Реорганизация, ликвидация и прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства
Согласно и. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация – это один из способов образования новых и прекращения действующих юридических лиц. Поэтому реорганизация КФХ может быть осуществлена только в случае, если данное хозяйство является юридическим лицом. По нашему мнению, создание КФХ как юридического лица на основе действующего КФХ, не являющегося юридическим лицом, можно условно считать реорганизацией последнего в форме преобразования.
В отличие от реорганизации ликвидация крестьянского (фермерского) хозяйства представляет собой прекращение деятельности фермерского хозяйства без перехода прав и обязанностей к другим лицам. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство прекращается: в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства; в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства; в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства; в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества; на основании решения суда. Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам ГК РФ, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.
Следует отметить, что действующее законодательство позволяет фермерскому хозяйству, не имеющему статуса юридического лица, прекратить свою деятельность вне зависимости от наличия неисполненных обязательств, поскольку ликвидация такого хозяйства осуществляется в порядке, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей, т.е. в заявительном порядке. При этом для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении фермерского хозяйства необходимо представить только заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений, предусмотренных законодательством (подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"), и решение членов о ликвидации хозяйства (ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Важно подчеркнуть, что, во-первых, если документ о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений не представлен заявителем, то указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ. Во-вторых, законодательство РФ не устанавливает, что документ о представлении в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета, форма которого также законодательно не установлена, выдается территориальным органом Пенсионного фонда РФ при условии погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
На КФХ, являющееся юридическим лицом, распространяются нормы ст. 61 ГК РФ, в которой перечислены условия ликвидации юридического лица. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.