Роль ассоциаций и союзов в системе управления транспортом

Государство, при всем многообразии его управляющих функций и широте полномочий, не может обеспечить необходимого баланса интересов многочисленных субъектов транспортной отрасли. В развитой экономике наряду с органами государственного регулирования эту задачу решают:

— профессиональные союзы, которые выражают и защищают социально-профессиональные интересы работников отрасли и отдельных их групп как лиц, продающих свой труд нанимателям;

— союзы потребителей, которые выражают и защищают интересы пользователей транспортных услуг. Подобные объединения, вообще говоря, более свойственны рынкам товаров массового потребления. Вместе с тем известны и союзы предприятий — потребителей транспортных услуг. Исходной целью их создания была борьба за улучшение качества обслуживания, за разумный уровень тарифов, против проявлений монополизма со стороны поставщиков транспортных услуг. В настоящее время деятельность союзов потребителей-профессионалов носит менее конфликтный характер и направлена, главным образом, на совместную с перевозчиками выработку взаимовыгодных условий выполнения перевозок и сопутствующих услуг, распространение информации и т.д.;

— объединения предприятий и предпринимателей — поставщиков услуг, которые выражают и защищают интересы транспортных компаний и других производителей услуг как хозяйствующих субъектов транспорта.

Рассмотрим подробнее роль, которую играют на рынке ассоциации и союзы поставщиков транспортных услуг.

Традиция объединения по профессиональному признаку уходит своими корнями в далекое прошлое. Уже в средние века профессиональные гильдии устанавливали отраслевые стандарты, контролировали доступ на рынок, взаимодействовали с государством и потребителями, защищая общие интересы представителей своей профессии.

В настоящее время ассоциации и союзы производителей товаров и услуг действуют во всех отраслях экономики, в том числе и на транспорте. В развитых странах они нередко представляют собой мощные структуры, которые действуют и развиваются не только за счет членских взносов, но и благодаря доходам от оказания услуг (см. врезку 7.2).

Деятельность современных объединений транспортных предпринимателей может быть сведена к трем основным направлениям:

1) представление и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с органами власти, профсоюзами, аналогичными организациями других отраслей, потребителями транспортных услуг, средствами массовой информации и т.д. Эта деятельность нацелена на улучшение правовых и экономических условий для бизнеса в целом и на содействие разрешению конкретных спорных или конфликтных ситуаций, в которых участвуют члены ассоциации;

2) предоставление членам объединений и другим лицам платных услуг по профилю своей деятельности. Спектр таких услуг очень широк и включает обучение и переподготовку, информационные услуги, консалтинг, аудит, участие в поставках оборудования и запасных частей для членов ассоциации, организацию для них кредитно-финансового и страхового обслуживания, проведение научных исследований и многие другие услуги;

3) участие в той или иной форме в деятельности системы управления отраслью. Степень такого участия и реальное влияние объединений предпринимателей на процессы регулирования различны в разных странах и зависят от действующего законодательства, принятой модели отраслевого управления, традиций рынка, авторитета конкретных ассоциаций и ряда других факторов. В большинстве случаев ассоциации и союзы готовят предложения по совершенствованию законодательства и практики регулирования и участвуют в обсуждении проектов нормативных правовых актов, отраслевых стратегий и программ. В ряде стран закон предписывает органам государственного управления проводить консультации с ассоциациями операторов при подготовке законопроектов или принятии важных управленческих решений.

В последние десятилетия во всем мире резко возросли требования к качеству транспортного обслуживания и получил развитие институт добровольной сертификации по рыночным стандартам качества (см. параграф 6.6). Ассоциации и союзы играют в этом процессе важную роль. Они разрабатывают отраслевые стандарты качества, создают органы добровольной сертификации, осуществляют подготовку предприятий и предпринимателей к сертификации, проводят контроль и т.д.

В отдельных случаях государство может делегировать ассоциациям и союзам полномочия по осуществлению некоторых функций государственного управления. Чаще всего такими функциями являются проведение обязательных квалификационных экзаменов, контроль технического состояния транспортных средств, а также мониторинг отрасли (см. врезку 7.2).

Врезка 7.2. Английская ассоциация грузового транспорта Freight Transport Assosiation (FTA)

Английская ассоциация грузового транспорта представляет собой объединение, созданное в 1889 г., в которое входят не только перевозчики и экспедиторы всех видов транспорта, но и грузовладельцы. В настоящее время в ассоциацию входит более 13 тыс. членов, которые контролируют около половины всего грузового автомобильного парка страны, а также являются отправителями почти 90% грузов, перевозимых по железной дороге, и 70% морского и воздушного экспорта Великобритании.

Ассоциация представляет собой некоммерческую организацию со среднегодовым оборотом порядка 20 млн долл. Во главе FTA находится Национальный совет, где заседают 80 выборных представителей от 22 региональных комитетов. 11ациональный совет включает: Совет по грузовому автомобильному транспорту, Совет по грузовому железнодорожному транспорту. Совет по логистике и Совет британских грузоотправителей. Повседневную деятельность ассоциации координирует Национальный исполнительный комитет.

Ассоциация работает в четырех направлениях:

— представительство. FTA представляет интересы своих членов па уровне правительства Великобритании, местных органов власти, муниципальных органов, Европейского союза, Международного автотранспортного союза (IRU), других европейских и международных организаций. Ассоциация постоянно взаимодействует также с таможенными органами, Технической инспекцией (орган государственного управления, осуществляющий контроль технического состояния автотранспортных средств), полицией, поставщиками топлива и смазочных материалов, производителями транспортных средств, финансовыми учреждениями и т.д.

— организация информационно-пропагандистских кампаний, связанных с проблемами, актуальными не только для членов ассоциации, но и затрагивающими широкие общественные интересы. Так, например, кампания "Топливный налог" направлена против планируемого повышения налогов на моторное топливо, демонстрируя негативные последствия этого шага для всей экономики страны. Кампания "Полюби логистику" направлена на то, чтобы люди в стране осознали значимость логистической индустрии и степень ее влияния на все стороны повседневной жизни, чтобы они с пониманием относились к реализуемым логистическим проектам и развитию систем грузового транспорта. Проведение кампаний сопровождается семинарами, конференциями и презентациями, распространением материалов через СМИ и интернет, обращениями руководителей ассоциации в правительство и парламент и т.д.;

— информирование о требованиях и стандартах. Ассоциация постоянно анализирует нормативную правовую базу в сфере транспортировки, а также лучшую практику обеспечения качества транспортного обслуживания и предоставляет соответствующие материалы как на платной, так и на свободной основе;

— профессиональная подготовка и переподготовка. Основными направлениями являются: обучение и повышение квалификации водителей и транспортных менеджеров, подготовка предприятий к получению новой или подтверждению действующей лицензии, подготовка в области работы с опасными грузами, подготовка в области международных перевозок.

Членские взносы обеспечивают 20% доходов Ассоциации, остальные доходы формируются за счет предоставления ассоциацией платных услуг, к числу которых относятся:

— обучение, профессиональная переподготовка и бизнес-консультирование;

— технический осмотр транспортных средств

— расшифровка и анализ данных, фиксируемых автомобильными тахографами;

— продажа публикаций (руководства, справочники, обзоры и т.д.);

— страхование. Ассоциация взаимодействует с крупными страховыми компаниями, обеспечивая скидки при страховании для своих членов, которым также предоставляются профессиональные консультации но подготовке и заключению страховых договоров;

— финансирование приобретения автотранспортных средств. Ассоциация, взаимодействуя с банками, обеспечивает для своих членов льготное кредитование покупки автотранспортных средств;

— продажа запасных частей, которые Ассоциация, взаимодействуя с поставщиками, продает своим членам по ценам ниже среднерыночных;

— аудит, в частности — аудит систем качества;

— организация конференций, семинаров, выставок, других мероприятий.

Важной функцией Ассоциации является сбор информации о состоянии рынка. 1ТА регулярно издает "Справочник менеджера по расчету затрат", в котором в обобщенном виде приводятся среднеотраслевые данные по уровню оплаты труда различных категорий работающих, по отдельным составляющим себестоимости, по накладным расходам, складским издержкам, данные о тарифах, а также прогнозы изменения соответствующих величин в будущем. Этот справочник составляется на основе данных, добровольно предоставляемых на анонимной основе несколькими сотнями предприятий из различных регионов страны, и является официально признанным источником информации для экономических оценок по отрасли.

На этапе общей либерализации экономики во многих странах мира, в том числе и в России, получила признание концепция рыночного саморегулирования.

Обычно саморегулирование понимают как самостоятельную инициативную деятельность субъектов рынка, которая заключается, прежде всего, в разработке определенных стандартов и правил, а также в контроле их соблюдения.

В России порядок образования и деятельности саморегулируемых организаций, а также их основные цели и задачи регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее — Закон 315-ФЗ), а также федеральными законами, регулирующими соответствующие виды деятельности. Закон 315-ФЗ предусматривает, что саморегулируемая организация должна:

— представлять собой некоммерческую организацию, основанную на членстве, объединяющую субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства или рынка произведенных товаров или услуг, либо объединяющую субъектов профессиональной деятельности определенного вида;

— объединять не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (если федеральными законами не установлено иное);

— иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

— обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров или услуг и иными лицами.

В составе саморегулируемой организации, если иное не установлено законом, должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

В Российской Федерации активно проводится идея ускоренного развития саморегулируемых организаций и передачи им широкого спектра контрольных и надзорных функций, которые в настоящее время выполняет государство. По замыслу, саморегулирование должно практически заменить государственную систему допуска в бизнес и на рынок, контроля и надзора за деятельностью операторов, а переход к саморегулированию должен сопровождаться отменой лицензирования отдельных видов деятельности (см. врезку 7.1).

Мировой опыт свидетельствует о том, что уровень рыночного саморегулирования увеличивался постепенно по мере наработки рыночных традиций и обычаев, повышения ценности деловой репутации, роста взаимного доверия субъектов рынка и их готовности без вмешательства государства регулировать свою деятельность и взаимоотношения. Подобный опыт на конкретных рыночных сегментах накапливался веками. Поэтому саморегулирование не может быть введено форсированными административными решениями. Тем более оно не может заменить системы государственного регулирования на транспорте. Возможность его применения и отводимое ему место должны определяться, прежде всего, объективной оценкой зрелости рынка.