Рецептивно-эстетические принципы
Математик Шарль Анри считал необходимым создать точный универсальный, математический ключ и к восприятию, и к созиданию произведений искусства. Дега утверждал, что одна линия может сказать больше, чем целая книга. Гоген полагал, что живопись должна "заставить человека мыслить" (Ревалд Дж. История импрессионизма. М., 1959. С. 371).
Метод и его особенности.
Импрессионизм - мастерское владение цветом, светотенью, умение передать пестроту, многокрасочность жизни, радость бытия, зафиксировать мимолетные моменты освещенности и общего состояния окружающего изменчивого мира, передать пленэр (игру света и теней вокруг человека и вещей, воздушную среду, природное, натуральное освещение, придающее естественный вид изображаемому предмету).
Импрессионизм несет первичные чувственные ощущения. Художники стремятся передать свечение предметов, прозрачность, чистоту и текучесть воздуха, напоенного светом. Художественное открытие пленэра принадлежит кисти Клода Моне, Камила Писсарро, Альфреда Сислея. Они писали свои картины не в мастерской, а на открытом воздухе. В связи с этим Моне признавался: "...У меня никогда не было мастерской, и я не понимаю, как можно запираться в комнате. Это годится для рисования; для живописи - нет" (Kjioô Моне. La Vie Moderne. 12 июня 1880 г.). Благодаря творчеству на воздухе и установке на адекватную передачу впечатления от реальности на полотнах импрессионистов возникал эффект сверкающего и вибрирующего солнечного света, богатства красок природы, растворения четких очертаний предметов в воздушной среде. Художник-импрессионист воспроизводит не только предметы, но и окружающие их атмосферу, мерцание, феерию света. Палитра импрессионистов - чистые цвета солнечного спектра вместо смеси цветов.
Импрессионисты стремились передать изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникнуть внутрь всего этого мерцания и трепета. Импрессионисты отказались от традиционного понимания композиции и писали портреты, пейзажи или жанровые сценки, выхватывая из жизни порою случайное, но всегда характерное.
Французский автор книги об импрессионистах Е. Дюранти отмечает, что важная особенность импрессионизма заключена в "тонкости зрения", в открытии солнца, которое "обесцвечивает тона и, будучи отраженным, в силу слепящей яркости, все сводит к светящемуся единому целому..." (Duranty Е. La nouvelle peinture. Paris,
1946, P. 39). На эту же особенность импрессионизма обращает внимание и другой французский автор Ж. Лафорг. Он считает, что художник-импрессионист обладает "естественным" глазом, не хранящим память о накопленных музеями картинах и установившихся правилах рисунка, перспективы, колорита. Он выходит к природе, на открытый воздух. Главный принцип импрессионизма: "Видеть естественно и безыскусно рисовать так, как видится" (Laforgue J. Melanges posthumes. Paris, 1903. P. 134). Лафорг излишне категорично отрицает значение традиций предшественников для импрессионистов, но верно противопоставляет "глаз импрессионистический глазу академическому". Предпочтение отдается импрессионисту, потому что он улавливает естественную вибрацию цветов, взаимодействие их оттенков и нюансов. Картины импрессионистов стремятся передать то, что невыразимо в словах; они родственны не словам и литературе, а мелодичным звукам и музыке, это сонаты и симфонии в красках. На картинах импрессионистов Лафорг видит "множество маленьких подвижных мазков", а жизнь предстает живой и изменчивой, ибо "изменчивость и есть жизнь". Объект и субъект, по Лафоргу, "бесповоротно подвижны", неуловимы.
Российский историк искусства Б. Виппер отмечает три другие особенности импрессионизма.
Во-первых, импрессионизм был построен главным образом на негативных предпосылках, его программа состояла почти исключительно из отрицаний - импрессионисты отрицали ОГЛАВЛЕНИЕ, сюжет, предмет, материю, пространство... Во-вторых, целью импрессионистов был синтез - сгущенный экстракт оптического восприятия, а их средством - анализ, разложение красок на составные элементы, разложение видимого мира на мозаику красочных пятен. В-третьих, наконец, пренебрегая объективной действительностью во имя субъективного восприятия, импрессионисты тем нс менее сильнейшим образом зависели от объективной внешней натуры... В результате этих роковых ошибок и получалось, что чем последовательнее были импрессионисты в своих методах, тем они дальше отходили от осуществления своих основных целей - беспристрастия и динамики в изображении видимости... (Виппер Б. Клод Моне. С. 29).
О роли интуиции в художественном творчестве О. Роден, выражая позицию импрессионистов, сказал, что в искусстве все получается путем безропотного подчинения бессознательному. Эта тенденция господства бессознательного в акте художественного творчества достигнет высшего своего развития в XX в. в сюрреализме, проповедовавшем "отключение разума" как принцип художественного творчества.
Важная особенность импрессионистов - продолжение принципов натуралистического отношения к действительности. Так, Ренуар утверждал, что следует копировать одну природу.