике. Цель таких соглашений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для совершения валютных операций, в связи с чем содержащиеся в них обязательства индивидуализируются применительно к тем целям, которые рассчитывают достигнуть с помощью этих операций.
Важно отметить, что до Второй мировой войны не существовало многостороннего механизма правового регулирования международных кредитно-денежных и расчетных отношений. В XIX в. попытки многостороннего сотрудничества в рамках платежных союзов государств не увенчались успехом. Так, например, Латинский валютный союз, учрежденный на основе Соглашения "О Латинском валютном союзе", заключенном между правительствами Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, просуществовал чуть более десяти лет. Данный договор был одним из старейших многосторонних договоров по вопросам валютного регулирования, ставшим одним из первых актов, регулирующих валютные отношения на международном уровне. Скандинавский монетный союз был учрежден Соглашением между Швецией, Норвегией и Данией от 27 мая 1873 г., он имел в качестве участников всего три государства и просуществовал вплоть до 1914 г., поскольку государства так и не пришли к консенсусу относительно их расчетно-денежных политик.
Итак, до 1944 г. не существовало какого-либо универсального международного валютного порядка, а регулирование валютных отношений осуществлялось государствами на внутригосударственном уровне. Сегодня многосторонние экономические организации стали главными инструментами правового регулирования международных финансовых отношений. Особое значение имеют международные соглашения, учреждающие межгосударственные кредитно-финансовые организации. Важнейшими универсальными договорами такого вида являются Соглашение о Международном валютном фонде и Статьи
Соглашения о Международном банке реконструкции и развития. Эти акты закрепили фундаментальные положения, касающиеся осуществления международных расчетных и кредитных операций, они учредили МВФ и МБРР как постоянно действующие организации, обеспечивающие создание благоприятных условий для инвестиций, вложения долгосрочных капиталовложений, содействующие развитию стран-членов, осуществляющих деятельность по поддержанию платежных балансов. Международный валютный фонд был создан как центр, обеспечивающий сотрудничество между государствами-членами по проблемам регулирования и координации валютно-финансовой деятельности. На основе вышеназванных договоров был создан механизм регулирования валютно-финансовых отношений, обеспечивающий стабильные межгосударственные связи в области расчетных и кредитных отношений.
В соответствии с положениями Статей Соглашения о Международном валютном фонде к основным целям этой организации относятся: определение паритета и курса валют, поддержание их стабильности; упорядочение валютных отношений между государствами; содействие обратимости валют; достижение отмены ограничения валютного обращения по текущим операциям; оказание помощи государствам по финансовым и валютным вопросам. Эти действия должны преследовать цель преодолевать дефицит платежного баланса и способствовать ликвидации дисбалансов в валютной сфере.
Установленный механизм предусматривал, что при отрицательном сальдо платежного баланса государства использовали национальные валютные резервы, а затем – резервы МВФ (по соглашению с ним) в форме специальных кредитов, выдаваемых при выполнении определенных требований. В случае особой необходимости допускалась возможность девальвации национальной валюты. В ходе выполнения своих функций МВФ был наделен новым полномочием эмитировать условную международную валюту – СДР.
Российская Федерация заключает межгосударственные договоры по вопросам участия в международных финансовых организациях, в многосторонних финансовых соглашениях и по другим важнейшим аспектам сотрудничества в валютной сфере. Необходимо отметить, что международно-правовое регулирование валютных отношений на многостороннем уровне отличается большой сложностью. В дальнейшем их регулирование будет осуществляться на обоих уровнях. Многосторонние договоры, как правило, устанавливают основы сотрудничества и являются "рамочными" по отношению к двусторонним, более детально регулирующим вопросы валютного сотрудничества.
Важными источниками международного валютного права являются и региональные договоры. Они могут быть классифицированы на следующие группы: договоры, учреждающие европейские, азиатские, африканские, межамериканские международные финансовые организации и организации финансового сотрудничества арабских стран.
Среди региональных источников международного валютного права необходимо назвать Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, в соответствии с которым валюты стран-участниц становятся также конвертируемыми относительно доллара. В развитие этого Соглашения в 1979 г. была создана Европейская валютная система для обеспечения валютной стабильности внутри Европейского сообщества. Следующим этапом было принятие решения Европейским Советом 1988 г. о создании Европейского экономического и валютного союза, целями которого должны были стать: свободное движение товаров, услуг, капитала; совместное принятие важнейших решений в области валютной политики; установление стабильных валютных паритетов; полная либерализация рынков капитала. В 1992 г. руководители государств – членов Европейского сообщества подписали Договор о Европейском союзе, в котором закрепили норму о создании и экономического, и валютного союзов.
Разработчики этого Договора реалистично подошли к перспективам развития валютной интеграции. Кризисы в валютно-финансовой сфере не повлияли на желание стран Европейского сообщества создать валютный союз. Особый упор делался на все более широкое внедрение евровалюты в качестве единого средства платежа. С 1 января 2003 г. страны Европейского сообщества перешли к наличному обращению, создав единую валюту – евро.
Европейская валютная система доказала свою жизнеспособность на практике, выполнив поставленную перед ней задачу обеспечить валютную стабильность. Европейская валютная система внесла и вносит положительный вклад в мировую практику валютного регулирования.
Необходимость перехода на качественно новую ступень интеграции для стран Европейского союза была обусловлена экономическими причинами. Реализация цели создания единого внутреннего рынка Европейского союза потребовала реформирования существующих механизмов согласования и принятия решений по валютным вопросам, координации валютно-кредитной политики стран Европейского союза и перехода к единой денежной и валютной политике.
С созданием Европейского валютного союза решение вопросов девальвации валюты по инициативе государства, пределы колебаний валютных курсов и некоторые другие вопросы перешли из внутренней компетенции государств в надгосударственную систему Европейского союза.
К региональным источникам международного валютного права следует отнести также Соглашение о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г. и Соглашение "О создании Платежного союза государств – участников Содружества Независимы Государств" от 21 октября 1994 г.
Среди региональных соглашений можно выделить: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, согласно положениям которого был учрежден Европейский инвестиционный банк; Соглашение об учреждении Африканского банка развития 1963 г., Соглашение об учреждении Межамериканского банка развития 1959 г.; Соглашение об учреждении Азиатского банка развития 1965 г.
В числе субрегиональных соглашений необходимо назвать: Соглашение о Северном инвестиционном банке 1998 г., Соглашение о Северном фонде развития 1988 г., Соглашение об учреждении Черноморского банка торговли и развития 1994 г.
Итак, многосторонние межгосударственные договоры, регулирующие расчетные (валютные) отношения, можно разделить на две большие группы:
1) договоры, имеющие смешанную частно-публичную правовую природу и регулирующие вопросы предпринимательской деятельности;
2) договоры, имеющие всецело публично-правовую природу и регулирующие вопросы финансовых (валютных) политик государств и деятельности государственных органов.
Важность такого деления договоров предопределяется, прежде всего, дифференциацией целей и задач регулирования, требующих различных подходов к формированию правовых норм.
Регулирование денежных (валютных) отношений между субъектами частного права осуществляется на основе ряда универсальных конвенций: Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 11 декабря 1995 г., Конвенции УНИДРУА о международном факторинге от 7 февраля 2001 г., Конвенции ООН об уступке дебиторской задолженности в международной торговле от 12 декабря 2001 г., Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях, от 7 июня 1930 г., Конвенции, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселях, от 7 июня 1930 г., Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках, от 19 марта 1931 г. Двойственность природы названных конвенций заключается, с одной стороны, в том, что они закрепляют международно-правовые обязательства государств в сфере кредитных и расчетных отношений (здесь отражается публичный элемент), а с другой – в том, что в конечном итоге они регулируют отношения между частными субъектами из различных государств (частный аспект), касающиеся их расчетов в иностранной валюте с иностранными партнерами. Шагом вперед на пути интенсификации и повышению эффективности сотрудничества государств в сфере валютно-расчетных отношений стала бы также разработка и новых международно-правовых актов, направленных на конвергенцию организационной системы национальных институтов, образующих в своей совокупности единый механизм регулирования расчетно-денежных отношений в государстве.
Более оперативно, хотя и не всегда успешно, процесс унификации норм, регулирующих расчетные (валютные) отношения, реализуется на региональном уровне в рамках интеграционных объединения. Ярким примером эффективной унификации стандартов в этой сфере может служить Европейский союз, в рамках которого функционирует единая система валютно-финансовых институтов. Между странами европейского региона был заключен ряд соглашений о порядке взаимных расчетов в евровалюте.
В рамках СНГ также был заключен Договор о создании Экономического союза, играющий важную роль в укреплении экономического сотрудничества стран – членов СНГ. В числе основных целей договора провозглашаются согласование кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеэкономической и валютной политики, причем в их достижении основное место отводится созданию валютного союза. Однако наряду с положительным моментом, а именно обеспечение валютно-финансовой интеграции стран – членов СНГ, названный Договор имеет и серьезный недостаток: для его реализации требуется разработка множества дополнительных актов. В 1994 г. было заключено Соглашение "О создании Платежного союза государств – участников Содружества Независимых Государств", а 19 сентября 2003 г. было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства. В соответствии с ними была поставлена задача учреждения путем добровольного объединения сторон Платежного союза стран СНГ, который способствовал бы созданию условий для взаимной конвертируемости национальных валют и формулированию на этой основе платежной системы, перехода к расчетам в коллективной валюте, содействовал бы либерализации валютной политики, обеспечивал бы согласование порядка установления валютных курсов национальных валют стран – членов СНГ.
Европейский валютный союз действует более эффективно, чем Платежный союз стран СНГ. Для создания эффективно функционирующего Валютного союза необходимо учитывать опыт других регионов, в которых действуют в настоящее время платежные союзы. Такие союзы стран Европы, Латинской Америки, Азии и Африки объединяют около ста государств, в их рамках осуществляется сближение финансового законодательства государств-членов, устанавливаются единые требования в денежно-кредитной и платежно-расчетной сфере на территориях государств-участников.
Создание Валютного союза является одной из основных форм экономической (валютной) интеграции. Применительно к валютному союзу употребляется категория абсолютной валютной стабильности, которая создается путем введения новой единой для всех государств денежной единицы (в Европейском союзе – евро) взамен национальных единиц и учреждения центрального банка для осуществления единой денежной политики.
Валютный союз не является какой-либо отдельной организацией и не имеет своей институционной структуры.
Зона абсолютной валютной стабильности характеризуется тем, что в ней отсутствуют колебания между курсами национальных валют.
На практике возможно создание следующих типов зон абсолютной валютной стабильности:
– использование национальных денежных единиц государств-участников в качестве законного средства платежа на территории каждого из них. Примеры таких валютных блоков немногочисленны: Латинский валютный союз (1865–1926), включавший Бельгию, Италию, Францию, Швейцарию и Грецию; Союз Бельгии и Люксембурга (1921);
– переход государств-участников на денежную единицу одного из них. Примерами такого типа валютных блоков могут служить Союз Баварии и Пруссии (1837–1838 гг.), союз между Россией и Белоруссией, в рамках которого в будущем планируется перейти на расчеты в российских рублях;
– введение государствами-участниками новой единой денежной единицы взамен национальных. Классическим и единственным примером этого варианта объединения является Экономический и валютный союз, созданный в рамках Европейского союза.
В настоящее время наблюдается сочетание двусторонней и многосторонней форм межгосударственного сотрудничества в сфере валютно-финансовых отношений. Однако число двусторонних договоров и соглашений, заключенных между государствами по валютным вопросам, во много раз больше, чем многосторонних. В настоящее время двусторонними международными договорами регулируются не только расчеты по внешней торговле, вопросы-предоставления финансовой помощи, межгосударственных займов осуществления валютного контроля, но и иные виды валютно-финансовых отношений.
Анализ международно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время регулирование рассматриваемых отношений на двустороннем уровне развивается в двух основных формах: во-первых, это международно-правовое регулирование валютных отношений, обслуживающих различные обязательства, вытекающие из внешнеэкономических и иных межгосударственных связей; во-вторых, это самостоятельное регулирование валютных отношений в рамках международных соглашений, специально посвященных вопросам валютного контроля.
Двусторонние соглашения о сотрудничестве государств в валютной сфере по субъектному составу можно разделить на три группы:
– соглашения о сотрудничестве между двумя государствами (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Швейцарской Конфедерации о техническом и финансовом сотрудничестве от 28 ноября 1995 г.);
– соглашения о сотрудничестве между одним государством с одной стороны и группой государств – с другой (например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейским сообществом и его государствами- членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г.);
– соглашения между государством с одной стороны и межправительственной организацией – с другой (например, Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации, от 6 декабря 2002 г.).
Примерами двусторонних договоров, регулирующих вопросы валютного контроля, заключенных Российской Федерацией с зарубежными странами, являются: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля от 12 июля 1995 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля от 15 сентября 1995 г.; Протокол между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об урегулировании финансовых вопросов от 6 июля 1998 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля от 21 марта 1996 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля, контроля за экспортно-импортными операциями и в сфере борьбы с легализацией ("отмыванием") денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, от 29 июля 1996 г.; Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля от 22 сентября 1996 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля от 25 апреля 1996 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля от 3 июля 1997 г.
Заключая эти соглашения, государства стремились поднять на более высокий уровень борьбу с нарушениями законодательства в области валютного контроля. Они подтвердили, что будут действовать сообща для достижения этой цели. В соглашениях они закрепили обязательство осуществлять обмен информацией: о мерах, предпринимаемых контролирующими и правоохранительными органами сторон для осуществления надзора за соблюдением национального законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; о мерах по совершенствованию и функционированию системы контроля за соблюдением законодательства сторон в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; о нарушениях национального законодательства, регулирующего валютные, экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции. Они выразили согласие укреплять сотрудничество в сфере деятельности по совместному выявлению нарушений законодательства юридическими и физическими лицами при осуществлении ими валютных, экспортных и иных внешнеэкономических операций. Участники соглашений предусмотрели разработку единого порядка осуществления валютного контроля. С целью реализации поставленных задач они взяли на себя обязательство оказывать помощь друг другу в подготовке специалистов в области валютного контроля. Для того чтобы обеспечить условия для предоставления информации, в соглашениях установлен четкий порядок предоставления информации и предусмотрено, что обмен информацией производится на основании запросов, передаваемых сторонами в письменной форме. В качестве форм практической помощи стороны предусмотрели оказание содействия в организации рабочих визитов, обмене представителями, проведении консультаций и семинаров, разработке и обмене методическими рекомендациями. Важным положением этих соглашений является указание участников на то, что они будут осуществлять сотрудничество друг с другом в соответствии с национальным законодательством и с учетом международных договоров. В различных соглашениях, закрепляющих сотрудничество и взаимную помощь государств в области валютного контроля, предусмотрен разный объем контрольных полномочий органов сторон в валютной сфере. Это объясняется тем фактом, что государства осознали тот факт, что нарушение валютного законодательства представляет опасность для проведения внешнеэкономических операций и успешного функционирования валютных рынков.