Лекция 15. РЕСУРСЫ ЗНАНИЙ
Знания – это совокупность сведений в различных областях. Знаменитый английский ученый средневековья Роджер Бэкон (1214–1294), доказывая, что знания увеличивают власть человека над природой и приносят ему практическую пользу, высказал мысль: "знание – сила".
Тысячи лет человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка, производительность труда одних поколений мало отличались от быта, уровня жизни и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло весьма медленно, темпы экономического роста были мало ощутимы. По расчетам британского историка экономики Ангуса Мэддисона (1926–2010), среднегодовые темпы экономического роста в расчете на душу населения в 1–1000 гг. были равны нулю, а в 1000–1500 гг. составляли 0,05%. Поэтому уровень экономического развития Московского царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до этого (ВВП в расчете на душу населения в ценах 1990 г. составлял 499 долл. СП1Л в 1500 г. против 400 долл. в 1000 г.). Но если сравнить это с современным уровнем экономического развития России (4626 долл. на душу населения в 2001 г. в ценах 1990 г., по данным Мэддисона), то разница будет огромной, и прежде всего за счет быстрого экономического роста в XIX и XX вв. несмотря на продолжавшиеся войны, социальные потрясения и экономические кризисы.
Что же так ускорило экономический рост России и других стран в последние века? Это прежде всего знания. Не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс, знания стали не менее, если не более важным фактором, чем остальные экономические ресурсы. Так, Всемирный экономический форум относит к третьей, инновационной стадии развития (см. 6.1) те национальные экономики, у которых рост не менее чем на 30% обеспечивается инновациями, т.е. реализованными новыми знаниями.
Однако возрастающее значение знаний как экономического ресурса пока недостаточно осмыслено экономической теорией. Ведущей признается гипотеза экономики знаний (базируется на знаниях экономики, инновационной экономики). Она построена на идее, что для инновационной стадии развития характерны не только большие накопленные и быстро возрастающие ресурсы знаний, но и то, что они модифицируют механизм функционирования экономики и она становится экономикой знаний. Подобная экономика базируется в основном на производстве и потреблении специфического продукта – знаний. А специфика знаний как продукта, согласно указанной гипотезе, состоит в следующем:
• для производства знаний не требуется большого количества природных ресурсов, а часто и капитала. Поэтому у экономики знаний меньше зависимость от природных ресурсов и капитала и больше – от человеческого капитала;
• знания весьма мобильны и к тому же являются преимущественно общественным благом, а поэтому доступны многим. Отсюда экономика знаний меньше зависит от четкости соблюдения прав собственности;
• в отличие от остальных продуктов рост использования знаний не ведет к их убывающей отдаче, к тому же у знаний нет перепроизводства. Это сглаживает присущую рыночной экономике цикличность (см. гл. 3 учебника "Макроэкономика"). Однако пока что это только гипотеза.
Для исследования знаний как ресурса можно использовать следующую методологическую схему: знания открываются прежде всего наукой, распространяются по каналам информации, усваиваются в основном через образование, реализуются через инновации. Составные части этой схемы можно рассматривать в качестве компонентов знаний как ресурса, а экономику знаний – как экономику, которая активно реализует эти компоненты знаний.
Всемирный банк для оценки уровня знаний в стране разработал индекс знаний (knowledge index), представляющий собой среднеарифметическую величину трех сложносоставных субиндексов: а) сложившейся в стране инновационной системы (на основе оценки внешней торговли правами интеллектуальной собственности, масштабов регистрации патентов, количества публикаций в научных журналах); б) образования и опыта населения в деле создания, распространения и использования знаний (через оценку уровня грамотности, охвата населения средним и послешкольным образованием); в) развития в стране информационно-коммуникационных технологий (на базе оценки распространения телефонов, компьютеров и Интернета).
При добавлении к этим трем субиндексам еще одного – благоприятности экономического и институционального режима страны для эффективного использования имеющихся и новых знаний и процветания в ней предпринимательства (составляется на базе оценки тарифных и нетарифных барьеров для импорта, качества госуправления и "правления закона") – получаем индекс экономики знаний (knowledge economy index). Максимальная величина индексов и субиндексов составляет 10 баллов (табл. 15.1).
Таблица 15.1
Индекс экономики знаний и индекс знаний, баллы
Страна |
Индекс |
Субиндекс |
||||
экономики знаний |
знаний |
благоприятности экономического и институционального режима |
инноваций |
образования |
информационно-коммуникационных технологий |
|
США |
8,77 |
8,89 |
8,41 |
9,46 |
8,70 |
8,51 |
Германия |
8,90 |
8,83 |
9,10 |
9,11 |
8,20 |
9,17 |
Япония |
8,28 |
8,53 |
7,05 |
9,08 |
8,43 |
8,07 |
Китай |
4,37 |
4,57 |
3,79 |
5,99 |
3.93 |
3,79 |
Индия |
3,00 |
2,89 |
3,57 |
4,50 |
2,26 |
1,90 |
Бразилия |
5,58 |
6,05 |
4,17 |
6,31 |
5,61 |
6,24 |
ЮАР |
5,21 |
5,11 |
5,49 |
6,89 |
4,87 |
3,38 |
Россия |
5,78 |
6,96 |
2,23 |
6,93 |
6,79 |
7,16 |
Источник: go.worldbank.org/JGАО5ХЕ940
Из таблицы видно, что Россия по сравнению с другими странами БРИКС имеет неплохие субиндексы, характеризующие разные компоненты знаний, однако ее субиндекс экономического и институционального режимов для использования этих знаний низок. Поэтому наша страна оценивается Всемирным банком как страна с хорошими ресурсами знаний, но с малоразвитой экономикой знаний. Этому мешает сам характер национальной экономической модели – в России это олигархический государственный капитализм с его союзом коррумпированной бюрократии и олигархов-монополистов, который во многом ориентирован на экономический рост за счет ренты, а не инноваций.