Роли и функции лидера
Наблюдения Генри Минцберга (Mintzberg Н.) и дальнейшие исследования позволили выделить десять ролей, которые менеджеры-лидеры исполняют в процессе своей разнообразной деятельности (роль – это система ожиданий относительно поведения лидера, менеджера). В табл. 3.1 приводятся примеры каждой из десяти ролей, которые сгруппированы в три концептуальные категории: информационная (управление информацией), межличностная (управление посредством людей) и принятие решений (управление посредством действий). Каждая роль представляет собой формы активности, которые проявляет менеджер, чтобы в конечном итоге выполнить функции планирования, организации, лидерства и контроля. Хотя мы отделяем друг от друга компоненты работы, чтобы понять различия между ролями и формы активности менеджера, в реальности все они взаимосвязаны. По этому поводу Генри Минцберг говорит следующее: "Менеджер, который только общается с людьми или только размышляет, никогда ничего не сделает, а менеджер, который только занят практической работой, в конце концов, оказывается вынужден заниматься ею в одиночку"[1].
Таблица 3.1
Роли менеджера-лидера (по Г. Минцбергу)
Категория |
Роль |
Деятельность |
Качества, обычно связываемые с успехом в исполнении роли |
Информационная |
Контролирующий информацию |
Поиск и обработка информации, чтение периодики и отчетов, поддержание личных контактов |
Интеллект, когнитивные способности. Тактичность, дипломатичность. Знания. Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия |
Распределитель информации |
Предоставление информации другим членам организации, отправка служебных записок и отчетов. Ведение телефонных переговоров |
Интеллект, когнитивные способности. Тактичность, дипломатичность. Знания. Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия |
|
Представитель |
Передача информации за пределы организации в форме записок, отчетов и речей |
Интеллект, когнитивные способности. Тактичность, дипломатичность. Знания. Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Тактичность, решительность |
|
Межличностная |
Глава организации |
Исполнение церемониальных и символических обязанностей, например, встреча гостей, подписание юридических документов |
Интеллект, когнитивные способности. Знания. Рассудительность, решительность. Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Кооперация. Способность привлекать к сотрудничеству. Тактичность, дипломатичность |
Лидер |
Руководство и стимулирование подчиненных; обучение и консультирование подчиненных и общение с ними |
Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Кооперация. Способность привлекать к сотрудничеству. Тактичность, дипломатичность. Интеллект, когнитивные способности. Знания. Рассудительность, решительность |
|
Связующий |
Поддержание информационных связей внутри и вне организации; использование почтовой и телефонной связи, собраний |
Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Кооперация. Способность привлекать к сотрудничеству. Тактичность, дипломатичность |
|
Принятие решений |
Администратор |
Инициация проектов по улучшению деятельности; выявление новых идей, установление ответственности подчиненным за реализацию идеи |
Интеллект, когнитивные способности. Знания. Рассудительность, решительность. Социальные навыки |
Устраняющий нарушения |
Корректировка действий во время дискуссий и кризисов; разрешение конфликтов между подчиненными; адаптация к кризисам во внешней среде |
Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Кооперация. Способность привлекать к сотрудничеству. Тактичность, дипломатичность |
|
Распределитель ресурсов |
Принятие решений о том, кто будет получать ресурсы; планирование бюджета, определение приоритетов |
Интеллект, когнитивные способности. Знания. Рассудительность, решительность |
|
Ведущий переговоры |
Представление подразделения во время переговоров о заключении контрактов, о продажах, покупках, бюджетах; представление интересов подразделения |
Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Кооперация. Способность привлекать к сотрудничеству. Тактичность, дипломатичность |