Лекция 15. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ
Кельты – одна из крупнейших ветвей индоевропейского сообщества. Начальный период этногенеза кельтов (протокельтский период) связан с древнеевропейской семьей, оставившей свой след в археологической культуре боевых топоров (шнуровой керамики), середина III – середина II тысячелетия до н.э., и культуре полей погребальных урн (XI–VIII вв. до н.э.). Около VIII в. до н.э. появляются первые контуры кельтской общности. Археологическим соответствием кельтской общности считаются гальштаттская (VIII–V вв. до н.э.) и латенская (V–I вв. до н.э.) культуры.
Уже в первый период своей истории кельты занимали обширную территорию Центральной и Западной Европы – от Испании до Дуная, от Ирландии до Южной Германии. На V–III вв. до н.э. приходится эпоха активных миграций кельтских племен, еще более расширивших масштабы кельтского присутствия в античном мире, – в IV в. до н.э. кельты занимают значительные территории Италии, Британии, Балкан, в III в. до н.э. вторгаются в Грецию и осваивают Карпаты. Мощная группировка кельтов проникла в Малую Азию, где было создано кельтское государство – Галатия. Таким образом, ко II в. до н.э. полоса кельтского присутствия простиралась от Ирландии до Малой Азии.
Размеры кельтской прародины и масштабы миграций с очевидностью указывают на то, что кельты исторически представляли собой конгломерат племен, не имевших прочных связей и культурной целостности. К крупнейшим кельтским племенам относились сеноны, бойи, эдуи, гельветы, битуриги, карнуты, инсубры и некоторые другие. Кельтская общность делилась на две большие группы – континентальных кельтов (Галлия и другие континентальные регионы) и островных кельтов (Британия, Ирландия). Античные греки для обозначения конгломерата кельтских племен пользовались понятиями кельты и галаты, римляне называли кельтов галлами. В историко-культурном отношении кельты были близки, с одной стороны, италикам, с другой – германцам. В ходе миграций кельты оказались в тесном взаимодействии с римлянами и греками, германскими, иллирийскими и фракийскими племенами. Перенимая у соседних пародов некоторые традиции, кельты при этом создали свою цивилизацию, в которой религия играла заметную роль.
Со II до н.э. начинается эпоха угасания кельтской экспансии. Под напором римлян, германцев, даков кельты теряют значительные территории, частью ассимилируются. В эпоху римского господства (после походов Цезаря 58–51 гг. до н.э.) культура кельтов подвергается сильной романизации, а религия преследуется и искореняется. Христианизация приводит к окончательному распаду кельтских религиозных традиций. В V в., после принятия христианства населением Ирландии, пал последний оплот кельтской религии. В эпоху распространения христианства религия кельтов утрачивает самостоятельное существование. При этом, однако, она не исчезает целиком. Некоторые ее элементы вошли в измененном виде в фольклор, народные верования и рыцарскую культуру кельтов-христиан и других христианских народов средневековой Западной Европы. Кельтские этнические общности сохранились во Франции (Бретань), Германии, Италии, альпийском и балканском регионах, Британии, Шотландии, Уэльсе, Ирландии.
Особенно долго фрагменты кельтской религии удерживались в Ирландии. "В Ирландии имел место не разрыв, а сращивание, правда очень своеобразное, двух традиций, наследие древнейшей из которых вписалось в систему новоявившейся, было урезано и преображено, но не отвержено и проклято"[1]. Ирландские христиане, особенно из поенной аристократии и простолюдинов, сохранили в фольклоре и обычаях память о старине, которая воспринималась как героическая эпоха завоевания и обустройства Ирландии. Дохристианские ирландские сказания в VI–XII вв. были обработаны, в монастырских скрипториях записаны и включены в состав рыцарской культуры. В XVIII в. под влиянием идей эпохи романтизма в Ирландии, а также в Шотландии, Уэльсе, Бретани возникают побуждения к возрождению древней кельтской религии. Так, в 1717 г. был основан Орден бардов, оватов и друидов, действующий и поныне. В настоящее время на Британских островах существует ряд религиозных сообществ, которые выводят истоки своего вероучения и культа из древнекельтского наследия.