Религия Древнего Рима
Религия Рима заключалась в отправлении культа, а все то, что находилось за пределами ритуала, было учеными толкованиями религии и ее поэтическими и философскими интерпретациями.
Эволюция римской религии состояла в целом ряде последовательных наслоений. Если греческая религия на протяжении долгого времени оставалась религией отдельных полисов, то римская играла особую роль в сплочении римской общины. Римская религия формировалась параллельно с объединением общин, лежавшим в основе возникновения Рима; боги отдельных общин сливались друг с другом, смешивались, объединяли функции, становились общими вместе с обрядами и жреческими коллегиями.
Бесчисленные римские боги наполняли весь известный мир. Одних почитали на уровне государства, другие, такие как Лары, Пенаты, Маны, относились к домашним и семейным богам. Может сложиться впечатление, что отличие римской религии от греческой состоит в отсутствии потребности в живых образах богов. Действительно, многие римские боги – это олицетворение абстрактных понятий, обозначающих действия: боги периодов человеческой жизни (первого крика, слова – богиня, которая учила есть, пить и т.д.), боги земледельческих работ (первой, второй и третьей пропашек, посева и т.д.).
Тем не менее допустимо полагать, что верования римлян были аналогичны верованиям других народов: почитались боги, которые имели свои обряды и свои мифы, забытые или трансформировавшиеся вместе с изменением самих богов. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм: храм Юпитера Капитолийского с целлами Юпитера, Юноны и Минервы.
С расширением государства римская религия подверглась влиянию иноземных религий завоеванных стран, особенно Греции. Так, римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер с Зевсом, Минерва с Афиной, Юнона с Герой и т.д. Эллинизация римской религии, т.е. проникновение в нее греческих элементов, особенно усилилась после второй Пунической войны (218–216 гг. до н.э.). В отсутствие мифологии, подобной греческой, постепенно складывался "римский миф", заключавшийся в том, что боги предназначили Риму власть над миром и все события истории – это этапы на пути к осуществлению этого предзнаменования.
Со временем в Риме были собраны божества и культы почти всех подвластных ему народов. Римская культура оказалась синтезом культур разных средиземноморских народов. Необходимо уточнить, что этот синтез является завершением процесса, который начался в эпоху эллинизма в греческих государствах на обломках империи Александра Македонского.
В эго время наряду с культами традиционных богов в этих государствах распространились культы богов негреческих, особенно восточных (Исиды, Осириса и др.), которые становились частью религиозной системы эллинизма скорее, чем боги какого-либо полиса. Культ императоров, сформировавшийся на основе культов правителей эллинистических государств, начался с обожествления Гая Юлия Цезаря после смерти (44 г. до н.э.). В императорскую эпоху (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.) распространилось почитание, с одной стороны, универсальных божеств – владык мира, носителей высшей справедливости, с другой – практиковались мистические культы, призванные обеспечить личное приобщение к божеству.
Любой гражданин мог быть наделен жреческими функциями благодаря социальному положению или избранию, а его обязанности как жреца ограничивались специфической краткосрочной деятельностью – исполнением обрядов. Жрецы были объединены в коллегии. Понтифики (лат. pontifex – мостостроитель) занимались календарем; верховный понтифик был главным в том, что касается жертвоприношений и обрядов, у него в подчинении находились царь священнодействий, жрецы Юпитера, Марса и Квирина фламины и жрицы Весты весталки. Авгуры (лат. augur) наблюдали за небесными знамениями, Сивиллины жрецы по приказу сената обращались к книгам с прорицаниями, чтобы указать средства, как умилостивить богов, фециалы совершали обряды при объявлении войны и заключении мира, арвальские братья и луперки совершали обряды, связанные с земледельческими работами, а обязанностью салиев было отправление культов древнейших родоплеменных богов: Марса, Квирина, Януса, ларов.
У римлян боги предстают в образе граждан, которые ограничивались требованием и получением причитающихся им почестей, а свою волю выражали, отвечая на вопросы, которые им задавали магистраты; проявлением божественного гнева считались катастрофы. Родоначальником авгуральной дисциплины – гадания по небесным явлениям – считают Нуму Помпилия. Если в Греции гадания проводили лишь прорицатели, то в Риме это мог делать наряду с авгурами любой гражданин – отец семейства или магистрат (должностное лицо).
Римляне четко отделяли частные священнодействия от общественных. Частные культы передавались по наследству вместе с основной долей имущества. Некоторые ритуалы частного культа имели значение для всей общины, они проводились под контролем понтифика в храмах или у алтаря бога.
Обряды были строго регламентированы и должны были исполняться с соблюдением всех деталей. Если что-то нарушалось, то ритуал повторяли еще раз. Так, молиться можно было строго установленными формулами. Молитвы вместе с жертвоприношениями предшествовали всем видам сельскохозяйственных работ (об охране полей, при подрезании рощи), а молитва к вражеским богам имела целью переманить их на сторону римлян. Должностные лица, например консулы, при вступлении в должность давали обеты. Богам обещали принести жертвы, построить храм или организовать игры.
Жертвоприношение было центром большинства культовых действий, в том числе всякого важного праздника. Как и в Греции, они были бескровными и кровавыми, позволялось замещать дорогостоящие жертвоприношения животных их изображениями из хлеба и воска. Жертвоприношение состояло из предварительных обрядов, посвящения, заклания жертвы, затем ее разделывания и жертвенного пира. Римское жертвоприношение было прежде всего пиром в буквальном смысле слова, как и греческое. Оно сопровождалось молитвой, которая служила средством выполнения обряда, дополняла его, выражая словами действия тех, кто совершал жертвоприношение. Всякое договорное обязательство сопровождалось умилостивительными жертвоприношениями и клятвами, искупительные жертвоприношения устраивались при нарушении обрядов.
В каждом месяце римского календаря были дни, предназначенные для общественной жизни, и дни только для религиозных церемоний. В календарь были включены праздники аграрного цикла, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами, и праздники гражданского характера, связанные с общественной жизнью. Постоянными элементами праздников были жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, к которым добавлялись зрелища: схватки в амфитеатре, театральные представления. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, то в Риме они рассматривались как массовые развлечения. Среди праздников, справлявшихся ежегодно, преобладали древнейшие в честь земледельческих богов.