Религия
В 1903 г. Николай II провозгласил свободу совести. Указом от 4 апреля 1905 г. старообрядцы получили одинаковые права с католиками и протестантами и право именоваться именно старообрядцами, а не раскольниками. После Февральской революции полную фактическую свободу получили сектанты, к которым после Октябрьской революции власти стали относиться даже лучше, чем к основной массе верующих.
Казалось бы, церковь стояла твердо и нерушимо, но хотя, по официальным данным, количество православных, а также монашествующих и послушников росло, количество белого духовенства и монастырей уменьшалось. По сравнению с общим ростом численности населения (с 16 млн человек в 1738 г. до 72 млн в 1890 г.) количество религиозных учреждений и духовенства непрерывно и резко падало.
"На каждого православного жителя империи приходилось к концу XIX в. вдвое меньше церквей, в 2,5 раза меньше монахов, почти в 6 раз меньше белого духовенства и в 6 раз меньше монастырей, чем полтора столетия перед тем".
Этому процессу способствовало законодательство, в частности закон от 1869 г., направленный на уменьшение причта. Из 50 млн православных причащались и исповедовались только 35 млн, остальные считались православными по большей части формально. В какой-то мере это объясняет то, что произошло после революции 1917 г.
Церковь не ответила стремлению русской религиозной философии к ее обновлению. Она оставалась неизменной в быстро меняющемся мире. По словам Π. II. Милюкова, "церковь была призвана к воспитанию народных масс в духе официального православия в церковно-приходских школах". Но где нет постепенной эволюции, там грозит резкий переход. Пассивно-охранительная тенденция церкви вела к ее кризису. "Революция застала русскую церковь врасплох".
После Февральской революции закон от 17 июля 1917 г. признал полную религиозную свободу. Церковно-приходские школы передавались в ведомство Министерства народного просвещения. Через пять дней после Октябрьской революции Собором русской православной церкви (небольшим перевесом голосов) было принято решение о восстановлении патриаршества в России. Первый патриарх XX в. был выбран из трех по жребию (как в 1634 г.). Им стал митрополит Тихон (в миру В. И. Белавин; 1865–1925).
4 декабря 1917 г. большевики национализировали вместе с другими церковные и монастырские земли. Через две недели у церкви была отнята функция регистрации рождений и браков. В ответ новый патриарх назвал большевиков "извергами рода человеческого" и "заклинал верных чад церкви не вступать в какое-либо общение с ними". 21 января 1918 г. в Петербурге состоялся крестный ход против захвата большевиками Александро-Невской лавры, в котором участвовало несколько сотен тысяч верующих. Аналогичный крестный ход прошел через неделю в Москве. В ответ большевики 23 января 1918 г. издали декрет "О свободе совести и о религиозных общинах", получивший затем заглавие "Отделение церкви от государства и школы от церкви". В июле 1918 г. декрет был конституционно закреплен. Начался период государственного атеизма.
Собор русской православной церкви в своем решении назвал принявших декрет "безбожными, не русскими и не православными" и призвал народ сплотиться вокруг храмов и монастырских обителей для защиты попираемой святыни. Отмечалось, что "даже татары больше уважали нашу святую веру, чем наши теперешние законодатели", которые превращают Русь Святую "в землю антихристову". Вывод такой: "Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание". Эпиграфом послания 13 октября
1918 г. патриарх Тихон берет слова: "Все, взявшие меч, от меча погибнут". В 1921 г. в Сремских Карловичах (Сербия) состоялся съезд епископов, священников и мирян, эмигрировавших из России, призвавший к восстановлению монархии. Церковные противники патриарха в России – "обновленцы" ("живая церковь"), наоборот, стремились к сотрудничеству с новой властью.
23 февраля 1922 г. вышло правительственное распоряжение об изъятии в течение месяца всех не необходимых непосредственно для целей культа ценностей и о передаче их на нужды голодающих. Патриарх был арестован, а власть в церкви захватили "обновленцы". В принятой ими платформе утверждалось, что мир эволюционировал Божьей волей, но посредством естественных законов. Бог есть Бог любви, а не грозный Судия. Спасение должно достигаться путем добросовестного выполнения общественных обязанностей, налагаемых жизнью. В целом это христианско-социалистическая программа не без влияния протестантизма и науки. "Обновленцы" утверждали, что коммунистическое государство стремится к осуществлению тех же целей, что и Евангелие. Созванный в 1923 г. Собор, в котором большинство не без помощи новой власти составили сторонники "живой церкви", объявил анафему, наложенную на советское правительство, недействительной и лишил патриарха Тихона священства и монашества. Восстановление патриаршества Собор объявил контрреволюционным актом, постановил закрыть монастыри, заменив их коммунистическими братствами.
После смерти находившегося под домашним арестом в Донском монастыре в Москве патриарха Тихона назначенный им местоблюститель Сергий подтвердил желание церкви быть лояльной к советской власти. После этого представители зарубежной русской церкви объявили себя независимыми от Московской патриархии. Π. Н. Милюков в 1930 г. сделал вывод, вполне к настоящему времени оправдавшийся: "Всего вероятнее, что православная церковь переживет революцию, ни в чем не изменившись".
В годы Великой отечественной войны церковь оказала существенную помощь фронту. В 1943 г. было восстановлено патриаршество. Церковь выжила в период страшных гонений и к концу века вернула себе утраченное влияние и почти все материальные ценности, которые отобрали у нее за годы Советской власти.
В XX в. переходят все те богословские проблемы, которые возникла в предыдущем столетии. Большое значение имела обобщающая книга священника Георгия Васильевича Флоровского (1893–1979) "Пути русского богословия" (1937). Автор вновь подчеркнул роль византийской традиции в русской церкви.
Говоря о византийских корнях нестяжательства, Флоровский писал: "Разногласие между иосифлянством и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: завоевание мира на путях внешней работы в нем или преодоление мира через преображение и воспитание нового человека, через становление новой личности. Второй путь можно назвать и путем культурного творчества".
Таким образом, творчество сопоставляется с религиозностью. Действительно, путь творчества есть путь преодоления мира.
Важным достижением русского богословия была дальнейшая разработка Сергеем Николаевичем Булгаковым (1871–1944) софиологии, т.е. учения о Софии как творческом начале. Николай Бердяев в работе "Смысл истории" сделал вывод на основе русской революции о наступлении решающего этапа борьбы между силами добра и зла, предшествующего Апокалипсису.