Религия чибча-муисков
Начиная примерно со II в. на территории современной Колумбии возникает цивилизация чибча-муисков, которая распространила свое влияние па обширные территории и просуществовала вплоть до времени испанского завоевания в XVI в.
По верованиям чибча-муисков была лишь тьма и не было мира, свет был заключен в нечто огромное, что называлось Чими-нигагуа. Это был бог-творец. Постепенно он стал излучать свет и творить мир. Первыми он создал больших черных птиц, которые стаями разлетелись по всему миру. В своих клювах они несли свет, и так мир обрел рассвет. В освещенном мире Чиминигагуа создает все вещи, растения, животных, людей, а из самых прекрасных людей – мужчины и женщины – он сделал солнце и луну.
Посланником Чиминигагуа на земле был Бочика. Этот бог соединяет в себе черты солярного божества, культурного героя, у некоторых племен – покровителя охоты. Образ его сходен с образами Кетсалькоатля у тольтсков, Великого Маниту у североамериканских индейцев, Виракоче у инков – тем, что тоже неожиданно появляется с Востока, тоже имеет облик старца с длинной седой бородой и также обучает людей искусствам, ремеслам, земледелию и добрым нравам. Как и Кетсалькоатль, он соединяет в себе "ипостаси" и бога, и жреца, и правителя, и учителя мудрости. У му- исков он еще и ткач-пришелец, принесший ремесло ткачества; чтобы рисунки для украшения тканей не были забыты, Бочика выбивал орнаменты на камнях и скалах. По одному из мифов, Бочика превратил в скалу огромного орла, угнетавшего индейцев; в другом мифе повествуется о том, как он спасает людей от наводнения, причем является им верхом на радуге. У Бочики много имен: Ненкетеба, Нентеректетеба, Суэ, Чимисапагуа, Садигуа, Сукунсуа, Сукумонсе.
Всеобщей прародительницей и покровительницей земледелия у чибча-муисков считалась богиня Бачуэ (высокие груди). Когда людей на земле еще не было, Бачуэ вышла из вод озера Игуаке в образе прекрасной женщины, ведя с собой трехлетнего сына. Когда сын вырос, Бачуэ взяла его в мужья и рождала ему каждый раз по 4–6 близнецов. Они обошли всю землю, заселяя ее своими детьми. В старости они вернулись к озеру Игуаке, и Бачуэ заповедала людям блюсти обычаи и хранить мир; после этого она и ее муж-сын превратились в двух больших змей и скрылись в водах озера. Однако их потомки отказались верить в богов. Это разгневало бога Чибчакуна, посланного небом для поддержки чибча-муисков, и он устроил великое наводнение. Лишь немногим удалось спастись на вершинах самых высоких гор, они молили богов о пощаде и прощении. Тогда и явился людям Бочика верхом на радуге, с золотым жезлом в руке. По мановению его руки раскрылась горловина водопада Текендама, и со 130-метровой высоты воды из долины Боготы ринулись в реку Магдалена. После этого Бочика вступил в схватку с Чибчакуном, победил его и заставил держать на своих плечах землю, опорой которой прежде были деревья гуайяко. Когда Чибчакун от усталости меняет положение, происходит землетрясение.
В память о страшном наводнении чибча стали обожествлять стоячую воду. Поклоняясь озерам, они приносили им богатые дары, бросая их в воду. С озерной водой был связан ритуал посвящения в вожди: тело правителя натирали смолой, а потом покрывали золотым порошком. Правитель в сопровождении процессии соплеменников достигал озера Гуатавита и нырял в него, смывая позолоту, – тем самым совершалось чудо превращения. Испанский хронист Педро Симон писал, что индейцы так почитали это озеро, что с появлением испанцев бросили в него все свои драгоценности, доверив ему их на хранение.
Трепетно-благоговейное отношение существовало у муисков также к лесу, вообще к природе. Солнце и Луна тоже были объектами почитания, и в священном городе Согамосо был сооружен огромный храм в честь Солнца (хотя вообще-то муиски были убеждены в том, что специальный храм Солнцу не нужен, так как оно в нем все равно не поместится).
Чибча-муиски также приносили человеческие жертвы. Правда, были жертвоприношения и более безобидные – золото, изумруды, драгоценные ткани. Человеческие же жертвы были двух видов – обычная и на случай особых бедствий. В первом случае жертвой был любой бездомный бродяга из долины, называвшейся Домом Солнца, во втором же в жертву приносился ребенок, захваченный у противника. Жрецы в сопровождении жителей направлялись к самой высокой горе и там убивали ребенка в момент восхода солнца, обмазывая его кровью те камни, на которые ложились первые лучи небесного светила. Считалось, что солнце поглотит кровь, а затем съест и ребенка, тело которого оставляли на месте жертвоприношения. Ритуальные умерщвления людей происходили и при захоронении умерших из знатных семей; так, вместе с императором обязательно уходили из жизни несколько его жен и его рабы.
Муиски верили в посмертное существование и в потусторонний мир, но помещали его не в подземелье, как другие народы, а в центр земли. После смерти человек становился духом, бесплотной тенью, и отправлялся в Страну Теней. Чтобы попасть туда, надо было переплыть реку на суденышке, сплетенном из паутины, поэтому паук почитался у них как священное животное.