Реорганизация кредитных организаций
Реорганизация кредитной организации может быть проведена по решению собрания учредителей (участников) кредитной организации.
В случаях, предусмотренных Законом о банкротстве кредитных организаций (ст. 32), реорганизация может проводиться по требованию Банка России. Это может быть осуществлено в целях предупреждения банкротства кредитной организации.
Вместе с тем может возникнуть ситуация, когда Банк России вправе запретить реорганизацию кредитной организации по основаниям ст. 74 Закона о Банке России. Он имеет право ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные Законом о банкротстве кредитных организаций.
При реорганизации кредитных организаций с созданием новой кредитной организации (кредитных организаций) Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.
Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации, представляются в территориальное учреждение Банка России в течение одного месяца со дня принятия решения о реорганизации кредитной организации, если иное не установлено нормативными актами Банка России.
Особенности реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения устанавливаются нормативными актами Банка России.
В случае принятия решения о реорганизации кредитной организации, она обязана разместить информацию об этом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Причем кредитная организация должна это сделать не позднее 30 дней, со дня принятия решения о своей реорганизации.
Она должна уведомить об этом решении своих кредиторов одним из следующих способов:
1) направив каждому кредитору письменное уведомление (почтовым отправлением с уведомлением о вручении) и опубликовав в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении;
2) опубликовав сообщения о принятом решении в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, а также в одном из печатных изданий, предназначенных для опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположен филиал (филиалы) этой кредитной организации.
В уведомлении указывается:
1) о форме реорганизации, порядке и сроке ее проведения;
2) в случае реорганизации в форме слияния и преобразования – о предполагаемой организационно-правовой форме, предполагаемом месте нахождения создаваемой в результате реорганизации кредитной организации и о перечне банковских операций, которые она предполагает осуществлять;
3) в случае реорганизации в форме присоединения – об организационно-правовой форме, о месте нахождения кредитной организации, к которой осуществляется присоединение, и о перечне банковских операций, которые осуществляет и предполагает осуществлять такая кредитная организация;
4) о печатном издании, в котором будет опубликовываться информация о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансовохозяйственную деятельность кредитной организации.
Общее собрание акционеров (участников) или совет директоров (если это возможно по уставу кредитной организации) определяет порядок уведомления кредиторов о принятом решении и доводит его до сведения кредиторов путем размещения соответствующей информации в местах, доступных для них в кредитной организации и во всех ее подразделениях.
По требованию заинтересованного лица ему предоставляется копия решения о реорганизации кредитной организации. При этом плата за предоставление копии указанного решения нс может превышать затраты на ее изготовление.
Для проведения государственной регистрации кредитной организации, созданной в результате реорганизации, и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности реорганизованных кредитных организаций требуется представить доказательство уведомления кредиторов в порядке, установленном ст. 23.5 Закона о банках.
Закон о банках предусмотрел гарантии нрав кредиторов реорганизуемой кредитной организации. Если происходит ее реорганизация, то кредитор – физическое лицо вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения убытков, если такое обязательство возникло до даты:
1) получения им письменного уведомления (в случае использования способа уведомления кредиторов, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 23.5 Закона о банках);
2) опубликования кредитной организацией в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении, о реорганизации кредитной организации (в случае использования способа уведомления кредиторов, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 23.5 Закона о банках).
Мы видим, что кредитная организация может избрать не первый способ уведомления кредитора, а второй. И тогда те кредиторы – физические лица, которые могли бы предъявить свои требования к кредитной организации, смогут это сделать, если они регулярно читают печатные издания, предназначенные для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц. Невозможно представить, во-первых, чтобы многие этим занимались, во-вторых, чтобы чуть ли не каждый гражданин знал ст. 23.5 Закона о банках, а, в-третьих, чтобы во время заключения договора с банком потенциальный кредитор был на всякий случай ознакомлен с требованиями этой статьи. А вот предположить, что если клиента при заключении с ним договора станут на всякий случай знакомить со ст. 23.5 Закона о банках и посоветуют чаще читать "Вестник государственной регистрации", чтобы не пропустить возможную публикацию о реорганизации банка, то такой клиент пойдет в другой банк, можно легко.
В общем, получается, что Закон о банках исходит из презумпции знания гражданами данных норм. Банкам такой вариант выгоден. Если выбрать такой способ, то не придется заниматься почтовыми отправлениями и увеличивать число граждан, которые станут предъявлять свои требования к банку. Здесь, кстати, можно вспомнить материал гл. 2 учебника – о принципах банковского права.
В ст. 23.5 Закона о банках кредитор кредитной организации – юридическое лицо в связи с реорганизацией кредитной организации вправе потребовать досрочного исполнения или прекращения соответствующего обязательства и возмещения убытков, если такое право требования предоставлено юридическому лицу в соответствии с условиями заключенного с кредитной организацией договора.
Условия договора в данном случае важны, и этим отличается правовое регулирование этого вопроса для юридических лиц, от аналогичных ситуаций для физических лиц. Так, в одном случае, когда организация предъявила иск к банку, то ВАС РФ в своем решении указал: "Так как соответствующего договора с банком, условиями которого предусматривалось бы право истца требовать досрочного исполнения вексельного обязательства банком в случае реорганизации последнего, истцом не представлено, суды апелляционной и кассационной инстанций признали исковое требование не подлежащим удовлетворению"[1].
Сроки предъявления требований кредиторов к кредитным организациям
Указанные выше требования направляются кредиторами кредитной организации в письменной форме в течение 30 дней с даты получения кредитором уведомления либо в течение 30 дней с даты опубликования кредитной организацией в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении о реорганизации кредитной организации.
Кредитная организация с даты принятия решения о реорганизации кредитной организации и до даты ее завершения обязана раскрывать информацию о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации. Под такими фактами (событиями, действиями) для целей Закона о банках понимаются:
1) реорганизация кредитной организации, ее дочерних и зависимых обществ;
2) наступление фактов, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов кредитной организации более чем на 10%, фактов, повлекших разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков кредитной организации более чем на 10%, совершение кредитной организацией разовых сделок, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10% и более активов кредитной организации по состоянию па дату заключения сделки;
3) приобретение лицом не менее 5% обыкновенных акций кредитной организации (не менее 5% долей в уставном капитале кредитной организации), а также любое изменение, в результате которого размер принадлежащих этому лицу таких акций (долей) стал более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций кредитной организации (долей в уставном капитале кредитной организации);
4) сведения о решениях общих собраний акционеров (участников) кредитной организации;
5) сведения о начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам кредитной организации, созданной в форме акционерного общества (о части чистой прибыли кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, распределяемой между ее участниками);
6) направление владельцам ценных бумаг кредитной организации, созданной в форме открытого акционерного общества, в соответствии с гл. XI. 1 Закона об акционерных обществах добровольного или обязательного предложения (в том числе конкурирующего предложения) о приобретении акций, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, либо уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг или требования о выкупе ценных бумаг.
Раскрытие информации о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, производится путем ее опубликования в печатном издании, указанном в сообщении кредитной организации о принятом решении о реорганизации кредитной организации. Такое опубликование осуществляется в срок, не превышающий пяти дней с момента наступления указанных фактов (событий, действий). Кредитная организация обязана разместить информацию о существенных фактах (событиях, действиях) также на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок, не превышающий трех дней с момента наступления указанных фактов (событий, действий).
Особенности реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения предусмотрены нормативными актами Банка России.
Банк России заинтересован в укрупнении кредитных организаций. Для этого есть много причин. Главное, считается, что крупные банки - устойчивее, чем остальные. Видимо поэтому Банк России издает нормативные акты, отражающие специфику только двух видов реорганизации кредитных организаций: их слияний и присоединений. В остальных случаях действуют общие нормы Инструкции Банка России № 135-И.
В Положении Банка России № 386-П сказано, что реорганизация кредитных организаций проводится в соответствии с федеральными законами, Инструкцией Банка России № 135-И. Таким образом, Положение Банка России № 386-И устанавливает специальные нормы.
За государственную регистрацию кредитной организации и внесение изменений в устав, за выдачу новых банковских лицензий взимаются государственные пошлины в порядке и размерах, установленных законодательством РФ.
Нормы Положения Банка России № 386-П предусматривают, что на базе присоединяемой кредитной организации (ее филиала, внутреннего структурного подразделения) может быть открыт филиал (внутреннее структурное подразделение) кредитной организации, к которой происходит присоединение. Соответствующее подразделение может быть открыто как до завершения реорганизации, так и одновременно с прекращением деятельности присоединяемой кредитной организации. В первом случае это может быть сделано, в том числе по местонахождению присоединяемой кредитной организации (ее филиала, внутреннего структурного подразделения) в соответствии с требованиями Инструкции Банка России № 135-И. По только если оно будет располагаться в отдельном, изолированном помещении, и при этом будет обеспечено раздельное ведение учета, хранение документов и ценностей открываемого филиала (внутреннего структурного подразделения) и присоединяемой кредитной организации (ее филиала, внутреннего структурного подразделения).
Кредитная организация, к которой происходит присоединение, может открыть на имя указанного филиала по его местонахождению корреспондентский субсчет в подразделении расчетной сети Банка России.
При открытии филиала вместо документов, подтверждающих право собственности или аренды, субаренды, безвозмездного пользования на завершенное строительством здание (помещение) для размещения филиала (внутреннего структурного подразделения), кредитной организацией может быть направлено письменное обязательство о представлении указанных документов после государственной регистрации при реорганизации в форме слияния или государственной регистрации изменений, вносимых в устав при реорганизации в форме присоединения.
Требуется, чтобы каждая из реорганизуемых кредитных организаций в течение пяти рабочих дней после дня принятия решения о проведении общего собрания с включением в повестку дня вопроса о реорганизации, проинформировала о нем Банк России, а также территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации.
Такая информация является информацией ограниченного доступа. Она не подлежит разглашению служащими Банка России третьим лицам до момента размещения Банком России на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уведомления о начале процедуры реорганизации кредитной организации.
Получив такую информацию, Банк России вправе провести проверку деятельности реорганизуемой кредитной организации.
Протокол общего собрания участников каждой из реорганизуемых кредитных организаций, а также и договор о слиянии или о присоединении должны отражать решения собрания и содержать положения, предусмотренные соответственно ст. 16 или 17 Закона об акционерных обществах, либо ст. 52 или 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
Общее собрание может принять решение об утверждении аудиторской организации (индивидуального аудитора) для заключения договора о предоставлении аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности реорганизуемой кредитной организации.
Порядок и сроки направления кредитными организациями документов в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, предусмотренных Инструкцией Банка России № 135-И, предусмотрен в Положении Банка России № 386-П.