Решающие правила
В процессе реального управления организацией менеджер сталкивается с рядом проблем, которые должны быть решены в процессе деятельности организации. Проблемы определяются стратегическими и тактическими целями организации, состоянием внешней и внутренней среды, необходимыми и имеющимися в наличии ресурсами, конкретными значениями неуправляемых и управляемых параметров, ходом самого процесса управления.
В процессе управления вырабатываются альтернативные варианты решений, образующие пространство возможных решений.
Основная задача управленца — определение для каждой проблемы альтернативного варианта решения, позволяющего в соответствии с целями организации ее решить. Для нахождения наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения для конкретной проблемы применяются решающие правила, на основании которых сравнивается и выбирается наилучший из альтернативных вариантов.
Решающие правила позволяют как при одноцелевом, так и многоцелевом подходах дать соответственно одно- или многокритериальную оценку сравниваемым вариантам решений. К числу наиболее распространенных решающих правил можно отнести:
• метод "свертки" — рассчитываются значения единого комплексного критерия для каждого альтернативного варианта решения;
• принцип Парето — сопоставляются оценки альтернативных вариантов решений но нескольким критериям и отбрасываются "доминируемые" решения;
• лексикографический выбор — выбор осуществляется сначала по наиболее важным, а затем по менее важным критериям;
• правило максимина — используется при игровом подходе и реализует стратегию гарантированного результата; выбирается вариант, дающий максимальный эффект при наименее благоприятных действиях противника, и др.
Наибольшее распространение получили решающие правила, основанные на функции полезности альтернативного варианта решения.
Для организации важны механизм управления процессом решения проблем и исполнительный механизм реализации решений.
Этапы решения проблем
С точки зрения эффективной адаптации организации к реальным условиям функционирования значительная роль принадлежит системе управления процессом решения проблем и, следовательно, процессом принятия решений.
Рассмотрим подробнее механизм управления процессом решения проблем в организации. К функциям управления процессом решения проблем организации относятся:
— предвидение проблем;
— выявление проблем;
— диагностика;
— систематизация и классификация проблем;
— выработка альтернативных вариантов решений;
— выбор наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения (собственно принятие решения);
— реализация принятых решений;
— контроль за реализацией решений.
Предвидение проблем предполагает анализ тенденций изменения внешней и внутренней среды организации, результатов деятельности организации, уже достигнутых и достижение которых только ожидается.
Большое внимание при этом должно уделяться анализу слабых и сильных сторон, возможным опасностям и перспективам, которые ожидают организацию в будущем. Такой анализ обязателен при разработке проектов и перспективных планов и программ развития организации, широко используется при планировании, называется SWOT-анализом.
Для более четкого представления проблем, с которыми придется с большой вероятностью столкнуться организации в будущем, требуется аппарат прогнозирования и, прежде всего, экспертного. Полезна разработка наиболее вероятных сценариев развития организации, а также внешних и внутренних условий ее функционирования.
Проблемы, возникновение которых ожидается, целесообразно ранжировать по значимости, обращая, в первую очередь, внимание на наиболее важные, способные существенно повлиять на работу организации.
К числу внешних могут быть отнесены проблемы, возникающие в связи с развитием международного сотрудничества, изменением ситуации на рынке ценных бумаг, инвестиционной или налоговой политики, введением новых таможенных пошлин, появлением новых технологий изготовления продукции или резким изменением ситуации на рынках сбыта, которые необходимо предвидеть и максимально адаптироваться к ним.
В число внутренних проблем входят проблемы обеспечения функциональных подразделений необходимыми ресурсами, организации эффективного взаимодействия функциональных подразделений, достижения желательного уровня рентабельности производства и т.д.
Выявление проблем предполагает тщательный анализ текущей деятельности организации. Этот анализ может проводиться как пассивными, так и активными методами.
Активные методы включают в себя методы, связанные с анализом поступающей в организацию информации или информации, непосредственно относящейся к области ее функционирования, исходящей из внешних источников. В частности, они могут быть получены из специальных аналитических обзоров, прессы, банков данных и т.д.
К числу активных методов выявления проблем относятся, прежде всего, методы, связанные с использованием опыта и знаний экспертов, специально собранной информации, целенаправленно проведенного исследования.
Выявленные проблемы так же, как и на этапе прогнозирования, должны быть ранжированы по важности. Среди них должны быть отобраны тс, которые представляют наибольшую опасность либо открывают принципиально новые возможности для развития организации.
После того как проблема выявлена, она должна быть диагностирована с целью определения ее характера и специфики. Целесообразно создание банков данных, в которых выявленные проблемы могут быть зарегистрированы. В таких банках данных может также храниться информация о решениях, принятых в связи возникшими проблемами, об исполнителях, которым поручен конкретный объем работ по устранению выявленных проблем, о ходе реализации принятых решений.
Далее будут детально обсуждены диагностика проблем, их систематизация и классификация, выработка альтернативных вариантов решений, выбор наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения, реализация и контроль за реализацией решений.