Республиканский период истории Рима и развития римской архитектуры
Между V в. до н.э. и 30 г. до н.э. происходит становление Рима как великой мировой державы и наступает второй период его истории, который по времени соответствует классическому и эллинистическому периодам Древней Греции. В этот период происходят формирование архитектурных типов культовых сооружений, градостроительной и планировочной структуры римских поселений, композиционных приемов развития архитектуры, а также развитие и дальнейшее совершенствование ордерной системы. И если первый этап республиканского периода развития Рима в основном был ознаменован борьбой с внутренними и внешними врагами, то после победы Рима над Карфагеном в трех Пунических войнах (264–146 гг. до н.э.) он превращается в великую державу. От этого периода дошло не так много сооружений. Наиболее хорошо сохранившиеся – круглый перипторный храм (моноптер) богини Весты (Сивиллы) в Тиволи (рис. 4.14) и светское здание зала заседаний Сената на римском форуме (рис. IV.6).
Рис. 4.14. Храм Сивиллы в Тиволи (гравюра Д. Б. Пиранези, 1761 г.)
Римляне стояли на более низкой ступени развития, чем греки, но их заслуга была в том, что они творчески и рационально использовали богатое наследство этрусской и греческой строительной культуры. Помимо этого римляне были более патриархальны, нежели подверженные изысканной извращенности греки, поэтому архитектура Рима республиканского периода более функциональна и менее изыскана, нежели греческая архитектура эллинистического мира. Римляне как более рациональная нация изменяют и основные направления развития архитектурного творчества. Если в основе греческой архитектуры находится храм как место религиозных церемоний и общественных собраний, то в римской архитектуре господствует тип гражданской архитектуры или сложных инженерных сооружений.
Так, например, к специфическим римским сооружениям можно отнести наземные арочные акведуки (водопроводные системы), термы (бани, соединенные с комплексами общественных зданий), цирки, форумы, триумфальные арки и колонны, овальные амфитеатры (сдвоенные театры), а также широко развитую дорожную сеть. Надо отметить, что в этот период происходит изменение планировочных и пространственных элементов развития архитектуры и появляются новые конструктивные системы. Простая этрусская и греческая конструктивная система опор и балок становится недостаточной для реализации больших архитектурных проектов в Римской державе. Впервые римляне начинают создавать свободные от внутренних опор монументальные пространства.
Римские архитекторы, конечно же, использовали этрусский опыт возведения сводов одновременно с греческими ордерными системами, но они приспосабливают этот опыт к своим художественным задачам. Например, при использовании сводчатых конструкций больших пролетов возникают серьезные нагрузки на опоры, поэтому в римских сооружениях этого периода данные проблемы решаются путем переноса опорной части с колонны на стены. В результате ордерная система древних римлян носит в основном эстетический декоративный характер.
Римляне смогли внести новшества и в систему сводов. При перекрытии больших пролетов свод мог создаваться в форме кирпичного каркаса, промежутки между которым заполнялись литой кладкой (эмпектон). В Риме широко применялся цилиндрический свод, который полностью переносил возникающие усилие и давление на толстые стены. Помимо цилиндрических сводов применялись и крестовые своды (трулло, рис. 4.15). Крестовый свод возникал тогда, когда пересекались два полуцилиндра, в этом случае усилия передаются на четыре опоры по углам, а не на всю стену, окружающую внутреннее пространство. Заслугой римлян явилось то, что они научились перекрывать большие пространства системой нескольких крестовых сводов.
Рис. 4.15. Римский крестовый свод (трулло)
Помимо этого римские архитекторы и строители научились создавать огромные купольные своды над центричным и многоугольном в плане пространством (рис. 4.16). В эпоху республики большинство построек в Римской державе создавалось из обожженного кирпича, который был заимствован из Азии. Благодаря этому легкому материалу можно было выполнять арки и своды различной формы. Арки обычно завершались антаблементом. Аркады имели полуциркульную форму или форму дуги менее чем полуокружность. В итоге из соединения арочной и ордерной систем родилась особая типичная римская архитектура, для которой характерны размах и колоссальный масштаб. Устойчивость арок и сводов обеспечивалась планировочными приемами. Так, например, для погашения горизонтального распора арки опирались на массивные стены, которые получили позднее название контрфорсов. Арочные мосты и акведуки своими концевыми пролетами могли опираться на наклонные стены ущелья или в наклонные берега рек. В оболочку свода римляне могли вводить каркасные арки, которые облегчали всю конструкцию.
Рис. 4.16. Римский кирпичный купольный свод
Основным материалом для крупных сооружений являлась литая кладка, которая являлась синтезом мелкого гравия и раствора. Раствор из извести и песка был известен еще персам, а в Европе стал использоваться римлянами. Они добавляли в него цементирующие добавки вулканического пепла (пуццолана). В результате получилась так называемая литая кладка – бутобетон, которую мы теперь именуем бетоном.
Однако римская архитектура знала и интересные инженерные сооружения, выполненные из деревянных конструкций.
Выдающийся римский архитектор и историк архитектуры, военный инженер Витрувий, автор знаменитого учебника по архитектуре "Десять книг об архитектуре", описывает интересные деревянные сооружения позднереспубликанского периода развития Римского государства. В настоящее время мы располагаем их описаниями, по сами сооружения, конечно же, не дошли до нашего времени. В числе этих сооружений, описанных Витрувием, – укрепления римских военных лагерей и деревянные сторожевые башни, строившиеся но границам римского государства.
Еще одним автором позднереспубликанского периода, который описывает сооружение деревянных мостов, является Юлий Цезарь, который в главе 7 книги 4 своего труда "Галльская война" описывает сооружение деревянного моста через Рейн недалеко от города Кобленца на территории Германии. Длина этого сооружения была около 400 м, а возведен он был всего за 10 дней. Подлинные чертежи моста до нас не дошли, но в XVI в. выдающийся итальянский архитектор Андреа Палладио выполнил эскиз этих чертежей, сохранившийся до нашего времени (рис. 4.17). Мост был построен следующим образом (рис. 4.18): деревянные сваи квадратного сечения (сторона квадрата 450 мм) были опущены в реку с плотов и забиты в речное дно посредством копра, который использовал силу падающей тяжелой "бабы". Сваи забивались с шагом в 12 м. Между каждой парой свай укладывалась поперечная балка, а на них – пролетное строение длиной 12 м. Витрувий, у которого также сохранилось описание этого сооружения, пишет о том, что деревянный настил моста делался из зимних дубовых досок с целью предотвращения коробления и коррозии. Затем этот настил покрывался циновками и соломой, чтобы защитить от повреждения известью, а затем сверху клался верхний слой из смеси извести, мелкого щебня и битой черепицы.
Рис. 4.17. Мост через Рейн (рис. А. Палладио)
Рис. 4.18. Строительство моста через Рейн (реконструкция)
Еще одним интересным сооружением, построенным, однако, уже в эпоху Римской империи, был знаменитый Апполодоров мост (по имени архитектора Апполодора) через Дунай в провинции Дакия. О его размерах и внешнем виде можно судить по иллюстрации, которая сохранилась выбитой на каменных плитах основания знаменитой колонны императора Марка Ульпия Траяна в Риме. Можно распознать каменные опоры моста и деревянные конструкции настила с раскосами.
Помимо строительства, дерево применялось римлянами для устройства стропил, причем римские архитекторы имели представление о системах ферм с затяжкой, которые состояли из двух стропильных ног, схваченных на концах связью из бронзы. Для изготовления конструкций ферм в качестве металла применялась бронза. Плоские кровли римских жилых и общественных зданий делались из черепицы, листовой меди, иногда из свинца или мрамора (согласно греческой традиции). Жилые дома этого периода были заимствованы римлянами от этрусков, и только во II в. до н.э. окончательно формируется атриумно-перистильный тип городского дома, который был изолирован от улицы. При этом функционально атриум и окружающие его комнаты составляли так называемую приемную часть дома, а вокруг внутреннего перистильного дворика, по греческой традиции, располагались жилые помещения интимной части дома. Такой тип дома получил в Риме этрусское наименование домус (дом) (рис. 4.19).
Рис. 4.19. Атриумно-перистильный тип дома
Позднее, в конце республиканского периода (I в. до н.э.), когда Рим становится центром огромного государства, появляются два новых типа жилых построек. Прежде всего это тип загородного дома-виллы (рис. IV.7), так называемый атриумно-террасный тип дома, принадлежавшего патрициям, богатым откупщикам или зажиточным плебеям, и совершенно новый тип жилого муниципального дома – многоэтажный (до 7–8 этажей) и многоквартирный дом коридорного типа – инсула, сдаваемая внаем. По сути, именно в Риме рождается понятие многоквартирного и многоэтажного жилищного строительства и появляется целая индустрия такого строительства. Первые этажи многоэтажных домов (инсул), так же как и сейчас, отдавались внаем торговым помещениям и мастерским ремесленников. Типовые квартиры последующих этажей имели разные размеры и разную степень благоустройства (рис. IV.8). Особенно много частных домов-домусов сохранилось в небольших городах, например в Геркулануме, Пестуме, Помпеях. Еще в XVIII в. во время раскопок на месте разрушенных землетрясением городов Помпеи и Геркуланума были обнаружены хорошо сохранившиеся стенные росписи атриумно-перистильных домов. В этих росписях хорошо прослеживается традиция древнегреческого искусства. Это не удивительно, так как города Пестум, Помпеи и Геркуланум были основаны на юге Италии греческими колонистами. Внутреннее убранство домов римской знати обычно поражало своей пышностью. Степы облицовывались мрамором, полы украшались мозаикой, своды штукатурились. Стены расписывались либо фресками, либо горячим способом – горячими восковыми красками по сырой штукатурке (энкаустика).