Римская литература периода становления империи
Период становления империи (43-19 гг. до н.э.) принято называть "золотым веком" римской литературы: то было время творчества крупнейших поэтов-классиков Вергилия, Горация и Овидия.
Гражданские войны завершились в 31 г. до н.э. победой приемного сына Юлия Цезаря Октавиана. Дальновидный политик, он отверг титул императора, именовался "принцепсом" (первый среди равных в Сенате), сохраняя видимость республики. Опираясь на армию и зажиточное крестьянство, широко поддерживая ремесло и торговлю, Октавиан добился относительной стабилизации экономики и провел ряд реформ, содействуя подъему производительных сил и созданию благоприятных условий для развития искусств. При дворе Октавиана был создан кружок поэтов и художников, возглавляемый царедворцем Меценатом. Ведущий поэт кружка - Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.), оказавший огромное влияние на европейскую литературу. В истории многих национальных литератур встречаются художники слова, занимающие неоспоримо главенствующее место по масштабу таланта, мастерству и значению. Но главное еще в том, что они - счастливые выразители духа своего народа, его ментальное™, особенностей его художественной культуры. Для России это Пушкин, для Германии - Гете, для Италии - Данте, для Англии - Шекспир, для Украины - Шевченко, для Польши - Мицкевич, для Испании - Сервантес, для Франции - Вольтер. Подобный писательский ряд можно продолжать. А в Риме таким "поэтом номер один" был, безусловно, Вергилий. В сочиненной им самим краткой эпитафии есть строка "Я пел пастбища, нивы и вождей". Так обозначены три его главных сочинения: это книга стихов "Буколики", земледельческая поэма "Георгики" и главное дело жизни - историко-мифологическая поэма "Энеида". И хотя поэт держался в стороне от политических бурь, они тем не менее по-своему отозвались в его творчестве.
Вергилий родился в Северной Италии, в небольшом селении Анды близ Мантуи, по одним сведениям - в семье ремесленника, по другим - в крестьянской семье. Так что только своим трудом, большим талантом и энергией он смог добиться высокого положения в литературном мире и в общественном сознании. До конца жизни он оставался скромным и застенчивым человеком, склонным к неприхотливой и здоровой сельской жизни.
Вергилий - убежденный певец Августа, в котором он видит спасителя родины и народа, сумевшего прекратить войну и восстановить справедливость. Особенно привлекает его крестьянская политика Августа и укрепление традиционно-патриархальных отношений в обществе и семье. Литературное наследие Вергилия невелико, дошло до нас почти полностью.
"Энеида" создана в годы полной творческой зрелости и наивысшего художественного мастерства (24-19 гг. до н.э.) по прямому заданию Августа, в целях прославления его личности в веках и "исторического обоснования" притязаний на императорскую власть. В поэме - прямая нить от Олимпа до Августа: Октавиан Август - внучатый племянник и приемный сын Юлия Цезаря, род Цезаря происходит от сына Энея Иула, Эней - сын богини Венеры. Хотя автор и не успел ее завершить, "Энеида" является несомненно лучшим достоянием римской поэзии. Вместе с тем стремление Вергилия использовать старые художественные формы в новых исторических условиях приводит к неудаче создания в "Энеиде" образца национального римского эпоса, превосходящего гомеровскую "Илиаду".
"Энеида" - поэтическая история Древнего Рима в рамках единого сюжета - состоит из 12 песен: в первых шести песнях, близких "Одиссее", сын троянского героя и богини Венеры Эней - беглец, после гибели Трои спешит в Италию выполнить волю богов Олимпа - положить начало Риму, с седьмой по двенадцатую песни - героические битвы Энея в Италии тематически напоминают "Илиаду". Вергилий подхватывает ту нить сюжета, которая оборвалась у Гомера, ориентируется на стиль древнегреческого эпоса, но насыщает его иным идеологическим ОГЛАВЛЕНИЕм и переплетает миф с политической современностью. В сущности, "Энеида" - поэма Италии, далеко выходит за пределы полисной племенной ограниченности (в этом смысле она образец для национальных эпопей европейского и русского классицизма).
"Энеида" пользовалась исключительным авторитетом в Европе; в Средневековье, в эпоху Возрождения и в XVII столетии она нередко ценилась выше гомеровских поэм.
Другим замечательным поэтом "золотого века" является Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.). В противоположность эпику Вергилию он лирический поэт, автор небольших по объему од, сатир и посланий. Сын вольноотпущенника, Гораций получил блестящее образование сначала в Риме, затем в Афинах. Принимал участие в сопротивлении цезаризму. После победы Октавиана Августа его имение было конфисковано и впоследствии возвращено. Ранние произведения Горация привлекли внимание Мецената, который подарил ему виллу, после чего Гораций отказался от своих республиканских симпатий, держался в стороне от политической жизни и значительную часть времени проводил в сельском уединении, занимаясь творческим трудом.
Поэтическое наследие Горация делится обычно на четыре группы: политические ямбы и оды, в которых поэт пылко протестует против бессмысленных жестокостей гражданских войн и вместе с тем выражает преклонение перед Октавианом Августом; сатиры, или "беседы", - рассуждения на морально-философские темы; послания к друзьям, прославляющие дружбу, и оды, раскрывающие нравственные идеалы и стремления самого поэта.
Через все творчество Горация проходит знаменитый идеал "золотой середины" и призыв к тихой, умеренной жизни, чуждой сильных страстей, на лоне природы. Он учит спокойно наслаждаться быстро текущими радостями жизни: "лови день", "мешай приятное с полезным", "медленно поспешай" - таковы правила эпикуреизма, истолкованные поэтом как простая погоня за счастьем. В своих сатирах он осуждает чрезмерную роскошь, суету жизни высших кругов римского общества. Гораций - поэт разума, мастер сильного, сжатого слова и четкого, конкретного образа, сознающий общечеловеческое назначение искусства и высокую роль поэта. Характерна небольшая поэма "Послание к Писонам", получившая еще в античности название "Наука поэзии", ставшая манифестом римского классицизма. Поэма, написанная в форме письма к друзьям, - первый в истории мировой литературы образец нормативной поэтики, т.е. свод основных правил литературного творчества.
В афористических стихах Гораций, исходя из своего художественного опыта, сформулировал некоторые основные законы поэзии, с помощью которых только и можно создать классическое произведение - простое, целостное и гармоничное: он требовал изучения жизни и ее нравов, сочетания воспитательной и развлекательной задач искусства, вдохновения и упорного труда, соответствия характеров сюжету, тщательности отделки каждого стиха ("лет девять хранить без показу"), употребления различных стилей речи, упорной учебы у греческих классиков ("с греческими образцами не расставайтесь ни днем, ни ночью"). Широко известна 30-я ода Горация "Памятник", в которой он подводит итог своему творчеству, утверждая его значение и бессмертие. Тема этого стихотворения разрабатывалась многими поэтами мира, а в России к ней обращалось около 150 поэтов и переводчиков - Державин, Ломоносов, Пушкин, Тютчев, Маяковский.
Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. - 17/18 г. н.э.) родился в городке Сульмоне в древней, но небогатой всаднической семье; получил хорошее образование в Риме, совершил путешествие в Грецию, Малую Азию и на остров Сицилию. Его поэтическое дарование проявилось очень рано, и еще юношей Овидий стал одним из самых популярных поэтов. Современники высоко ценили недошедшую до нас трагедию "Медея" и поэмы о любви. Его стремительная и блестящая карьера была внезапно прервана ссылкой в 8 г. до н.э. на далекую окраину империи, в местечко Томы (нынешний город Констанца в Румынии), где поэт и умер.
Литературное наследие Овидия чрезвычайно богато и разнообразно в жанровом отношении, но дошло до нас неполностью. Его творческий путь делится на три периода: к первому относятся ранние произведения "Любовные элегии", "Искусство любви", "Лекарство от любви", "Косметические средства", "Героиды"; ко второму - поэмы учено-мифического содержания "Метаморфозы" и "Фа-"; к третьему - созданные в ссылке "Скорбные элегии", "Письма с Понта", поэма "Ибис".
Любовно-эротические поэмы юного Овидия содержат не только шутливые наставления и советы в области "любовного искусства", но и дают яркое представление о нравах и быте верхушки римского общества, отличаются изумительной напевностью, изяществом языка и тонким юмором.
Следует отметить поэму "Героиды" - стихотворные послания мифологических героинь к отсутствующим возлюбленным (Пенелопы к Улиссу, Федры к Ипполиту, Дидоны к Энею и др.). Овидий с большой психологической глубиной и смелостью обнажает душевный мир любящей женщины в неисчерпаемом богатстве его появления и неповторимо-индивидуальном своеобразии. Эпистолярный жанр (письма) впервые был удачно применен как художественное средство самораскрытия образа. После Овидий создает свои прославленные поэмы, приближающиеся по жанру к эллинистической "ученой" поэзии. Так, в "Фастах" он вдохновенно говорит о мифологии, о происхождении праздников римского календаря, о знаменитых датах римской истории.
"Метаморфозы" ("Превращения") - крупнейшее творение Овидия - сборник поэтических рассказов на мифологические сюжеты. Замысел поэта поистине грандиозен: создать поэтическую историю Вселенной - с момента преобразования первозданного Хаоса в материальный мир до превращения Юлия Цезаря в новую звезду и обожествления Октавиана Августа. Однако попытка систематизировать колоссальный мифологический материал по хронологическому принципу не увенчалась успехом, и Овидий ограничился распределением его по циклам или по признаку внешнего сходства сюжетов. Несмотря на незавершенность "Метаморфозы" принадлежат к числу величайших литературных памятников античности, оказавших плодотворное воздействие на всю европейскую культуру. Рисуя поэтическую картину истории мира, Овидий мастерски использует гесиодову систему смены веков для противопоставления "идеальной" нравственной чистоты первобытного человечества современному одичанию нравов.
Среди многочисленных поэтических рассказов Овидия - а их около 250 - особенно выделяются мифы о Фаэтоне, Дедале и Икаре, Приаме и Тисбе, Орфее и Эвридике, Пигмалионе, Филемоне и Бавкиде, Овидий зачастую дает им своеобразное философское истолкование, подчеркивая смелые дерзания человека, пытающегося отстоять свое счастье в неравной борьбе с богами или даже уподобиться самим богам. Каждый миф у Овидия превращается в изящную поэтическую новеллу, полную глубокого смысла и неповторимых ярких характеров, вдохновленных чувств и жизненного драматизма. Живое и остроумное изложение самых невероятных превращений, тонкий психологический анализ действующих лиц, исключительная поэтичность языка обеспечили "Метаморфозам" Овидия значение первоклассного памятника мировой литературы.
В период южной ссылки А. Пушкин, ощущая сходство своей судьбы с судьбой великого римского изгнанника, часто обращался к нему в своих произведениях ("Цыгане", "В стране, где Юлией венчанный", "К Овидию").
Римская литература поздней империи
За принципатом Октавиана Августа следовал период империи, когда утверждалась неограниченная власть императора и единоличное правление не прикрывалось внешними формами республики, будучи обеспеченным военной силой.
Из произведений этого периода особое значение имеют трагедии Луция Аннея Сенеки Младшего (4 г. до н.э. - 64 г. н.э.) "Медея", "Эдип", "Федра" и др., в которых реализовано новое понимание катарсиса (разделение страха и сострадания, закрепление источника этих чувств не за одним персонажем, а за злодеями и невинными жертвами); его же
"Нравственные письма к Луцилию", где изложена программа стоического приятия жизни, актуальная и поныне; остроумные и злые "Эпиграммы" Марка Валерия Марциала (40-104) в 12 книгах; 16 сатир в гекзаметрах Децима Юния Ювенала (60-140), где отразилось критическое отношение к порокам знати; роман Гая Петрония Артитра (ум. 66) "Сатирикон", дошедший в отрывках; "История" и "Анналы" Корнелия Тацита (55-120) - одного из величайших историков древности.
Луций Апулей (124-180) - один из крупнейших классиков поздней античной литературы, адвокат, философ школы Платона и софист из Мадавры (Африка). Человек большой эрудиции и выдающегося литературного таланта, он был разносторонним и плодовитым писателем. Из огромного литературного наследия Апулея до нас дошла лишь малая часть. Его произведения, написанные на греческом языке, утрачены; сохранились частично латинские тексты - "О Платоне и его философии", "О вселенной", "Флориды", "В защиту самого себя по обвинению в магии" ("Апология") и знаменитый роман "Золотой осел, или Метаморфозы", которому Апулей обязан мировой известностью.
Связанный с "эллинским возрождением", он заимствовал сюжет романа из старинной греческой повести. "Золотой осел" принадлежит к тем классическим произведениям мировой литературы, которые на первый взгляд могут показаться чисто развлекательными, но на самом деле содержат в себе глубокие философские и морально-этические раздумья, сочетая занимательность и серьезность. Повествуя о необыкновенных приключениях юноши - грека Люция, превращенного силой случая в осла, но сохранившего человеческий разум и сердце, Апулей подчиняет роман определенной философской задаче - проблеме судьбы и победе человека над низменными инстинктами. Исходя из своей религиозно-философской системы, Апулей считал, что всякий человек - игрушка судьбы, обрушивающей на него всевозможные беды и страдания. Беды либо губят человека, либо помогают победить в себе все низменное и порочное. Эту мысль Апулей иллюстрирует двумя частями своего романа. В первой - злоключения
Люция - сатирически раскрывает бездну пороков всех слоев тогдашнего общества, а во второй - герой приходит к спасению и достигает жизненных успехов. Авантюрный роман приобретает религиозно-морализирующий характер. Роман не затрагивал важнейших политических проблем современности, но в качестве философской притчи оказал заметное и плодотворное влияние на европейскую литературу.