Резюме

Хозяйствующий субъект и каждый человек в процессах трудовой деятельности и быта постоянно сталкиваются с принятием решений. Процедура принятия решений проста для понимания, но сложна в исполнении.

Решения вырабатываются в каждом цикле управления, па всех его стадиях и при выполнении каждой функции. Именно процедурами принятия и реализации решений осуществляется сам процесс управления, что, в конечном счете, сводится к согласованию действий отдельных исполнителей, координации их взаимодействий.

Предвидя желания участников деловых отношений, следует прилагать усилия к достижению согласия осуществить сделку, выбору каждым участником сделки приемлемого для него варианта. Преодоление индивидуальности выбора в решении общественных проблем находят в выборе решения па основе коллективного рассмотрения альтернатив, что характеризуется понятием "общественный выбор" — область экономики, занимающаяся политическими решениями.

Теория общественного выбора исходит из того, что логика политического поведения такая же, как и рыночного, а вопрос мотивов является сопровождающим. Основными объектами исследования теории общественного выбора являются политики и чиновники, нанятые обществом для принятия и реализации управленческих решений.

Основные проблемы, рассматриваемые теорией общественного выбора, анализируют экономическими методами разные аспекты современного политического устройства: процедуру голосования, политическую конкуренцию, экономику бюрократии, поиск политической ренты.

Политическая рента связана с использованием властных полномочии в экономике, искусственным ограничением конкуренции. Конкуренция при этом не исчезает, а переносится из собственно рыночной сферы в сферу воздействия на государство. Вместо затрат на совершенствование экономических благ дополнительные затраты направляются на политическую деятельность. Это доходы, которые увеличивают конкурентный уровень и которые получают от политической деятельности.

Проблемы, которые сопровождают выявление позиции индивидов но вопросу общественных благ, обусловливают возникновение трансакционных издержек. Эти издержки принимают форму отказа от претензий на увеличение доли в полезном эффекте от обмена правомочиями. Трудность подобного ограничения претензий иллюстрируется моделями торга.

Особой системой целенаправленного влияния на законодательные и исполнительные органы власти в практике реализации интересов стало лоббирование. Практикой взаимной поддержки политических деятелей, когда они добиваются нужных решений путем "торговли голосами", стала процедура логроллинга.

Возмездный характер договорных отношений предполагается в рыночных отношениях. Споры о затратах — обычное явление в предпринимательской деятельности, достижении соглашения и выбора. Большая часть их может быть разрешена в точном соответствии с законодательным и нормами.