Родоначальник авторской песни
Особым явлением, находящимся на стыке двух видов искусства – литературы и поэзии – является авторская песня. Одним из ее родоначальников можно считать Булата Шалвовича Окуджаву (1924–1997), который вошел в большую литературу вместе с поэтами-шестидесятниками: Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадулиной. Творчество Окуджавы поражает читателя сочетанием сюжетной простоты с философской наполненностью произведений. Эстетический идеал поэт ищет в прошлом – в эпохе рыцарей и прекрасных дам. Окуджава не был в стороне от современных событий, не понаслышке знал о сталинских репрессиях, ужасах войны, но его лирический герой всегда несет в себе светлый, оптимистический взгляд на мир. Он остается в душе тем "благородным кавалером", который излучает душевное тепло. Стихи и песни Окуджавы обращены, по сути, не просто к абстрактному читателю или слушателю, а к близким друзьям, единомышленникам.
Как никто другой из бардов, Окуджава сумел запечатлеть в своих произведениях Москву Арбатскую и сделать Арбат символом единения творческой интеллигенции. Москва для поэта – некий одухотворенный мир, творческий потенциал которого неразрывно связан с уникальной архитектурой и топонимикой московских улиц.
В творчестве поэта есть образцы высокой любовной лирики, например "Песенка о синих маяках" (1957). Любовь в концепции Окуджавы – это земное и вместе с тем воспаряющее над обыденностью чувство. Глаза возлюбленной вечно манят вдаль, с непреодолимой силой влекут за собой. В стихотворении они метафорично названы синими маяками:
Просто нужно очень верить
Этим синим маякам,
И тогда желанный берег
Из тумана выйдет к вам.
Основные поэтические сборники Окуджавы – "Лирика" (1956), "Острова" (1959), "Веселый барабанщик" (1964), "По дороге к Тинатин" (1964), "Март великодушный" (1967), "Арбат, мой Арбат" (1976), "Стихотворения" (1984, 1985), "Посвящается вам" (1988), "Избранное" (1989), "Песни" (1989), "Песни и стихи" (1989), "Капли датского короля" (1991), "Милости судьбы" (1993), "Песенка о моей жизни" (1995), "Чаепитие на Арбате" (1996), "Зал ожидания" (1996).
Основной жанр поэтического творчества Окуджавы – лирическая миниатюра. В настоящее время выпущены музыкальные альбомы барда "Опять весна на белом свете", "Часовые любви", "Я вновь повстречался с надеждой", "Когда опустеет Париж" и др.
Поэты "новой волны"
Парадоксально, но одновременно и следствием поэтического бума, и причиной его усиления стадо появление в печати произведений авторов, которые долгое время находились под запретом. С середины 1930-х гг. в СССР не публиковались не только многие талантливые поэты-модернисты, но и авторы, работающие в русле русской классической традиции. В период "оттепели" и позже (1980–1990-е) их произведения становятся частью современного литературного процесса, оказывая влияние по поэтическую молодежь. В 1980-е гг. под влиянием возродившегося интереса к традициям модернизма литература вовлекается в игровое отношение к тексту. В поэзии появляются представители так называемой новой волны – Дмитрий Пригов, Игорь Иртеньев, Владимир Вишневский, Иван Жданов и др.
"Новая волна" объединила, по сути, самых различных авторов постмодернистской направленности. Их общая творческая доминанта связана с повышенной ролью игрового начала в произведениях. Между автором и читателем устанавливается особый тип отношений, при котором посвященный читатель оказывается допущенным к заветным таинствам авторского сознания. При этом поэт в любой момент может превратить свое откровение в шутку, а доверительный тон – в иллюзию. Одним из центральных изобразительно-выразительных средств в поэзии "новой волны" становится метафора, поэтому данных авторов часто называют "метафористами" или "иронистами", так как они смотрят на мир через призму иронии.
Для постмодерниста форма стихотворения представляет собой своеобразную площадку для всевозможных игр с читателем и упражнений в стихотворной технике. Переосмысление реальности приводит к тому, что самый обычный факт становится вдруг странным и многозначительным, обретает философскую глубину, а нестандартная житейская ситуация, наоборот, представляется как типичная и характерная.
Способность находить причинно-следственные связи и вновь разрывать их создает неповторимый художественный эффект. Мысли, возникающие в читательском восприятии, начинают с обостренной силой и быстротой накладываться на идеи художника. Так возникает своеобразное интеллектуальное творчество. Постмодернистская поэзия доставляет именно интеллектуальное наслаждение, а не эстетическое, ибо в ней нет той музыкальности созвучий и пластичности описаний, на которых основана классическая поэзия. Постмодернистская лирика рационалистична по своей природе: в основе ее создания лежит в первую очередь не разум, а чувственная сторона восприятия событий. Но эта лирика все-гаки гуманистична, ибо заставляет читателя задумываться и в итоге изживать в себе все косное и уродливое.
* * *
Отдельной страницей в истории русской поэзии второй половины XX в. является творчество поэтов-эмигрантов. Третья волна русской эмиграция связана с диссидентским мышлением в среде творческой интеллигенции 1970– 1980-х гг. Среди поэтов, вынужденных в это время оставить Родину, самыми крупными и значительными являются Иосиф Бродский (творчеству этого самобытного художника слова посвящена гл. 24) и Александр Галич (см. гл. 17).
В заключение следует отметить, что любая поэтическая классификация условна. Во второй половине XX в. существуют поэты, удачно совмещающие емкое ОГЛАВЛЕНИЕ с новыми формами его художественного воплощения. Например, в творчестве Юрия Кузнецова усматриваются глубокие проблемно-тематические связи с "тихой" лирикой и в то же время широко используются приемы авангардной эстетики: обилие символов, эпатаж, особое структурирование художественного пространства и времени. Парадоксально, но, несмотря на то что в современной русской поэзии практически пег запрещенных тем, на сегодняшний день ее состояние нельзя назвать взлетом или расцветом. Однако, пройдя на протяжении прошлого века сложный путь от многоцветной палитры стилевых исканий к мнимому единству и вновь к разнообразным поискам в области формы стиха, русская поэзия не утратила своих славных традиций.