Резюме
• Многостороннее, ориентированное на создание таможенного союза и дальнейшее углубление интеграции взаимное сотрудничество России и партнеров из СНГ имеет многолетнюю историю. Громадные экономические издержки хаотической дезинтеграции единого экономического пространства бывшего СССР, нарастание социально-политических угроз заставили руководителей постсоветских государств искать пути восстановления хозяйственных связей вскоре после распада Советского Союза.
• В январе 1995 г. руководители России, Белоруссии и Казахстана подписали Соглашение о Таможенном союзе. В марте 1996 г. к этому Соглашению присоединилась Киргизия, в феврале 1999 г. – отсталый и разоренный гражданской войной Таджикистан. Страны – участницы ТС определяли его как экономическое объединение государств, основывающееся на наличии единой таможенной территории и однотипного механизма регулирования экономики, рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.
• К концу 1995 г. были в основном ликвидированы тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле между Россией, Белоруссией и Казахстаном, установлен единый порядок регулирования внешнеэкономической деятельности. В начале 1996 г. была достигнута почти полная унификация импортных таможенных тарифов России, Белоруссии и Казахстана. Прогресс в формировании ТС поставил на повестку дня вопрос об углублении взаимодействия стран-членов и создании соответствующих межгосударственных институтов. Экономические трудности и, особенно, финансовый кризис в РФ в 1998 г. заставили страны-участницы отложить принятие общего таможенного тарифа и даже осуществить ряд мер в области таможенного регулирования, идущих вразрез с принципами таможенного союза.
• В феврале 1999 г. был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, предусматривавший поэтапное формирование единого экономического пространства пяти стран – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В Договоре были намечены меры, охватывающие по сути все сферы экономического взаимодействия (внешнеэкономическую, налоговую, транспортную, аграрную политику и т.д.).
• В начале XXI в. начинается новый период интеграционной активности России и партнеров по Таможенному союзу, для которого характерно стремление усовершенствовать механизм деятельности созданного регионального объединения. В октябре 2000 г. в Астане руководителями стран-участниц был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в соответствии с которым Таможенный союз был преобразован в международную экономическую организацию. По сути, произошел отказ от концепции быстрого создания ТС на основе унификации таможенной политики.
• За прошедшие годы странами ЕврАзЭС достигнуты успехи, главным образом, в области либерализации взаимной торговли: режим свободной торговли в рамках Сообщества действует без каких-либо изъятий и ограничений в отношении ввозных и вывозных таможенных пошлин (исключением является экспортная пошлина, действующая на поставки нефти из России в Белоруссию с 2007 г.).
• Неодинаковое по темпам, масштабам и направленности осуществление реформ явилось причиной значительных расхождений стран ЕврАзЭС в результатах реформирования национальных экономик, механизмах хозяйствования, финансовой и налоговой политике, законодательстве и т.д., вследствие чего во многом снизилась возможность их экономической совместимости, выработки взаимоприемлемых решений.
• Неформальный саммит стран – участниц ЕврАзЭС в августе 2006 г. обозначил в качестве наиболее реалистичного вариант создания таможенного союза (а в дальнейшем – единого экономического пространства) в рамках трех государств – России, Белоруссии и Казахстана – с последующим постепенным расширением его состава за счет других государств – членов ЕврАзЭС по мере их готовности.
• Таможенный союз вступил в действие с 1 января 2010 г., для чего было принято свыше 40 международных договоров, определивших условия создания и статус единой таможенной территории, институциональную структуру ТС, механизмы регулирования торговли с третьими странами, порядок взимания косвенных налогов, базовые нормы в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований. С начала 2010 г. действует единое для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами.
• С 1 января 2012 г. вступили в силу 17 базовых соглашений по формированию Единого экономического пространства, и формально оно начало функционировать. В соответствии с указанными базовыми соглашениями и другими документами, разрабатываемыми в их развитие, к концу текущего десятилетия должны быть в полном объеме реализованы "четыре свободы" (свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы), обеспечены гармонизация и унификация регулирования в ключевых сферах, формирование общих отраслевых рынков, действенная координация макроэкономической и валютной политики.
В мировой иерархии интеграций объединение с участием России, Белоруссии и Казахстана уверенно заняло второе место после ЕС, закрепившись на стадии Таможенного союза с полноценным наднациональным органом и наднациональным регулированием, растущим объемом наднациональных полномочий.