Резюме

• Международное перемещение капитала, его движение из одной страны в другую, где норма прибыли выше, чем на родине капитала, — это его органическое свойство. Вплоть до 1980-х гг. основными регионами, привлекающими международные потоки капитала, являлись США и Западная Европа (в меньшей мере Япония, поскольку она оградила себя защитными барьерами, пока ей не пришлось их снять). Еще в 2000 г. (накануне начавшегося в 2001 г. кризиса) в США поступило 450 млрд долл. иностранных инвестиций в разных формах и видах. В последующее десятилетие роль главного "приемщика" иностранных финансовых ресурсов перешла к Китаю, ныне он в свою очередь направляет крупные кредитные ресурсы в другие страны и регионы мира.

• Сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ международного движения капитала (вывоза финансовых ресурсов) сводятся к изъятию части капитала из процесса национального оборота в одной стране и включению изъятой части в производственный процесс или иное обращение в других странах. Вывоз ссудного капитала в разных формах инвестиций стал во второй половине XX в. преобладающей формой международного движения капитала. Эта тенденция характерна и для первого десятилетия XXI в., а также в условиях сильнейшего спада мировой экономики в 2011—2012 гг. Мотивы и цели вывоза капитала при этом остаются неизменными — повышение нормы прибыли собственников капитала на основе использования сравнительных преимуществ и процессов международного разделения труда.

• Во второй половине XX в. объем международного движения финансовых ресурсов развитых стран претерпел серьезные модификации, однако наблюдалась повышательная тенденция, которая стала особенно интенсивной в 1980—1990-е гг. С помощью иностранных инвестиций частично разрешались противоречия воспроизводства товаров и услуг, увеличивался экспорт и импорт товаров, услуг и рабочей силы (как следствие интенсивного экономического роста и соответственно возрастания внутреннего спроса на оборудование, услуги и т.д.). Таким образом нейтрализовалась тенденция к понижению нормы прибыли, решались в целом стратегические задачи мирового экономического равновесия.

• После завершения кризисного спада в мировой экономике (2001—2002 гг.) и начала нового мирового экономического цикла (2003—2008 гг.) международные потоки капитала снова приобрели большую динамику. Это было обусловлено ростом мировой экономики, который продолжался до 2008 г., когда мировая экономика, финансы и торговля вновь оказались в глубоком кризисе. Новый подъем начался в 2010 г., однако он перерос в длительную депрессию европейской экономики. По мере преодоления глобального кризиса, очевидно, следует ожидать возрастания экспорта ПИИ прежде всего из США, ЕС, Китая и Японии. Но этот процесс имеет затяжной характер, протекает неравномерно в разных регионах и странах, поскольку он связан с изменчивостью условий в тех странах, которые являются получателями инвестиций.

• Интенсивная активизация масштабов международного движения капитала выдвигает в качестве важнейшей задачи международного сообщества необходимость обеспечения развития мирового рынка капитала. Происходит усложнение самой структуры международного движения капитала, его видов и форм. При этом неверно полагать, что снижается значение государственных форм вывоза капитала. Становясь более сложными, они призваны в большей мере, чем прежде, решать задачи социально-экономической и политической стабилизации в регионах и странах, куда устремляется частный капитал. Разумеется, за государственным капиталом остается и традиционная функция укрепления социально-экономических предпосылок для обеспечения прибыльности предпринимательского капитала.

• Огромные инвестиционные потоки и глобальная деятельность ТНК все теснее связывают между собой национальные экономики, вовлекают их в систему производственноэкономических, инвестиционно-финансовых связей. Как следствие, быстро растет взаимозависимость стран. С одной стороны, это, безусловно, позитивный процесс, устраняющий протекционистские, торговые, производственные, инвестиционные и иные барьеры и способствующий переплетению хозяйственных связей, свободному передвижению рабочей силы. Все это повышает производительность труда, эффективность национальной экономики, способствует обмену технологиями и знаниями. С другой стороны, в случае сбоя в какой-либо "цепочке" в глобальной хозяйственной системы любая национальная экономика подвергается риску.

• Чистые потоки капитала в страны с формирующимся рынком восстановились после глобального кризиса за удивительно короткий промежуток времени, но подъем был более впечатляющим с точки зрения темпов, чем уровней, достигнутых потоками капитала. Чистые потоки со временем стали более изменчивыми, а их стойкость является в целом низкой. Они временно увеличиваются в период более благоприятных глобальных условий финансирования (т.е. когда мировые процентные ставки являются низкими, а склонность к принятию риска — большой) и сокращаются после окончания этих периодов, что происходит, как правило, в периоды крупных спадов в мировой экономике и на стадиях ее подъема.

• Важнейшими субъектами международного движения потоков капитала выступают международные коммерческие банки и ТНК, особенно значительная роль ТНК в регионах мира, обусловленная тем, что ТНК постоянно нуждаются в средствах для обслуживания растущего производства и сбыта продукции. Их финансовые операции интернационализированы и по большей части имеют глобальный характер. ТНК используют все типы рынков, входящих в структуру мирового рынка: национальные, иностранные и международный, и особенно активно рынки PC. Контролируя огромные собственные активы, ТНК используют кредитные возможности для влияния на курсовые колебания валюты и в целом на создание благоприятных возможностей для своих операций на денежных рынках развивающихся стран, перемещая в эту "зону" значительные финансовые ресурсы.

• На последних саммитах G-8 и G-20 (2008—2012 гг.) главы государств и правительств неоднократно поднимали вопросы об увеличении размеров финансовой помощи бедным развивающимся странам, особенно странам южнее Сахары, испытывающим недостаток финансирования в области развития, в том числе в сфере производства продуктов питания. Эти решения, имеющие рекомендательный характер (в адрес богатых стран и международных организаций), выполняются не в полном объеме и часто ограничиваются поставками продовольствия, медикаментов, финансирования незначительных программ в области инфраструктуры и т.п. Возможно, более перспективным направлением оказания помощи было бы поощрение взаимного сотрудничества стран "Юг-Юг" (как принято обозначать региональное сотрудничество этих групп государств), оказание реального содействия в межстрановой кооперации развивающихся стран при серьезной финансовой поддержке не только развитых стран, но и быстроразвивающихся (например, БРИКС).

• В последние два десятилетия интенсивно возрастала роль Китая и группы других азиатских и латиноамериканских стран как экспортеров капитала в разных формах, в том числе в форме портфельных инвестиций. Интересно и то, что в периоды спадов в развивающихся странах капиталы из этих стран увеличивали интенсивность перемещения в группу развитых стран, что приводило к усложнению внутренних противоречий в них. Это следствие порочности той экономической политики либерализации, которая была им навязана МВФ и ВТО, и препятствовала установлению контроля за вывозом финансовых ресурсов за пределы страны. Понадобился всемирный финансовый кризис и поВперед длительная рецессия в Европе, чтобы некоторые из PC смогли использовать этот инструмент политики.

• Рост спроса на кредиты со стороны развивающихся стран сопровождался параллельным увеличением предложения ссудного капитала, причем инициатива привлечения стран "третьего мира" к рынкам ссудного капитала принадлежала кредиторам — глобальным игрокам на мировых рынках. Последние были даже более заинтересованы в размещении избыточных ресурсов ссудного капитала в развивающихся странах (при соответствующих механизмах гарантий). В результате за период с 1980 по 2000 г. общая сумма внешней задолженности развивающихся стран увеличилась с 603 млрд долл. до почти 3 трлн долл., или в 3,8 раза, а в 2001—2010 гг. она возросла до более 4,5 трлн долл.

• Особый вопрос — это национальные и международные формы и способы регулирования излишков капитала, их притока и оттока из стран. Общая тенденция — это либерализация движения международных потоков капитала, но она имеет и свои опасные стороны. Растущая интернационализация национальных экономических систем требует как бы "двойного" регулирования инвестиционных процессов: на национальном и международном уровнях. Поэтому государства обеспечивают условия для облегчения притока финансовых ресурсов. В последние годы договоры и соглашения между странами, которые облегчают движение ПИИ, различные международные инвестиционные соглашения принимаются с большей интенсивностью, чем это происходило в предыдущие десятилетия. Международные инвестиционные соглашения и договоры занимают важное место в системе международных экономических отношений в целом.

• Ясно и то, что конкретные меры по привлечению инвестиций необходимо дополнять усилиями по подготовке квалифицированной рабочей силы, модернизации технического потенциала, развитию связей между иностранными филиалами крупных корпораций (и средних тоже), осуществляющими экспорт, и местными поставщиками. Все это необходимо, чтобы ПИИ способствовали развитию экономики принимающей страны.

• Значительную роль в общем глобальном движении капитала играют также многочисленные программы помощи наиболее бедным странам мира, хотя они недостаточны для решения их обостряющихся внутренних проблем.