Революция и реформы (1905-1914)

На волне общественного недовольства стали оформляться политические партии. В отличие от стран Западной Европы, в России партии не столько вырастали из естественно сложившихся социальных групп, объединенных общностью интересов, сколько создавались усилиями интеллигенции, которая представляла здесь самостоятельную общественную силу, стоявшую в оппозиции к самодержавной власти. Кроме того, в России политические партии складывались "слева направо", т.е. от революционных и социалистических партий к либеральным и правым партиям.

Появление и распространение марксизма в России связано с созданием в Швейцарии первой русской марксистской группы. Марксистское учение о коммунизме и социалистической революции распространялось в первую очередь в передовых, индустриально развитых странах со сложившимися политическими структурами правового общества, многочисленным пролетариатом, имеющим опыт классовой борьбы в условиях капитализма. Основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс хотя и интересовались Россией как неким особым случаем, однако не сделали никаких конкретных выводов относительно революционных перспектив страны, где пролетариат был еще очень слабо развит. Согласно марксистской теории, социалистическая революция, совершенная пролетариатом, должна была уничтожить частную собственность как основу эксплуатации и угнетения человека человеком и установить общественную собственность на средства производства.

В 1883 г. эмигранты из народнической группы "Черный передел" Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод и другие перешли на марксистские позиции и основали в Женеве группу "Освобождение труда". В отличие от народников они полагали, что Россия в основном повторит европейский путь, придя к социализму в процессе развития капиталистической экономики и становления индустриального пролетариата.

В России в 90-е гг. XIX в. марксизм нашел теоретическое подкрепление в трудах русских экономистов П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановского, С. Н. Булгакова. Они извлекали из марксистского учения лишь одну теоретическую посылку – неизбежность и прогрессивность капитализма по сравнению с феодально-патриархальным строем, а учение о социалистической революции оставляли в стороне. Их открытые, "легальные" выступления в печати (за что они получили название "легальных марксистов") ничем не подрывали основ самодержавия, но уводили общественную мысль вперед, от вновь и вновь повторявшихся споров об общине к поиску новых путей дальнейшего развития страны. Они внесли немалую лепту в идейную борьбу с народниками, продолжавшими видеть в капитализме источник социального зла, неприемлемый для России.

Большинство же российских марксистов восприняло учение К. Маркса прежде всего как теорию революционной ликвидации существующего строя. Это движение возглавляли В. И. Ленин (Ульянов) и Ю. О. Мартов (Цедербаум), при активном участии которых в Петербурге был создан подпольный "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (1895). В 1898 г. I съезд в Минске провозгласил основание Российской социал-демократической рабочей партии, но вскоре делегаты съезда были арестованы, так и не успев принять программные документы партии.

Важным этапом развития российского социал-демократического движения стало издание с 1900 г. газеты "Искра", главным редактором которой вскоре стал Ленин. На II съезде РСДРП (1903), проходившем в Брюсселе и Лондоне, состоялось действительное основание партии, и были приняты ее программа и устав. Ближайшей политической задачей (программа-минимум) признавалось осуществление буржуазно-демократической революции: введение республики, всеобщих выборов, права наций на самоопределение, 8-часового рабочего дня, возвращение крестьянам земель, отрезанных в 1861 г., и отмена выкупных платежей на землю. Программа-максимум предполагала установление социалистического строя и диктатуры пролетариата.

Острая борьба разгорелась на съезде по организационным вопросам, а именно при обсуждении вопроса о членстве в партии. На первый взгляд, предложенные Лениным и Мартовым формулировки имели небольшую разницу, но от этого зависело, сможет ли немногочисленный российский пролетариат совершить социалистическую революцию под руководством партии нового типа. Ю. О. Мартов предлагал считать членом партии всякого, кто оказывает ей личное содействие, т.е. создать организацию, близкую к западноевропейским партиям парламентского типа. Такая партия стала бы союзом широких кругов людей различных взглядов, способным привлечь возможно большее число рабочих и сочувствующих социалистическому движению.

Ленин предлагал свою формулировку § 1 устава, по которой членство в партии подразумевало обязательное активное участие в работе одной из партийных организаций. Формулировка Ленина означала превращение партии в строго централизованную, дисциплинированную организацию профессионалов, с жесткой структурой, полным подчинением ее членов снизу доверху, своего рода боевую организацию революционеров. Такая организация была бы идеально приспособлена для ведения подпольной политической борьбы с целью подготовки и осуществления революции.

Спор по вопросу о членстве партии шел не только по поводу формулировок – за внешней формой скрывались две противоположные позиции во взглядах на социалистическую революцию. Мартов и поддерживавший его Плеханов полагали, что после демократической революции в России наступит длительный, не менее половины века, этап буржуазного развития, в процессе которого отсталая Россия преобразуется в капиталистическую страну, и будет подготовлен переход к социализму. При голосовании на съезде победила формулировка Мартова, позже измененная сторонниками Ленина. После того как часть поддержавших Мартова покинула съезд, в ходе голосования по выборам в руководящие органы партии его сторонники получили меньшинство, а их политическое направление получило название меньшевизма. В своей политической деятельности меньшевики ориентировались на союз с либералами.

Возражавший им Ленин и его сторонники, получившие название большевиков, на первый план выдвигали конечную цель – социалистический переворот, стремясь максимально его приблизить. В борьбе за социализм они опирались на пролетариат и беднейшее крестьянство, которые должны были осуществить диктатуру пролетариата после захвата власти революционной боевой партией. Окончательное разделение большевиков с меньшевиками и создание большевиками собственного Центрального Комитета произошло на Пражской конференции (1912).

Среди крестьян пользовалась популярностью партия социалистов-революционеров (эсеров), сложившаяся в 1902 г. из остатков революционно-народнических организаций. Ее признанным теоретиком стал В. М. Чернов. Эсеры выступали за ликвидацию самодержавия, установление республиканского строя со всеобщими выборами, широкой автономией народов, областей и общин, передачу земли крестьянам. Таким образом, партия эсеров выражала интересы самого многочисленного российского сословия.

Вслед за народниками эсеры видели в крестьянах главную революционную силу, а в крестьянской общине – ячейку социализма. Путь к новому строю должна была открыть "социализация земли": ликвидация крупных помещичьих владений, передача земли в распоряжение крестьянских земельных комитетов с запретом ее купли-продажи и наемного труда и уравнительное перераспределение земли между работающими на ней. Такая программа была столь же утопична, как и идеи народников, зато встречала активную поддержку в деревне в силу своей доступности и простоты.

Методы борьбы за реализацию своей программы эсеры выбрали те же, что и народники (особенно народовольцы) – индивидуальный террор. Для этой цели внутри партии была создана Боевая организация. Одновременно со складыванием партии начались покушения на высокопоставленных чиновников: в 1901 г. был убит министр просвещения Η. П. Боголепов, в 1902 г. министр внутренних дел Д. С. Сипягин, через год уфимский губернатор Η. М. Богданович, а еще раньше было организовано неудачное покушение на харьковского губернатора И. М. Оболенского. В 1904 г. убит сменивший Сииягина на его посту В. К. Плеве, а в начале 1905 г. от взрыва бомбы, брошенной эсером И. П. Каляевым, погиб московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович – дядя Николая II.

С середины 90-х гг. XIX в. оживилось либеральное движение, в котором можно выделить радикальное и умеренное направления. Российские либералы изначально вышли главным образом из земских кругов и выступали против всесилия царской бюрократии, ее бездеятельности, против косности самодержавия.

В 1899 г. земские либералы объединились в кружок "Беседа", в который вошли около 50 человек, главным образом родовитых дворян: князья Павел и Петр Долгоруковы, князь Д. И. Шаховской, граф А. А. Бобринский, граф П. С. Шереметев. Поначалу их либерализм, имевший славянофильскую окраску, сводился к стремлению вернуть подлинное самодержавие и борьбе лишь с "бюрократическим искажением исторической власти" России. Его сторонники довольствовались созданием консультативного органа, способного лишь "донести глас народа" до царя, не ограничивая самодержавие. Таков был смысл знаменитого адреса земства Московской губернии во время восшествия на престол Николая II. Самым заметным из деятелей этого круга был председатель Московской губернской земской управы Д. Н. Шипов.

В 1902 г. на неофициальном совещании 60 земских деятелей Шипов предложил целую программу реформ: равенство в гражданских правах, развитие всеобщего образования, расширение прав земств, свобода слова, участие всего народа в законодательной деятельности. Программу было решено распространять по всей стране путем организации съездов на местах, которые позволили бы выявить насущные требования сельской промышленности. Более половины участников этих съездов согласились с программой Д. Н. Шипова.

В начале XX в. в русский либерализм вливается новая струя, представленная интеллигенцией, значительная часть которой считала слишком робкими умеренные позиции, занимаемые Шиповым. За последние два десятилетия XIX в. интеллигенция претерпела коренные изменения. Значительно увеличилось в ней число представителей либеральных профессий: преподавателей, служащих земств. Интеллигенция стала "третьей силой", потенциально готовой следовать демократическим лозунгам. Более решительную позицию занимали земцы, выступавшие за конституцию. Их лидером был ветеран земского движения И. И. Петрункевич.

Радикальные либералы сплотились вокруг издававшегося с 1902 г. в Германии журнала "Освобождение", редактором которого был бывший "легальный" марксист П. Б. Струве. В 1904 г. сторонники журнала из числа земских деятелей, экономистов, представителей демократической интеллигенции создали нелегальную политическую организацию "Союз освобождения". Видной фигурой "нового" либерализма стал историк Π. II. Милюков. Среди членов "Союза освобождения" были представители либеральной городской интеллигенции и участники земского движения во главе с И. И. Петрункевичем, Η. Ф. Анненским, Ф . М. Родичевым, Π. П. Долгоруковым, Д. И. Шаховским, ученые-философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др. К задачам, ставившимся "Союзом освобождения", относились установление "свободного демократического правления" (под этим одни понимали республику, другие – конституционную монархию), введение политических свобод, всеобщие выборы, защита "интересов трудящихся масс" и право наций на самоопределение.

Небольшая группа земских деятелей (К. К. Арсеньев, В. И. Вернадский, А. А. Корнилов, Д. И. Шаховской) основала "Союз земцев-конституционалистов". Они сформулировали политическую позицию земского либерального движения: "...если бы лучшие люди земства сплотились в тесную организацию и в тиши теперешнего царствования [ Николая II | подготовили союз со столичной интеллигенцией и с пропагандистами, идущими в народ, это была бы такая сила, которая подорвала бы всякий деспотизм". Осенью 1904 г. в Петербурге состоялся I земский съезд, принявший программу, в которой наряду с основными требованиями либерального движения содержалось требование созыва в России "свободно избранных представителей народа", т.е. созыва национального собрания, органа, абсолютно несовместимого с самодержавием.