Лекция 2. Результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы

В результате изучения главы 2 студент должен:

знать

• что представляют собой показатели объема производства и особенности их применения в менеджменте;

• что такое качество продукции и особенности управления качеством продукции;

• что такое цена и особенности ценообразования;

уметь

составлять систему показателей объема продукции для различных категорий работников;

владеть

навыками расчета товарной политики, цены и определения политики ценообразования.

В предыдущей главе мы выяснили, что целью экономических отношений является удовлетворение потребностей людей. С этой точки зрения основным результатом деятельности любой организации являются созданные блага, которые могут удовлетворить потребности потребителя. В этом смысле и создание космического корабля, и организация концерта, и торговля мороженым, и перевод статьи на иностранный язык – процессы создания блага. Фирма имеет возможность их продать и добиться своей цели – получения прибыли – именно потому, что созданные блага могут удовлетворить потребность потребителей. Под производством продукции будем понимать создание любого блага. Потребности людей удовлетворяются натурально-вещественной формой продукции, которая проявляется в виде блага, т.е. необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент, важен маникюр, а не его стоимость. Это прекрасно понимают владельцы и менеджеры фирмы, поэтому они в первую очередь заинтересованы в определении необходимых свойств продукции, способных удовлетворить потребности, и установлении необходимого объема продукции в натуральном выражении. Для изготовления продукции нужны работники, обладающие соответствующими навыками, оборудование, материалы и т.д. Все это также требуется в натуральной, вещественной форме. Однако для расчета прибыли следует и продукцию, и все необходимое для ее изготовления оценивать в денежной форме, тогда можно рассчитать прибыль как основной финансовый результат деятельности предприятия.

Продукция фирмы

Основные понятия

Итак, блага, потребительские ценности, которые создаются на фирме, представляют собой ее продукцию. В натурально-вещественной форме всю продукцию можно разделить на изделия и услуги (работы).

Изделие – это продукция, получаемая из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукция приобретает самостоятельную потребительскую ценность.

Услуга (работа) – это вид деятельности, результатом которой является удовлетворение потребностей и (или) при которой происходит улучшение потребительской ценности продукта.

Обычно работы и услуги различаются тем, что под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение, а результат услуги такового не имеет, хотя иногда это довольно сложно определить. Вот некоторые примеры услуг – торговля, перевозка товара, расфасовка товара в тару, ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств (мойка машин, полировка и т.п.), рекламирование товара; организация его продаж.

Иногда термины "продукт" и "продукция" употребляются как синонимы. Однако в последнее время термин "продукт" приобрел самостоятельное значение. С развитием информационных услуг появился термин "информационный продукт" (компьютерная программа, телематериалы, методические разработки и т.д.). В сфере услуг термин "продукт" включает в себя не только непосредственно само изделие или услугу, но и так называемые периферийные факторы, без которых потребитель не будет полностью удовлетворен. Например, туристский продукт – это и проживание в отеле, и экскурсионное обслуживание, и проезд, и многое другое. Гостиничный продукт – услуги в гостинице и ресторане представляют собой продукт, включающий в себя качество обслуживания, питание, окружающую обстановку, дизайн и т.д.

В каждый период времени результатом деятельности фирмы являются: готовая продукция, неготовая продукция – незавершенное производство и продукция, сделанная для себя.

Для характеристики объемов производства внутри предприятия применяют понятия незавершенного производства, полуфабрикатов и готовой продукции.

Незавершенное производство – это предметы труда, переданные в производственное подразделение для обработки и находящиеся в этом подразделении до стадии ее завершения.

Полуфабрикаты – продукты, полностью законченные обработкой в пределах данного производственного подразделения, но предназначенные для последующей обработки в других подразделениях в соответствии с принятой последовательностью технологических процессов в рамках данного предприятия.

Готовые изделия – продукты, полностью законченные обработкой в данном подразделении, признанные годными для использования и соответствующими принятым стандартам, сданные на склад готовой продукции с соответствующим оформлением.

Готовая продукция, предназначенная для продажи, называется товаром. Здесь будет уместным следующее замечание. Очень часто можно слышать устойчивое словосочетание "наши товары и услуги". Это не неверное употребление терминов, поскольку услуга и работа есть продукция, предназначенная для продажи, т.е. товар.

К продукции, сделанной для себя, относится та продукция, которая производится на фирме и потребляется внутри нее. Например, тара для упаковки товарной продукции, некоторые виды вспомогательных материалов или приспособлений.

Товары обладают различными свойствами. Они могут быть материальными (холодильник, туфли) и нематериальными (концерт, туристическая путевка, консультация, лекция); дорогими (корабль, самолет) и дешевыми (семечки). Некоторые продукты недолговечны (мороженое, цветы, газеты, новости), в то время как другие предназначены для длительного использования (дома, машины). Обычно товары делятся на две категории – потребительские и промышленные (индустриальные) товары.

Потребительские товары в свою очередь делятся на три категории: товары массового спроса; товары, выбираемые при покупке; товары со специальными характеристиками.

Товары массового спроса покупаются часто, быстро и, чаще всего, без сравнения с другими товарами (ряд продовольственных товаров, сигареты, газеты, напитки и т.д.). Обычно эти товары являются продуктами краткосрочного пользования.

Товары, выбираемые при покупке, покупатель сравнивает с другими по таким параметрам, как качество, цена, стиль, цвет (одежда, обувь, мебель). Эти товары зачастую не имеют известных товарных знаков. Даже если эти товарные знаки есть, то это не имеет для потребителей особого значения.

Товары со специальными характеристиками – это товары с уникальными данными. Они, как правило, имеют товарный знак и ориентированы на определенные группы покупателей (специальные виды и типы ювелирных украшений, радиоэлектронной аппаратуры, автомобилей, одежды по специальным заказам и т.д.). Покупатель принимает решение о покупке, исходя из наличия известного ему товарного знака или названия фирмы.

Примеры услуг потребительского характера – чтение лекций, консультирование, перевод, редактирование, перепечатка рукописи, изготовление по индивидуальному заказу шкафа, платья, костюма и т.д.

Товары промышленного назначения делятся на три категории: готовые изделия, товары для производственных целей, товары для сферы услуг.

Готовые изделия – это полуфабрикаты, а также продукты, которые могут рассматриваться в качестве законченного продукта или же продукта для производственных целей (краска, лак, радиоприемник для автомобиля, электромотор, дрель).

Товары для производственных целей (изделия, продукты и услуги) используются в производстве других товаров (инструменты, оборудование, станки, программное, информационное обеспечение и т.д.).

Иногда отдельно выделяются товары для сферы услуг. Это товары, предназначенные для применения в сфере управления, коммерческих операций (кассовые аппараты, канцелярское оборудование и пр.).

Примеры услуг промышленного характера – предпродажное и послепродажное обслуживание машин и оборудования, консультация предприятий в области инжиниринга, эккаунтинга, маркетинга, рекламы, финансов.