Религия древних кельтов

Кельты являются одной из древних ветвей индоевропейского сообщества. Начальный период этногенеза – III – середина II тысячелетия до н.э. В культуре древних кельтов археологически выделяются гальштатская (VIII–V вв. до н.э.) и латенская (V–I вв. до н.э.).

В связи с активной миграцией кельтских племен уже к V–III вв. до н.э. они занимали территорию Центральной и Западной Европы, от современной Ирландии до Южной Германии, от Испании до Дуная. В III в. до н.э. кельты вторгаются в Карпаты и Грецию, проникают в Малую Азию, где создают государство Галатию. Подобная миграция обеспечила своеобразие кельтской культуры и религии. Кельтская общность исторически делилась на континентальных (Галлия и др.) и островных кельтов (Ирландия, Британия). Они были во многом близки с италиками и германцами, заимствовав элементы их религиозных верований и обычаев. Со II в. до н.э., особенно в эпоху римского господства, культура кельтов романизируется, а к V в. до н.э. христианство практически полностью ее вытесняет. Однако ряд элементов народных верований сохраняется. Особенно долго кельтская религия удерживалась в Ирландии. В 1717 г. был основан орден бардов, друидов и оватов, существующий до сих пор.

У кельтов было особенно развито представление о загробном мире и бессмертии души. "Другой мир" – иногда его называли "Иной мир" – представлялся страной блаженства, где нет страданий, болезней, войн. Боги тоже присутствуют в этом мире, но могут возвращаться на землю. По немногочисленным данным, кельты считали, что Иной Мир находится на одном из северных островов, чаще всего упоминается остров Туле.

Представители Иного Мира обладали магическими свойствами, одним из которых было оборотничество. Магия играла огромную роль в религии древних кельтов, особенно это касалось магии чисел, формул. Главными носителями магических сил были боги, чем и определялось их могущество.

Кельтский пантеон богов многочислен. Выделялись Тевтатес, Езус, Таранис, Луг, Граниус, Беленус, Варуна, Один и др. Из женских божеств наиболее известны Эпона, Росмерта, Бригита. Существовали общеплеменные и локальные боги, обладающие множеством функций. Так, Луг – общекельтское божество. Имя его означает "сияющий", бог- воитель, побеждающий врагов. Копье, меч Луга считались обладающими особой силой. Они наделяют непобедимой мощью каждого человека, который мог до него дотронуться. Таранис означает "громовик", бог-громовержец, грозового неба и молнии. Богиня Бригита олицетворяет культ Великой матери.

Образы кельтских богов антропоморфны. Особенностью внешнего облика богов является изображение их с тремя головами. У континентальных кельтов особенно почиталась Эпона – покровительница коневодства. Священными животными кельтов были лошадь, медведь, кабан, волк, вепрь, ворона. Поклонялись древние кельты духам рек, водоемов, источников, деревьев, рощ.

Из обрядов у древних кельтов особенно было развито жертвоприношение, включая человеческое; были распространены гадания, заговоры, заклинания, белая и черная магия. Особенно долго удерживался в Ирландии праздник перехода к зиме (1 ноября). Из праздников наиболее значительным был Новый Год – Самайн. Считалось, что в это время происходит встреча двух миров – мира людей и Иного мира, божественного. Обитатели Сида приходят в этот праздник на землю. Еще один праздник – 1 февраля – был посвящен богине Бригите, покровительнице искусства, мудрости, врачевания, кузнечного дела. Пышно отмечался праздник, посвященный богу Лугу, – 1 августа.

Существовали у кельтов космогонические мифы, повествующие о происхождении мира, мифы о потопе, мифическом предке Парталоне, демонических фоморах, которые представляют собой существа изначального хаоса, о борьбе асов и ванов.

В кельтской организации особенную роль играли жрецы – друиды – и созданные ими коллегии. Они не только священнодействовали, но и участвовали в разрешении проблем общины. Друидом мог стать лишь человек из племенной аристократии. Желающий стать друидом должен был пройти длительную подготовку в течение 20 лет. При этом он изучал жреческую мудрость и заучивал наизусть множество заклинаний и религиозных гимнов. Друиды были непосредственными участниками ритуалов жертвоприношения, колдунами, знахарями, хранителями тайных знаний.

Особую роль у кельтов играли поэты-песнопевцы (ирландские филиды, галльские барды). Их песни были наполнены религиозной тематикой, содержали в себе магические формулы, прорицания. Филиды также хранили и толковали законы, особенно в период христианизации Ирландии.