Роли и функции лидера

Наблюдения Генри Минцберга (Mintzberg Н.) и дальнейшие исследования позволили выделить десять ролей, которые менеджеры-лидеры исполняют в процессе своей разнообразной деятельности (роль – это система ожиданий относительно поведения лидера, менеджера). В табл. 3.1 приводятся примеры каждой из десяти ролей, которые сгруппированы в три концептуальные категории: информационная (управление информацией), межличностная (управление посредством людей) и принятие решений (управление посредством действий). Каждая роль представляет собой формы активности, которые проявляет менеджер, чтобы в конечном итоге выполнить функции планирования, организации, лидерства и контроля. Хотя мы отделяем друг от друга компоненты работы, чтобы понять различия между ролями и формы активности менеджера, в реальности все они взаимосвязаны. По этому поводу Генри Минцберг говорит следующее: "Менеджер, который только общается с людьми или только размышляет, никогда ничего не сделает, а менеджер, который только занят практической работой, в конце концов, оказывается вынужден заниматься ею в одиночку"[1].

Таблица 3.1

Роли менеджера-лидера (по Г. Минцбергу)

Категория

Роль

Деятельность

Качества, обычно связываемые с успехом в исполнении роли

Информационная

Контролирующий информацию

Поиск и обработка информации, чтение периодики и отчетов, поддержание личных контактов

Интеллект, когнитивные способности. Тактичность, дипломатичность.

Знания.

Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия

Распределитель информации

Предоставление информации другим членам организации, отправка служебных записок и отчетов. Ведение телефонных переговоров

Интеллект, когнитивные способности. Тактичность, дипломатичность.

Знания.

Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия

Представитель

Передача информации за пределы организации в форме записок, отчетов и речей

Интеллект, когнитивные способности. Тактичность, дипломатичность.

Знания.

Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Тактичность, решительность

Межличностная

Глава организации

Исполнение церемониальных и символических обязанностей, например, встреча гостей, подписание юридических документов

Интеллект, когнитивные способности. Знания.

Рассудительность, решительность. Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Кооперация. Способность привлекать к сотрудничеству. Тактичность, дипломатичность

Лидер

Руководство и стимулирование подчиненных; обучение и консультирование подчиненных и общение с ними

Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Кооперация. Способность привлекать к сотрудничеству.

Тактичность, дипломатичность.

Интеллект, когнитивные способности. Знания.

Рассудительность,

решительность

Связующий

Поддержание информационных связей внутри и вне организации; использование почтовой и телефонной связи, собраний

Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Кооперация. Способность привлекать к сотрудничеству.

Тактичность, дипломатичность

Принятие решений

Администратор

Инициация проектов по улучшению деятельности; выявление новых идей, установление ответственности подчиненным за реализацию идеи

Интеллект, когнитивные способности. Знания.

Рассудительность, решительность. Социальные навыки

Устраняющий нарушения

Корректировка действий во время дискуссий и кризисов; разрешение конфликтов между подчиненными; адаптация к кризисам во внешней среде

Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Кооперация. Способность привлекать к сотрудничеству.

Тактичность, дипломатичность

Распределитель ресурсов

Принятие решений о том, кто будет получать ресурсы; планирование бюджета, определение приоритетов

Интеллект, когнитивные способности. Знания.

Рассудительность, решительность

Ведущий переговоры

Представление подразделения во время переговоров о заключении контрактов, о продажах, покупках, бюджетах; представление интересов подразделения

Коммуникабельность, навыки социального взаимодействия. Кооперация. Способность привлекать к сотрудничеству.

Тактичность, дипломатичность