Лекция 11. Реструктуризация и реорганизация как основа реформирования и финансового оздоровления компании
В результате изучения данной главы читатель должен:
знать
• основные подходы к соотношению понятий "антикризисное управление", "финансовое оздоровление", "реструктуризация", "реформирование";
• варианты проведения реорганизации компаний в соответствии с российским законодательством;
• различия между отдельными тинами реструктуризации;
уметь
• определять возможный круг мер оперативной и стратегической реструктуризации для финансового оздоровления конкретной компании;
• оценивать условия и последствия принимаемых решений по реструктуризации;
• моделировать бизнес-процессы и проводить реорганизацию;
владеть
• инструментарием разработки программы финансового оздоровления компании;
• технологиями проведения реструктуризации активов, капитала, финансово-экономической деятельности и управления;
• методами оценки рисков, связанных с проведением реструктуризации.
Реструктуризация в системе восстановления бизнеса
О чем пойдет речь
• Что такое реструктуризация?
• Как формируется базовая модель реструктуризации?
• Какие формы реструктуризации существуют?
• Какие меры предполагает оперативная реструктуризация?
• Как проводится реструктуризация задолженности?
• Как разработать систему мер для стратегической реструктуризации?
• Как проводить реструктуризацию компании на основе реинжиниринга бизнес-процессов?
• Каковы основные риски, связанные с проведением реструктуризации?
• Каковы критерии оценки успеха реструктуризации и финансового оздоровления?
Что такое реструктуризация?
Многочисленные вызовы внешней среды, необходимость реагирования на внутренние проблемы компании сделали востребованным такой механизм финансового оздоровления как реструктуризация. Первые исследования, обобщающие практический опыт реструктуризации западных корпораций, начали появляться в 70-х гг. XX в. В России предприятия столкнулись с необходимостью реструктуризации при переходе к рыночной экономике, когда новые условия хозяйствования потребовали коренных преобразований.
Термин "реструктуризация" в России и по сей день трактуется неоднозначно: часто отождествляется с понятием "реформирование". Это объясняется единством цели обоих процессов – приведение бизнеса (т.е. отдельной компании или структуры холдингового типа) в соответствие с изменениями внешней и внутренней среды. Однако понятие "реформирование" шире, чем "реструктуризация". Реструктуризация – это, в первую очередь, целенаправленное изменение структуры бизнеса. Однако процесс реструктуризации часто сопровождается преобразованием основных систем или всей системы функционирования бизнеса, т.е. реформированием. Таким образом, реструктуризацию можно рассматривать в узком смысле – только как изменение структуры, и в широком – как реформирование.
Термин "реструктуризация" обычно определяется через два аспекта:
• перечень подсистем предприятия, подлежащих преобразованию;
• конечные цели, постановка которых связана с конкретными причинами преобразований.
Относительно первого аспекта содержания реструктуризации большинство российских ученых сходятся во мнении о комплекс ном, системном характере преобразований, которые затрагивают все аспекты деятельности фирмы – организационные, производственные, финансовые, управленческие. Это означает, что в процессе реструктуризации изменению в той или иной степени подвергаются определенные элементы основных подсистем предприятия:
• организационно-управленческая подсистема, которая включает организационно-правовую форму, структуру собственности, масштаб бизнеса, тип организационной структуры, формирование команды руководителей и др.;
• финансово-экономическая подсистема, объединяющая принятые в компании механизмы планирования, анализа, учета и контроля, управления основным и оборотным капиталом, обязательствами и денежными потоками бизнеса, проведения маркетинга в целях реализации общей стратегии его развития;
• производственно-техническая подсистема, охватывающая разнообразные аспекты операционной и инвестиционной деятельности фирмы: тип производства, обеспеченность ресурсами, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), уровень технологического оснащения, профессиональной подготовки кадров;
• социальная подсистема, определяющая процесс взаимодействия различных групп внутри трудового коллектива и управления персоналом на основе создания социальной инфраструктуры, налаживания коммуникативных связей.
Условия, вынуждающие предприятие начать реструктуризацию, часто связаны с целесообразностью финансового оздоровления. Однако многие авторы, подчеркивая институциональную, кадровую составляющие реструктуризации, справедливо указывают, что она может оказывать на финансовые результаты ближайших периодов лишь опосредованное влияние. В данном случае реструктуризация обычно нацелена на "принципиальное улучшение управления, повышение эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению", что указывает на рассмотрение реструктуризации как механизма повышения эффективности работы компании вне взаимосвязи с кризисом, как "общеукрепляющего средства".
Согласно другому подходу, реструктуризация рассматривается лишь как часть программы финансового оздоровления и понимается как обновление структуры производства, основных фондов, методов хозяйствования и управления денежными потоками, позволяющая организации предотвратить или преодолеть финансовый кризис, восстановить или повысить финансовую устойчивость и платежеспособность.
В данном учебнике мы исходим из того, что сама по себе реструктуризация не всегда связана с кризисным положением организации, тогда как финансовое оздоровление проблемной компании без проведения реструктуризации, как правило, невозможно.