Резюме проекта
Содержит столько же пунктов (абзацев), сколько разделов в бизнес-плане, но по 1-3 предложения из каждого раздела, с обязательным акцентированием основных показателей: запрашиваемой инвестиционной суммы, срока (периода) окупаемости инвестиционных затрат, ожидаемого экономического эффекта, индекса рентабельности инвестиций (все с учетом дисконтирования, т.е. прогнозируемых временных изменений капитализируемой суммы за период проекта - см. далее), а также ключевых факторов успеха проекта - свойств создаваемого продукта, обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке. Резюме должно сжато отражать суть проекта, причем основные показатели и ключевые факторы следует выделять в тексте.
Отрасль создаваемой компании и ее продукция или услуга (концепция нового бизнеса).
Этот раздел содержит:
а) описание отрасли (краткая история, основные направления деятельности);
б) концепция бизнеса вновь создаваемой компании (миссия, основные достижения руководства, стратегические цели компании);
в) описание новшества, которое компания планирует вывести на рынок в качестве инновационной продукции или услуг (его новизна, "ноу-хау", наличие уникальных свойств, радикальных изобретений, какой-то "изюминки", обеспечивающих конкурентоспособность на рынке);
г) стратегия выхода на рынок, наращивания объемов продаж (ключевые факторы успеха бизнеса: сильные стороны и уникальные возможности будущей компании).
Анализ рынка.
В этом разделе необходимо отразить следующее:
а) характеристика потребителей инновационной продукции или услуг (основные, постоянные и временные потребители, наличие соглашений с ними, перспективы интеграции);
б) размер сегмента рынка, возможные тенденции и перспектива его развития;
в) обеспечение преимущества в конкуренции (с учетом уникальности инновации, эффективного маркетинга, а также с учетом всех известных пяти сил конкуренции по Портеру, в том числе подробное описание существующих и возможных конкурентов: их сильные и слабые стороны, планируемая стратегия победы над ними).
Экономика создаваемого предприятия.
Раздел включает:
а) планируемые размеры валовой и операционной прибыли;
б) факторы, обеспечивающие устойчивость прибыли (внутренние и внешние);
в) размеры постоянных и временных затрат;
г) период достижения безубыточности (объем продукции при нулевой рентабельности);
д) период достижения позитивной кассовой наличности.
План маркетинга.
Здесь отражается:
а) общая стратегия маркетинга (исходя из анализа рынка и собственных сильных, слабых сторон и возможностей, а также прогноза действий конкурентов и других вероятных внешних угроз);
б) алгоритм ценообразования (с анализом возможных вариантов);
в) тактика и план реализации продукции;
г) организация рекламной кампании (следует еще раз подчеркнуть важность и особенность рекламы новой продукции, на которую должна быть направлена значительная часть суммы инвестиций, реклама должна быть разносторонней, активной, запоминающейся);
д) политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий потребителям.
План необходимой технической доработки новшества.
Раздел включает:
а) текущее (на момент составления БП) состояние НИОКР (стадия разработки);
б) проблемы и риск, связанные с завершением НИОКР (необходимые этапы, их результаты, сроки, зависимость от различных факторов);
в) возможные улучшения новшества и новые продукты в результате доработок (необходимо указать максимальное число возможных вариантов улучшений и дать их характеристики);
г) вопросы охраны интеллектуальной собственности (наличие заявки на патент или самого патента как на новшество, включая все возможные варианты его улучшений, так и товарный знак, а также возможное наличие лицензионных договоров);
д) смета затрат на завершение НИОКР (с учетом затрат на охрану интеллектуальной собственности).