Роль деятельности в развитии личности
В отечественной психологии общепринятым является представление о том, что решающую роль в развитии личности играет деятельность. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе, поэтому, как отмечает Л. И. Анциферова (1981), адекватнее вести речь о действующем индивиде, о личности, находящейся в состоянии деятельности. С этой точки зрения деятельность может быть понята как динамическое многофазное развертывание личности, особый тип последовательности личностных преобразований, как закономерная смена ее функциональных состояний[1].
Несмотря на различные подходы к понятию личности (она рассматривается как синоним то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще, или определяется как "совокупность потребностей данного субъекта"), пришло определение личности через ее целостно рассматриваемую деятельность. Из примата деятельности, в которой человек утверждает свою личность, исходил уже С. Л. Рубинштейн. Он считал, что совершенно недостаточно признавать только проявления человека в деятельности, необходимо учитывать и ее обратное воздействие на субъекта: "личность и формируется и проявляется" в деятельности. Λ. Н. Леонтьев убедительно показал, что личность представляет собой "особое качество", которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, деятельностью[2].
Отечественные психологи установили, что в едином, неделимом процессе развития деятельности чередуются две стороны деятельности, актуализация которых сензитивна определенным возрастным периодам: предметная (познавательная и практическая) деятельность, обеспечивающая преимущественное формирование интеллектуальной активности ребенка, сменяется деятельностью по развитию взаимоотношений с людьми, обществом, что обеспечивает формирование социальной активности личности.
Рассматривая формирование личности в деятельностном контексте, очень важно учитывать методологические посылки, выделенные С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным, А. Н. Леонтьевым, Д. И. Фельдштейном .
Во-первых, формирование личности рассматривается как процесс формирования ее деятельности, представляющей собой систему, имеющую свое внутреннее строение, переходы и превращения, свое развитие. Именно в процесс ее развития деятельности индивида, ее расширения и усложнения формируются его отношения, общественные связи, выступающие основой становления личности. Только благодаря интериоризации внешней, социальной, развернутой деятельности, опосредованной орудиями (знаками), человек осваивает общественно выработанный опыт, в результате чего и формируются внутренние, интрапсихические формы его деятельности, свернутые в своей структуре и опирающиеся на образы и понятия.
Во-вторых, источники развития личности ребенка не исчерпываются ведущей деятельностью (успех которой зависит от организации во взаимосвязи всего комплекса разнообразных видов деятельности), но именно ведущая деятельность, оказывая решающее воздействие на формирование личности, определяет уровень и характер функционирования психических процессов. Смене ведущих типов деятельности соответствуют переходы от одних возрастных периодов к другим, а преемственность этих типов деятельности обеспечивает единство психического развития человека[3].
В-третьих, существенную роль играет ориентация исследователей не на традиционные деятельностно обусловленные психологические особенности детей вообще, а на современного ребенка, живущего в изменяющихся рыночных условиях.
В современной психологии стало общепринятым положение о том, что не всякая деятельность развивает личность и не всякое развитие способностей равнозначно развитию личности. И развитие личности, и проявление потребности в деятельности связаны с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, с наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, с желанием проявить свои возможности в трудовом процессе. Личностная включенность в многообразие видов деятельности предполагает ее дифференциацию на ведущую, доминирующую и субдоминирующую.